ТНК: возникновение и дальнейшие перспективы развития
Автор: Иншакова А.О.
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Вопросы международно-правового регулирования
Статья в выпуске: 7, 2005 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14972596
IDR: 14972596
Текст статьи ТНК: возникновение и дальнейшие перспективы развития
Переплетение международных хозяйственных связей неизбежно перерастает в переплетение хозяйственных структур. Основным организующим началом в этом процессе выступает транснациональная корпорация (ТНК), воплощающая в себе современный международный бизнес. Причем не всегда речь идет о ТНК гигантских размеров, наоборот, часто эти ТНК, как показывает современный их облик, бывают сравнительно небольшими по масштабам операций, но необычайно гибкими, исключительно эффективными с точки зрения производства и прибыли (особенно в сфере наукоемких технологий, обслуживания и др.). Известно, что процесс монополизации экономики, являющийся одной из главных черт современного рыночного хозяйства, начался на рубеже XIX и XX вв. с возникновения национальных и международных монополий. В то время как международные монополии возникали и долгое время развивались преимущественно в виде картелей, главной формой монополизации на международном уровне стали ТНК, активно проникающие в экономику других стран. ТНК стали важнейшими действующими лицами в современном мировом хозяйстве, играя роль, которую трудно переоценить, в системе международных экономических отношений. Содержание их деятельности существенно изменилось по сравнению с началом века: они, например, уже не действуют только в сфере обращения, не ставят перед собой задачи формального разделения сфер влияния и рынков. Главное внимание уделяется производству, ориентации на создание зарубежных филиалов и сбытовых подразделений.
Для современной литературы типично обилие терминологических новинок, в которых понятия «монополия» или «корпорация» употребляются в различных сочетаниях с такими определениями, как «многонациональная», «транснациональная», «межнациональная», «сверхнациональная», «глобальная» и т. д. Эта терминологическая пестрота в какой-то степени даже закономерна, ибо отра- жает поиски адекватного выражения тех новых функций в сфере международных отношений, которые осуществляют международные монополии. Некоторые экономисты (Р. Робинсон, Дж. Робинсон, Л. Тернер, П. Самуэлсон, Р. Барнер, К. Саван и др.) дают им названия международных, мультинациональных, супернациональных корпораций; другие (Дж. Гелбрэйт, X. Перлмуттер, С. Браун, Р. Верной) называют их этноцентрическими, полицентрическими, геоцентрическими корпорациями. Свой вклад в разработку этой проблемы внесли и канадские ученые, главным образом, экономисты и политологи Торонтского университета. В их работах выделены: национальные компании, действующие за пределами страны, которые в целях адаптации к местным условиям руководствуются рекомендациями национальных правительств; мультинациональные компании, которые, как правило, учитывают законодательство и условия страны пребывания, но гораздо в меньшей мере, чем первые; транснациональные компании, которые в силу своего могущества игнорируют национально-государственные особенности, законодательство страны пребывания и прочее, то есть все то, что противоречит глобальной стратегии ТНК, приходит к столкновению с их интересами. Однако большинство исследователей согласны в том, что речь идет о международных или транснациональных корпорациях (монополиях, олигополиях)'. И навряд ли следует воспринимать их как носителей абсолютного блага или абсолютного зла.
Международные корпорации, посредством которых в решающей степени происходит интернационализация производительных сил, являются выражением интернационализации рыночных производственных отношений; они представляют собой адаптацию производственных отношений к международному уровню, вызванную развитием производительных сил в условиях НТР. Эта адаптация производственных отношений к международному уровню в форме монополиза- ции, базирующаяся на слиянии отдельных национальных капиталов, создает простор для развития производительных сил, которые в рамках национальных границ уже не могут развиваться адекватным образом. Но монополизация — это не однолинейный процесс, идущий неуклонно по пути «ультрамонополий»2. Рядом развиваются и контромонопо-лизационные процессы, включающие и воздействие государства.
Эту тенденцию марксистские исследователи обычно недооценивали и неизбежно попадали в тупик, не усматривая эволюции монополизации в новейших формах.
Правовой режим ТНК предполагает «деловую активность», осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др.
ТНК, по мнению экспертов ООН, являются «двигателями мировой экономики». Именно так был назвал один из докладов ООН по транснациональным корпорациям.
К транснациональным и многонациональным корпорациям следует добавить и глобальные корпорации (ГК), выделившиеся из среды международных компаний. Они возникли в 1980-е гг. и продолжают набирать силу. ГК представляют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная, банковская и некоторые другие отрасли.
Наиболее общей причиной возникновения ТНК является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.
Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей путем создания крупнейшими компаниями собственных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.
К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести стремление к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали кон центрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.
