Тьютор в российской системе образования

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена вопросу истории и практики применения института тьюторства в современном российском образовании. Отмечается, что в условиях перехода к компетентностному образованию и поиска новых методов преподавания использование тьюторства позволит во многом интенсифицировать процесс обучения, сделать его более гуманистическим.

Тьютор, компетенции, образование, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская работа, самообразование, личность специалиста

Короткий адрес: https://sciup.org/142178536

IDR: 142178536

Текст научной статьи Тьютор в российской системе образования

Современное российское общество динамично развивается, процесс реформирования затрагивает многие сферы общественной жизни. Качественное изменение социально-экономического развития России невозможно без подготовки кадров нового поколения. Это обусловливает необходимость существенных изменений в системе высшего профессионального образования. За последнее десятилетие в России были предприняты попытки комплексного реформирования образовательной системы. Принципиально важными новшествами для высшего образования стали принятие «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и включение России в Болонский процесс, переход на двухуровневое образование, разработка и внедрение «Приоритетного национального проекта «Образование». Целью данных мероприятий и изменений является создание устойчивого развития системы образования, которое должно позволить осуществить России переход к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, преодолеть опасность отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития [1].

На смену существующим федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования пришли новые стандарты, где вместо дидактических единиц обозначены профессиональные и общекультурные компетенции. Отличительной чертой компетенций является их универсальный характер, направленный на формирование профессионала нового типа, способного быстро ориентироваться в рабочей обстановке. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие раз- витым чувством ответственности за судьбу страны. Владение ключевыми компетенциями, а не энциклопедичность знаний, формирование и развитие информационной культуры личности рассматривается в настоящее время как основа успешной профессиональной адаптации человека в обществе.

Очевидно, что традиционные методы, существующие в педагогике, не вполне могут быть использованы для реализации намеченных мероприятий при реформировании образования, поэтому необходимы новые педагогические технологии либо существенная модернизация уже имеющихся. Тем более что вузы имеют большую свободу в выборе форм и средств организации учебного процесса. В данном контексте мы обратимся к вопросу о возможности использования института тьюторства, который успешно используется за рубежом.

Феномен тьюторства имеет длительную историю. Как самостоятельное явление образовательного процесса тьюторство появилось в Великобритании в XIV в. и долгое время существовало в качестве наставничества. В настоящее время тьютор является ключевой фигурой учебного процесса во многих странах Европы и США, и его функции существенно расширились. «Тьюторы руководят самостоятельной научноучебной работой студентов, <...> встречаются со своими подопечными еженедельно на тью-торских занятиях, обсуждая в неофициальной обстановке положение дел. Тьюторские занятия могут носить характер практических занятий, консультаций или семинаров по определенным темам. Тьюторы могут быть из числа лекторов, если они консультируют студентов по своему предмету. Студент может обратиться к тьютору за советом по любому вопросу, связанному с его обучением» [2].

В России во многих учебных учреждениях должность тьютора уже давно существует де-факто, но только с 22 мая 2008 г., благодаря приказу Минздравсоцразвития России и его регистрации в Минюсте, получила формальное оформление [3]. Ожидается, что введение новых должностей будет способствовать реализации политики Минобрнауки по инновационному развитию образования и создаст необходимые условия для формирования соответствующего этим целям кадрового состава. Предполагается, что тьюторы будут выполнять несколько функций: социальную (правовое и организационное обеспечение учебы), культурно-предметную (ориентацию в предметах и знаниях) и антропологическую. Последняя роль заключается в помощи тьютора понять ученику, какие требования предъявляет выбранная профессия и какие навыки необходимо приобрести, чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое.

Как отмечалось выше, введение в государственные образовательные стандарты компетенций, которые в большей степени ориентированы на формирование широкого спектра качеств будущего специалиста (помимо исключительно профессиональных), осложняет их формирование в рамках традиционной формы организации учебного процесса. Приверженность этическим ценностям, принятие различий в мультикультурности людей, понимание культуры и обычаев других стран, навыки межличностных отношений, способность работы в международной среде, способность порождать новые идеи [4] – перечисленные параметры личности специалиста требуют индивидуального подхода в обучении, сочетания элементов воспитания и знания в нем, создания интегрированных и междисциплинарных учебных курсов. Здесь как раз и существуют огромные возможности для использования института тьюторства.

В современном высшем учебном заведении особое значение тьютор приобретает в процессе организации самостоятельной работы студентов. Сейчас это особенно актуально, так как аудиторные часы в вузах будут сокращены, а основной акцент делается именно на самостоятельную работу, главная цель которой – вовлечение студентов в творческий познавательный процесс. Применение тьюторства в процессе организации самостоятельной работы студентов поможет решить ряд серьезных задач. Во-первых, тьютор может выполнять методическую функцию по подбору и систе- матизации учебного и научного материала, рекомендовать необходимую литературу, оказывать помощь в работе с большим количеством информации. Кроме того, студенту на начальном этапе обучения всегда требуется помощь в проектировании и планировании своей научноисследовательской деятельности, формировании умения видеть проблему, разработке алгоритма научного поиска, правильном оформлении полученных результатов.

