Рецепция аристотелевской интерпретации платоновских идей у Плотина и Аль-Фараби

Бесплатный доступ

В данной статье приводятся четыре аргумента против приписывания Платону теории идей. Вначале я изучаю критику идей (форм) Аристотелем, чтобы показать, что Аристотель больше внимания уделял эпистемологическим последствиям теории идей, а не самому их существованию. Кроме того, остается неясным, на кого ориентировался Аристотель в своей критике - на Платона или на платоников. Далее я перехожу к рассмотрению той непоследовательности, которая присуща платоновскому обсуждению идей. В сущности, это связано с приверженностью Платона убеждению, что письмо и язык не могут охватить идеи в целостном виде. Таким образом, разнообразные рассуждения Платона об идеях в диалогах отражают его убежденность в изменчивости мира и языка. Это отражается на восприятии Платона и Аристотеля в античности и за ее пределами. Я показываю, что начиная с Антиоха Аскалонского и далее Платон и Аристотель воспринимались как представители последовательной философии. Эта историческая «гармонизация» Платона и Аристотеля показывает, что противостояние обоих мыслителей в отношении идей не было общепринятой точкой зрения. Далее я перехожу к Плотину, который синкретизировал платоновские идей с аристотелевским интеллектом, что было воспринято аль-Фараби, который отверг возможность какого-либо различия между ними. Аль-Фараби написал трактат о гармонизации Платона и Аристотеля, в то время как Плотин построил все свое философское предприятие на синтезе платоновско-аристотелевской философии, который оказался исторически влиятельным. Итоговый тезис данной статьи состоит в том, что любое внимательное историческое исследование интерпретации Аристотелем платоновских идей покажет, что Платону трудно непротиворечиво приписать развитие теории идей.

Еще

Платон, аристотель, плотин, теория идей, интеллект, душа

Короткий адрес: https://sciup.org/147243512

IDR: 147243512   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-2-623-655

Статья научная