Tomus damasi: исторический контекст и богословское содержание
Автор: Захаров Георгий Евгеньевич
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 3 (80), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению одного из важнейших вероучительных памятников эпохи арианских споров - Tomus Damasi. Автор предпринимает попытку реконструкции истории создания текста и контекстуального анализа его богословского содержания. В результате он приходит к выводу, что Tomus Damasi является вероопределением Римского собора 382 г., созванного императором Грацианом при поддержке свт. Дамаса Римского и свт. Амвросия Медиоланского. Данный собор должен был иметь общецерковный характер, но фактически его решения можно рассматривать как фиксацию консолидированной позиции западного епископата на завершающем этапе арианских споров. В Tomus Damasi осуждается широкий круг ересей как субординационистского, так и монархианского толка. Положительное богословское учение текста основывается на тезисе о единстве Божества и субстанции Пресвятой Троицы, Которая является единым Богом. Несмотря на то, что учение о единстве Троицы обозначено в тексте несколько более определенно, чем учение о различии Божественных Лиц, Tomus Damasi не дает оснований для выводов о наличии промонархианских тенденций в римской богословской традиции IV в.
Дамас i, римский собор 382 г., ересь, триадология, христология, патристика, арианские споры, папство, раннее христианство
Короткий адрес: https://sciup.org/140246568
IDR: 140246568 | DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10060
Список литературы Tomus damasi: исторический контекст и богословское содержание
- Ambrosius Mediolanensis. Epistulae extra collectionem // Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений. М., 2015. Т. IV (2). С. 317-499.
- Ambrosius Mediolanensis. De fide // Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений. М., 2015. Т. V. С. 19-419.
- Ambrosius Mediolanensis. De Spiritu Sancto // Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений. М., 2016. Т. VI. С. 17-281.
- Ambrosius Mediolanensis. Deincarnationis Dominicae sacramento // Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений. М.,2015. Т. V. С. 421-501.
- Athanasius Alexandrinus. Orationes adversus Arianos // PG 26.P., 1857. Col. 11-526.
- Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus). Epistulae // PG 32. P., 1857. Col.219-1112.
- Grégoire de Nazianze. Discours 27-31 (SC. 250). P., 2008.
- Hieronymus. Epistulae // PL 30. P., 1846. Col. 13-308.
- Rufinus. De adulteratione librorum Origenis // PG 17. P., 1857. Col. 615-632.
- Rufinus. Historia ecclesiastica // PL. 21. P., 1849. Col. 461-540.
- [Dissertatio Maximini contra Ambrosium] Scolies ariennes sur le conciled'Aquilée (SC. 267) / Éd. R. Gryson. Р., 1980.
- Socrates. Historia ecclesiastica // PG. 67. P., 1864. Сol. 29-842.
- Sozomenus. Histоria ecclesiastica // PG. 67. P., 1864. Col. 843-1630.
- Tertullianus. Adversus Praxean // PL. 2. P., 1844. Col. 153-196.
- Teodoretus. Historia ecclesiastica // PG. 82. P., 1864. Col. 881-1280.
- Vigilius, papa. Constitutum pro damnatione trium capitulorum //PL. 69. P., 1865. Col. 143-178.
- Захаров Г. Е. Послание Римского собора Confidimus quidem в контексте взаимоотношений Церквей Запада и Востока в 70-е гг. IV в. // Вестник ПСТГУ. Серия II.2016. Вып. 4 (71). С. 7-20.
- Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005.
- Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014.
- Abramowski L. Was hat das Nicaeno-Constantinopolitanum mit demKonzil Konstantinopel zu tun? // Teologie und Philosophie. 1992. Bd. 67. S. 481-513.
- Bardy G. Le concile d'Antioche (379) // Revue Bénédictine. 1933. Vol. 45.P. 196-213.
- Caspar E. Geschichte des Papstums von den Anfängen bis zur Höhe derWeltherrschaf. Bd. I. Tübingen, 1930.
- Dosseti G. Il simbolo di Nicea e di Constantinopoli: edizione critica. Roma,1967.
- Field L. L. On the Communion of Damasus and Meletius: Fourth-CenturySynodal Formulae in the Codex Veronensis LX (with critical edition and translation). Toronto,2004.
- Galtier P. Le "Tome de Damase". Date et origine // Recherches de sciencereligieuse. 1936. Vol. 26. P. 385-418; 563-578.
- Gerber S. Teodor von Mopsuestia und das Nicanum: Studien zu denkatechetischen Homilien. Leiden, 2000.
- Halleux A., de. "Hypostase" et "personne" dans la formation du dogmetrinitaire (ca 375-381) // Idem. Patrologie et Oecuménisme. Leuven, 1990. P. 113-214.
- Joannou P.-P. Die Ostkirche und die Cathedra Petri im 4. Jahrhundert.Stutgart, 1972.
- Kazakov M. M. Leters of Western Bishops to the Emperor Theodosius Iand Relations between Eastern and Western Churches at the End of the Fourth Century // Studia Patristica. Leuven; P.; Walpole (MA), 2010. Vol. XLIV. P. 91-104.
- Markschies Ch. Ambrosius von Mailand und die Trinitäts theologie:Kirchen- und theologiegeschichtliche. Studien zu Antiarianismus und Neunizänismus beiAmbrosius und im lateinischen Westen (364-381 n. Chr.). Tübingen, 1995.
- Markschies Ch. Was ist lateinischer "Neunizänismus"? Ein Vorschlagfür eine Antwort // Markschies Ch. Alta Trinità beata. Gesammelte Studien zur altkirchlichen Trinitätstheologie. Tübingen, 2000. S. 238-264.
- Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation,sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). Rome, 1976.
- Reuter U. Damasus, Bischof von Rom (366-384). Leben und Werk.Tübingen, 2009.
- Riedinger R. Der Tomus des Papstes Damasus (CPL 1633) im Codex Paris. gr 1115 // Byzantion. 1984. Vol. 54. P. 634-637.
- Schwartz E. Zur Kirchengeschichte des vierten Jahrhunderts//Schwartz E. Gesammelte Schrifen 4: Zur Geschichte der alten Kirche und ihres Rechts. B., 1960.S. 1-110.
- Simoneti M. La crisi ariana nel IV secolo. Roma, 1975.
- Staats R. Die romische Tradition im Symbol von 381 (NC) und seineEntstehung auf der Synode von Antiochien 379 // Vigiliae Christianae. 1990. Vol. 44. P. 209-221.
- Vinzent M. From Zephyrinus to Damasus - What did Roman Bishopsbelieve? // Studia Patristica. Leuven; P.; Walpole, 2013. Vol. LXIII. P. 273-286.