С точки зрения международного права отличительными признаками многонациональных корпораций являются следующие:
-
- наличие многонационального акционерного капитала;
-
- существование многонационального руководящего центра;
-
- комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.
Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.
ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить функцию международного регулятора производства и распределения продукции и, на наш взгляд, эффективно содействовать экономической интеграции в мире.
По всей вероятности, современная ситуация позволяет прийти к определенному консенсусу в мировом общественном мнении в отношении принятия кодекса поведения ТНК, проекты которых терпели провал с середины 1970-х годов. Тем более что совместные предприятия, быстро появляющиеся в Восточной Европе, СНГ, Балтийских странах, имеют много черт, сближающих их с ТНК (хотя, к сожалению, об их эффективности, сравнимой с операциями ТНК, приходится лишь мечтать). Однако, как пишет профессор А. Уислей, несмотря на появление позитивных ассоциаций между ТНК, технологией и экономическим ростом, в ряде стран все еще существует реальная озабоченность в том, действительно ли ТНК способствуют (или затрудняют) технологическое развитие; эта проблема будет занимать умы писателей и исследователей в 1990-х годах. Думается, что это объективное суждение, отражающее существующие реальности.
Необходимо отметить, что ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов. Вместе с тем речь не идет о движении к полной интеграции мировой экономики под руководством ТНК. В действительности, деятельность ТНК ведет к интеграции, интернацио- нализации только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли.
Отмечая положительные стороны функционирования ТНК в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, следует сказать и об их негативном влиянии на экономику тех стран, где они функционируют. Специалисты указывают:
-
- на противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;
-
- нарушение государственных законов. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;
-
- установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран.
ТНК гибко приспосабливаются к условиям страны пребывания, учитывают не только ее законодательство, но и традиции. Отсюда и изменение отношения к ним. Регулирующая система ТНК изменяется, в то время как национальное законодательство становится менее запретительным, а в ходе двусторонних и многосторонних переговоров появляется стремление скоординировать юридические стандарты и практику. Международная система, тем не менее, испытывает недостаток в согласованном наборе инвестиционных принципов для формирования и управления этой эволюцией.
Основной тенденцией современной мировой экономики является ее глобализация, этот решающий фактор нынешних международных экономических отношений отмечают многие исследователи в разных странах. Одно из распространенных мнений специалистов заключается в том, что мы переходим сейчас от исторического периода, для которого была характерна абсолютизация интересов собственно национальной экономики (с законодательными и политическими рамками, присущими каждому отдельному государству), что было, кстати, вполне оправданным и логичным, к другому этапу — глобальной экономике, не имеющей единого жесткого регулирующего аппарата. С одной стороны, развиваются процессы анархии (это касается прежде всего валютно-финансовой системы), с другой — усиливаются тенденции к олигархии, концентрации промышленности и финансов, формированию технологических союзов между отдельными фирмами. В результате такого развития образуются огромные корпорации, не знающие границ. Таким образом, формирующаяся глобальная экономика конца столетия не сможет обеспечить эффективную базу развития в мировом масштабе без адекватных всепланетных законодательных и политических рамок.
Последний фактор — необходимость создания всепланетных законодательных и политических рамок (кстати, отнюдь не новая идея — она лишь отражение глобальных тенденций) — вызывала и сейчас вызывает у исследователей и политических деятелей разноречивые мнения.
Во-первых, на их формирование понадобятся долгие годы, не говоря уже о том, что это требует стабильной международной обстановки и обеспечения безопасности не только политической, но и экономической.
Во-вторых, высказываются сомнения относительно возможности достижения каких-то согласованных действий различных стран в нынешней сложной международной обстановке. И главное — сам феномен глобализации мировой экономики вызывает подчас определенное беспокойство именно своей неуправляемостью. На это обращает внимание, в частности, генеральный секретарь ОЭСР Жан Клод Пэй. Глобализация, считает он, — источник возросшей эффективности, значительных улучшений условий для потребителей. Товары, да и вообще все факторы производства — капиталы, труд и информация движутся все более свободно, становятся доступными всем и по все более дешевой цене. Зато в глобальной экономике обостряется конкуренция. Предприятия находятся в условиях такой конкуренции, какой они никогда еще не знали. Это, конечно, выгодно потребителю. Но это означает также, что стремление к эффективности, постоянное обновление производства и распределительной сети стали крайне настоятельными требованиями. Глобализация ведет к пересмотру целого ряда привычек, убеждений, культурных ориентиров. Нужно приспосабливаться к новому положению вещей, а это нелегко и вызывает тревогу людей.