Во-вторых, тьютор, всегда имея возможность общения со студентом, может контролировать выполнение заданий на каждом этапе обучения, тем более что проблемы форм контроля самостоятельной работы студентов являются наиболее обсуждаемыми в педагогической литературе. Так, М. Щелканов отмечает, что уровень самосознания российской молодежи еще недостаточно высок, и уверенности в том, что студенты будут использовать освободившееся время, предназначенное для самообразования, по назначению у автора нет. Его опыт работы в высшей школе показывает, что освободившееся время студенты часто используют на что угодно, только не на самостоятельную работу. Он пишет: «…а проконтролировать мы не сможем. Потому как – где формы и критерии контроля? Ну что, нам ставить вертушку в библиотеке и по пропускам смотреть, сколько времени конкретный студент провел времени в библиотеке и изучением каких книг занимался?» [5].

В зарубежной педагогической практике тьюторы могут быть из числа аспирантов, занимающихся исследовательской работой. Однако, на наш взгляд, целесообразно привлечение для тьюторства преподавателей, имеющих ученые степени доктора или кандидата наук, либо сотрудников, имеющих большой практический опыт работы в профессиональной сфере. Это связано с тем, что данная категория преподавателей уже имеет собственный опыт научно-исследовательской работы, наиболее эрудированна и, следовательно, имеет возможность воспитания научного мировоззрения молодежи, создание атмосферы увлеченности изучением предмета и обеспечение постоянного движения к новым знания. Формировать у каждого студента потребность непрерывного самообразования, по мнению С.И. Гессена, сможет лишь тот педагог, который сам владеет способами познания [6].

Наиболее важной отличительной чертой тью-торства, на наш взгляд, является его антропологический характер. Именно сосредоточенность не на конечном результате обучения, а на его процессе и участниках должна способствовать реальному переходу к гуманистической концепции образования. Создание условий для вхождения в адекватную профессиональную среду и позиционирования в ней возможности применения результатов обучения через систему образовательных событий, анализ совместно со студентом содержания и динамики образовательного процесса, изменение организации процесса обучения [7] – все эти элементы тьюторства предполагают не трансляцию знаний, а сопровождение студента на протяжении всего времени обучения, стимулирование и развитие его способностей.

Конечно, тьюторство – явление, только формирующееся в России, и повсеместное его применение дело будущего. Необходимо понимать, что бездумное копирование элементов педагогического западного опыта не принесет ожидаемой пользы, следует учитывать собственный образовательный потенциал, принимая во внимание специфику российской социокультурной действительности, а также тот факт, что модернизация образования – процесс довольно длительный, и характер требуемых изменений будет во многом зависеть от готовности всех участников образовательного процесса.

  • 1.    Концепция модернизации российского образования на период 2010 г.: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-р. URL: http://www.lawmix.ru/pprf/52881

  • 2.    Рейс Ф. 500 советов студентам. М., 1996. С. 105.

  • 3.    Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. №216н и 217н (зарегистрирован в министерстве юстиции России 22 мая 2008 г. за №11731 и 11725) // Рос. газета. 2008. №4670 (28 мая).

  • 4.    Байденко В.И. Методика формирования компетенций. М., 2006. С. 212.

  • 5.    Щелканов М. Болонский процесс – «расстрел» российского фундаментального образования? URL: http://tatcenter.ru .

  • 6.    Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.

  • 7.    Суханова Е.А. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика (сборник на диске, 2004 г.) // Управление школой. Приложение к газете «Первое сентября». 2004. №27–28. С. 36–37.

Список литературы Тьютор в российской системе образования

  • Концепция модернизации российского образования на период 2010 г.: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г №1756-р. URL: http://www.lawmix.ru/pprf/52881.
  • Рейс Ф. 500 советов студентам. М., 1996. С. 105.
  • Об утверждении профессиональный квалификационный групп должностей работников образования: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. №216н и 217н (зарегистрирован в министерстве юстиции России 22 мая 2008 г. за №11731 и 11725)//Рос. газета. 2008. №4670 (28 мая).
  • Байденко В.И. Методика формирования компетенций. М., 2006. С. 212.
  • Щелканов М. Болонский процесс -«расстрел» российского фундаментального образования? URL: http://tatcenter. ru.
  • Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.
  • Суханова Е.А. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа//Управление школой. Приложение к газете «Первое сентября». 2004. №27-28. С. 36-37.
  • Вольф А.А., Астахова А.В. Особенности разработки инструментальной среды для создания электронного учебника по гуманитраной дисциплине//Ползуновский альманах. 2009. Т. 2. №3. С. 120-124.
  • Компетентностно-ориентированный подход в проектировании и реализации образовательных программ высшей школы: монография/А.В. Астахова и др.; отв. ред. Т.Ф. Кряклина; Алтайская акад. экономики и права. Барнаул, 2009. С. 98-112.
  • Лагоха А.С. Экспертно-обучающие системы в профессиональной подготовке юристов//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 19. №45. С. 377-380.
  • Кометентностно-ориентированное высшее профессиональное образование: теория и практика: монография/А.В. Астахова и др.; отв. ред. Т.Ф. Кряклина; Алтайская акад. экономики и права. Барнаул, 2007. С. 88-113.
  • Лагоха А.С., Астахова А.В. Методические вопросы выбора модели представления знаний для юридической экспертной системы//Ползуновский альманах. 2009. Т. 2. №3. С. 190-193.
Еще
Статья научная