Псалтирь как источник знания в экзегезе Оригена и Василия Великого на Псалтирь

Бесплатный доступ

Сравнивая гомилии Оригена и Василия Кесарийского на псалмы, данная статья ставит своей целью показать, как оба автора представляли себе литературное и богословское единство Псалтири. Оба экзегета включают христианский духовный прогресс, представленный, по их мнению, в божественной музыке, в дихотомию праксиса и теории. Для этого они используют набор специфических образов. Например, они оба противопоставляют практическую жизнь, изображаемую как «псалом» и разновидность инструментальной музыки, созерцательной жизни, представленной «песнопением» и разновидностью вокальной музыки. Таким образом, опираясь на превосходство тела над разумом, Василий и Ориген представляют человеческое тело как музыкальный инструмент, а добродетельную жизнь - как хорошо слаженную песню. Я предполагаю, что постоянный акцент на этой философской структуре в экзегезе Псалтири объясняется желанием представить эту книгу Писания как приспособленную для каждого христианина, от самого простого до продвинутого, какой бы духовной подготовкой он ни обладал. К такому подходу приводит и концепция Псалтири как универсального текста, охватывающего содержание всей Библии, разработанная Василием, Афанасием и, возможно, Оригеном. Мое исследование посвящено, прежде всего, гомилиям Оригена и Василия на псалмы, но также устанавливает некоторые связи с другими комментариями на псалмы.

Еще

Псалтирь, ориген, василий кесарийский, александрийская экзегеза, музыкальная образность, праксис и теория

Короткий адрес: https://sciup.org/147243513

IDR: 147243513   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-2-656-671

Статья научная