Рассказ-этюд в русской и узбекской литературе: лиро-эпическое vs лиро-драматическое

Автор: Марков Александр Викторович, Камилова Саодат Эргашевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Компаративистика

Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

Понятия лиро-эпического и лиро-драматического начала в прозе могут служить как жанровым обобщениям или указанию на конвергенцию различных традиций внутри национальной литературы, так и спецификации национальных литератур в период кризиса жанра романа. В период небывалых событий распада СССР и новой волны постколониальных поисков в мировой культуре рассказ становится местом не только повествовательных, но и жанровых экспериментов: он фиксирует постоянно меняющуюся современность, при этом столкновение нарративов, качеств внутренней речи и темпоральностей образует в каждом рассказе новые конфигурации сочетания эпического, лирического и драматического моментов. В данной статье на примере произведений русских (Ян Гольцман, Сергей Солоух и др.) и узбекских (Шукур Холмирзаев, Исажон Султон, Мухаммад Шариф, Улугбек Хамдам) прозаиков показывается, как развитию лиро-эпического элемента в русской литературе соответствует развитие лиро-драматического элемента в узбекской литературе. В русском рассказе доминирует простая аллегория, позволяющая свести сложный опыт прошлого к набору сменяющих друг другу аффектов. В узбекском рассказе доминирует сложная аллегория, определяющая отношение сюжетных поворотов и традиционных образов. Подробно прослеживается, как работа сложной аллегории определяет позицию автора и героя, систему отождествлений и реактуализации национального наследия в мировом постколониальном контексте. Ставится вопрос о связи такого распределения жанровых паттернов с принципами организации общественной жизни и пониманием субъекта высказывания. В русской литературе таким субъектом оказывается интеллигент, наследующий достижениям русской классической литературы в изображении внутреннего мира и вызовов современности, в узбекской литературе - современный человек в широком смысле, умеющий находить общий язык с различными социальными группами и опирающийся на традицию как на источник этого общего языка, а не отдельных эмоциональных переживаний.

Еще

Постсоветская литература, рассказ, поэтика жанра, постколониальная литература, лиро-эпическое, лиро-драматическое, русская литература, узбекская литература

Короткий адрес: https://sciup.org/149141268

IDR: 149141268   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-4-347

Статья научная