И еще одна проблема, связанная с отмеченной общей тенденцией к глобализации мировой экономики, которая тоже требует к себе пристального внимания. С одной сторо- ны, глобализация рынков, а с другой — образование региональных экономических блоков. Такое их параллельное развитие грозит в конечном счете экономической войной между мощными региональными группами. Эти тенденции необходимо изучать и учитывать.
Сильнейшее воздействие на состояние ТНК, их подсистем, взаимодействие этих подсистем оказывают такие разноуровневые глобальные факторы, как:
-
- распад мировой социалистической системы, появление множества новых государств, не до конца определивших свою политику, не осознавших свои политические, культурные и прочие национальные интересы;
-
- политический и экономический кризис в Восточной Европе и СНГ, перерастающий в некоторых регионах в военнополитический (Югославия, Закавказье, Таджикистан);
-
- технологическая революция;
-
- обострение энерго-сырьевой и продовольственной проблемы;
-
- кризис мировой финансово-кредитной системы;
-
- обострение проблем окружающей среды, что оказывает влияние на все мировое хозяйство, на национальные и всемирные производительные силы;
-
- усиление взаимозависимости национальных хозяйств, их экономической политики;
-
- нивелирование, сближение экономических уровней развития различных стран;
-
- преодоление межсистемных противоречий между странами, проявляющееся в признании конкуренции как главного фактора, обеспечивающего равновесие внутрихозяйственного развития;
-
- усиление процессов конвергенции, основывающихся на универсальных экономических, культурных, моральных, правовых, гуманитарных ценностных ориентациях, признанных мировым сообществом конца XX столетия.
Но также следует подчеркнуть и несомненную полезность ТНК для России в период перехода к рынку, так как, имея такие существенные и порой чрезвычайно негативные черты, как постоянные попытки их влияния на политическую жизнь стран, непомерное усиление конкуренции по отношению к малым и средним предприятиям и фирмам, являющееся необходимым условием развития стабильной экономической системы 3, они между тем сочетают в себе и такое необходимое для становления российской экономики условие, как способствование развитию международных отношений, обеспечивающих стабильность внешнеэкономических и внешнеполитических связей.
Вообще же, транснациональные корпорации промышленно развитых стран, а также «новых индустриальных стран» являются основой их экономики. В российских условиях они также могут стать наиболее эффективной формой организации хозяйственной деятельности, которая обеспечит органическое взаимодействие финансового и промышленного капитала. Финансово-промышленные группы при условии целенаправленной их поддержки со стороны государства должны стать объектами экспортно-ориентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в российской экономике.
К тому же очевиден тот факт, что в результате неиспользования потенциала развития кооперационных связей с традиционными партнерами в рамках СНГ убыток, по оценкам, составляет до двадцати миллиардов долларов ежегодно.
В связи с возрастающим экономическим и политическим влиянием ТНК в научной литературе обсуждается вопрос о необходимости признания за ТНК международной правосубъектности. Зарубежные ученые Н. Макдугал, У. Фридмэн считают, что корпорации являются субъектами международного права4. Российские ученые придерживаются другой точки зрения. Так, В.А. Романов и С.В. Черниченко утверждают, что субъектом международного права может быть только образование, способное участвовать в межгосударственных отношениях. Поскольку компания не обладает качествами, присущими государству, то она не способна участвовать в таких отношениях5. И.И. Лука-шук также считает нереальным придание корпорациям статуса субъекта международного права6. По мнению К.А. Бекяшева, в XXI в. наряду с расширением объема правосубъектности индивидов будет признана правосубъектность таких коллективных образований, как ТНК7. Однако, по нашему мнению, такая постановка вопроса является преждевременной.
В целом, ТНК — это достаточно сложный и постоянно развивающийся феномен в системе межхозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и меж- дународного контроля. Особенно это актуально для Российской Федерации, где начинают возникать и развиваться крупные российские корпорации — финансово-промышленные группы, видящие свои перспективы в активной экспансии на внешних рынках.
Послевоенная история западноевропейских стран, Японии и «новых индустриальных стран» позволяет сделать вывод о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ТНК в том случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования (адекватные международным аналогам), способные проводить активную внешнеэкономическую политику.
Список литературы ТНК: возникновение и дальнейшие перспективы развития
- Brain H. Transatlantic Free Trade and Mutilaterism. L., 1996; Blackwill R. The Future of Transatlantic Relations. N. Y., 1997.
- The New Transatlantic Agenda, 1995. Режим доступа:http://www.useu.be/docs.
- Киреев А.П. Международная экономика: Учеб. пособие для вузов: В 2ч. Ч. 1. М., 1999. С. 305.
- Международное право: Учеб./Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1999. С. 64.
- Лукашук И.И. Международное право: Общая часть: Учеб. М., 1999. С. 19.
- Международное публичное право: Учеб./Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1999. С. 114.