Время и память: концепция Романа Ингардена о последовательности фаз в литературном произведении в свете нейрофеноменологии Франсиско Варелы и фронтальной феноменологии Шона Галлахера

Автор: Улицка Данута

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 3 (58), 2021 года.

Бесплатный доступ

В отличие от общеизвестной ингарденовской концепции литературного произведения, как многослойной структуры, теория многофазовости не привлекает особого внимания исследователей. Поэтому отсутствие этого понятия в нейрофеноменологии не удивляет несмотря на то, что ее основатели опирались на те же идеи Гуссерля. В сочетании с ними концепция Ингардена все еще представляется плодотворной. Ее достоинство - в глубоком анализе способов понимания времени, связанных с консеквентной природы языка природой языка. Этот вид анализа работает также при изучении механизмов памяти, которые, по словам Ингардена, функционируют аналогичным образом. Они отвечают за создание схематизированных аспектов и их интеграцию в предметы опыта. Ингарден вывел эти схемы из концепции времени-сознания Гуссерля и из работ Бергсона. Основой его идей, однако, были исследования памяти, проведенные философами Львовско-Варшавской школы. Учитывая эти три источника, можно предложить решение нейрофеноменологической проблемы когнитивной ценности, так называемых протоколов повествований от первого и третьего лица, что способствует лучшему пониманию нарратологических теорий русских, пражских и польских структуралистов.

Еще

Феноменология, неврология нейрофеноменология, львовско-варшавская школа, время-сознание, память, нарратология

Короткий адрес: https://sciup.org/149139241

IDR: 149139241   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_3_33

Статья научная