Красота мира в «Тимее» Платона
Автор: Oмара Доминик
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 т.8, 2014 года.
Бесплатный доступ
В Тимее Платон описывает мир как «прекраснейший» ( kallistos, 29a5) из сотворенных вещей. Возможно, это исторически первое систематическое описание красоты мира. В любом случае, перед нами одно из наиболее влиятельных рассуждений на эту тему. В свое время, оно оказало фундаментальное влияние на стоиков и позднее, в третьем веке н. э., когда презрение и ненависть к миру стали базовым элементом гностического движения, Плотин, также истолковывая Тимей, высказал немало соображений о красоте и значимости мира. Однако что Платон считал «красотой» мира? Что делает мир прекрасным? Обсуждая эти вопросы в данной статье я, во-первых, кратко рассматриваю различение между красотой и благом, которое Платон, по-видимому, проводит в Тимее. В одном месте ( Tim. 87c) это различение похоже связано с понятием «мера». В этой связи, во-вторых, представляется уместным обратиться к другой поздней работе Платона, Филебу, на основании которого темы красоты, блага и меры могут быть сопоставлены более подробно. Тема «меры» снова возвращает нас к Тимею, где, в-третьих, мы исследуем роль меры, в особенности, математической, в придании миру красоты. Особое внимание уделяется обсуждению того, как математические структуры порождают красоту в душе и теле, создавая цельное живое существо, которое и есть мир.
Эстетика, античность, гармония, красота и благо
Короткий адрес: https://sciup.org/147103364
IDR: 147103364