Типология и стратегии креативной рецепции на примере английской поэзии и прозы постмодерна

Бесплатный доступ

Статья посвящена комплексному изучению и описанию теории и типологии креативной рецепции. Даются определения таким терминам, как «рецепция», «креативная рецепция», «стратегии креативной рецепции» и др. Типология креативной рецепции построена автором на основе материалов исследований Е. В. Абрамовских, С. Е. Трунина, М. В. Загидуллиной, В. И. Тюпы, М. Наумана. Она включает в себя два уровня (типа): классический и постмодернистский, для каждого из которых характерен определенный набор стратегий. К стратегиям классического типа относятся формальная, аутентичная, нейтральная и антитетическая. На постмодернистском уровне автор выделяет две стратегии - конгениальную и игровую. Теория и типология креативной рецепции иллюстрируется примерами аллюзий и реминисценций из английской и мировой поэзии в творчестве английского писателя-постмодерниста Дж. Фаулза (1926-2005). Источником примеров креативной рецепции в творчестве писателя послужили его прозаические произведения: роман «Женщина французского лейтенанта» (1969), сборник повестей «Башня из черного дерева» (1974) и философская книга «Аристос» (1964), а также сборник стихов «Избранное» (Selected Poems), не переведенный на русский язык. Нами предпринята попытка художественного перевода стихотворения Дж. Фаулза Islanders («Островитяне»). В статье анализируется также опосредованная рецепция Священного Писания, обнаруживающая себя в аллюзии на «башню из слоновой кости», которая дала название повести Джона Фаулза «Башня из черного дерева» и всему сборнику. Делаются выводы о преобладающих стратегиях креативной рецепции в указанных произведениях Дж. Фаулза, а также о возможностях применения рассматриваемой типологии креативной рецепции при исследовании творчества других писателей.

Еще

Рецепция, креативная рецепция, типология креативной рецепции, стратегии креативной рецепции, постмодернизм, английская литература XX в., Дж. Фаулз, художественный перевод поэзии, аллюзия, реминисценция

Короткий адрес: https://sciup.org/147229686

IDR: 147229686   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-2-110-119

Список литературы Типология и стратегии креативной рецепции на примере английской поэзии и прозы постмодерна

  • Абрамовских Е. В. Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема: на материале дописываний незаконченных отрывков А. С. Пушкина: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2007. 44 с.
  • Библия. М.: РБО, 1992. 1376 с.
  • Гуманова Т. С., Сомова Е. В. Образы Чарльза Диккенса и Уилки Коллинза в романе Д. Сим-монса «Друд, или человек в черном» // Русско-зарубежные литературные связи: сб. ст. по материалам VII Всеросс. науч.-практ. конф. с между-нар. участием. Н. Новгород, 2017. С. 185-194.
  • Дроздова М. С. Рецепция поэзии в творчестве Дж. Фаулза 60-70-х годов XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 26 с.
  • Загидуллина М. В. Ранние статьи Гоголя о Пушкине: к вопросу «внутрицеховой» рецепции // Вестник Челябинского государственного университета. 2004. № 1. С. 34-41.
  • Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Литература и методы ее изучения. Системно-синер-гетический подход: учеб. пособие М.: Флинта: Наука, 2011. 280 с.
  • Меркулова М. Г. Система аллюзий и реминисценций на жизнь и творчество русских писателей в романе Дж. Барнса «Шум времени» // Вестник СПГУТД. 2017. № 3. С. 96-101.
  • Науман М. Литературное произведение и история литературы. М.: Радуга, 1984. 424 с.
  • Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: Локид-Пресс, 2005. 880 с.
  • СЭС - Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.
  • Трунин С. Е. Рецепция Достоевского в русской прозе конца XX - начала XXI в. Минск: Логвинов, 2006. 156 с.
  • Тюпа В. И. Творческий потенциал Пушкинских набросков // А. С. Пушкин: Филологические и культурологические проблемы изучения: материалы Междунар. науч. конф. Донецк: Донецкий гос. ун-т, 1998. С. 16-18.
  • Хабибуллина Л. Ф. «Шекспировский» контекст творчества Энтони Бёрджесса // Филология и культура. 2015. № 1(39). С. 251-255.
  • Buchberger M. P. Metafiction, historiography and mythopoeia in the novels of John Fowles: thesis ... PhD. Brunel University, 2009. 239 p.
  • Byron J. G. Lord Byron: The Major Works. Oxford University Press, 2008. 1080 p.
  • Clayton J. Figures in the Corpus: Theories of Influence and Intertextuality / J. Clayton, E. Rothstein. Wisconsin: University of Wisconsin Press, 1991. 349 p.
  • Dix H. Postmodern Fiction and the Break-Up of Britain. Continuum international publishing group, 2010. 192 p.
  • Fish S. Literature in Reader: Affective stylistics. Charlottesville: New lit. History, 1970. 162 р.
  • Fowles J. R. Selected Poems / Introduced and edited by Adam Thorpe. Hexham: Flambard Press, 2012. 132 p.
  • Fowles J. R. The Aristos. London: Jonathan Cape Ltd., 1980. 296 p.
  • Fowles J. R. The Ebony Tower. New York: New American library, 1975. 293 p.
  • Fowles J. R. The French lieutenant's woman: [A novel]. London: Vintage, 1996. 445 p.
  • King James Bible. URL: https://www.kingjames-bibleonline.org/ (дата обращения: 21.10.2019).
  • Salami M. John Fowles's fiction and the poetics of postmodernism. Associated University Press, 1992. P.135-136.
Еще
Статья научная