Топологический расчет основных параметров фибры для получения пенобетона на основе бесцементного наноструктурированного вяжущего
Автор: Хархардин Анатолий Николаевич, Сивальнева Мариана Николаевна, Строкова Валерия Валерьевна
Журнал: Нанотехнологии в строительстве: научный интернет-журнал @nanobuild
Рубрика: Результаты исследований ученых и специалистов
Статья в выпуске: 4 т.8, 2016 года.
Бесплатный доступ
Дисперсное армирование представляет собой введение в систему дискретных волокон (фибр) различного происхождения с целью повышения прочностных и деформативных характеристик изделий и конструкций. Максимальный эффект от армирования возможен при выборе оптимальных параметров (длины и расхода волокна), при этом следует учитывать особенности твердения вяжущей системы и гранулометрический состав. В качестве примера рассмотрен пенобетон на основе бесцементного наноструктурирован-ного вяжущего с применением базальтовой фибры и волокон строительных микроармирующих (ВСМ) полимерной природы. В работе проведены расчеты с помощью математического аппарата структурной топологии, позволившие установить критические длины фибр природного и искусственного происхождения, а также их минимально допустимый расход при использовании в ячеистых системах. За исходные данные приняты диаметр волокон, уточненный с помощью микроструктурных исследований, выполненных на сканирующем электронном микроскопе, и экспериментально определенная плотность их упаковки в рыхлом и уплотненном состоянии. Определение топологических параметров волокна с допустимой для практики погрешностью производилось в соответствии с двумя зависимостями: от пористости материала и размера пор. Таким образом, наименьшая эффективная длина волокна при усло- вии равномерного распределения по всему объему матрицы композита имеет значение менее 1 мм, минимальный расход волокна в массовом отношении от общего количества смеси составляет диапазон от 0,2 до 0,5 масс. %. Нерациональный выбор параметров дисперсного волокна приводит не только к неоправданному повышению себестоимости материалов, но и к образованию комковых включений, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на конечные характеристики композита.
Топология, дискретные волокна, критическая длина волокна, пенобетон, наноструктурированное вяжущее
Короткий адрес: https://sciup.org/142211942
IDR: 142211942 | DOI: 10.15828/2075-8545-2016-8-4-73-88
Текст научной статьи Топологический расчет основных параметров фибры для получения пенобетона на основе бесцементного наноструктурированного вяжущего
М ашиночитаемая информация о CC- лицензии в метаданных статьи (HTML- код ):
, публикуется на условиях ...
настоящее время одним из распространенных способов повышения качества и эффективности строительных материалов является дисперсное армирование, что позволяет существенно повысить прочностные и деформативные характеристики изделий и конструкций, увеличивая срок эксплуатации зданий и сооружений [1–8]. Появляется необходимость определения и анализа размерных, морфологических и структурных характеристик материалов [9–11].
Дисперсное армирование представляет собой введение в систему дискретных волокон (фибр) различного происхождения путем равномерного распределения по объему бетонной матрицы. Существенное влияние на характеристики композита при дисперсном армировании
оказывают тип используемых вяжущего и волокна, а также его геометрические параметры (диаметр и длина волокна) и расход. В связи с этим существуют различные методы расчета по определению геометрических параметров и норм расхода фибры, при котором достигается оптимальное насыщение и равномерное распределение по объему композита. К таким методам относится математический аппарат структурной топологии, позволяющий определять геометрические свойства и уровень организации структур в дискретных системах [12–16]. Определение топологических структурных факторов возможно за счет выявления математических зависимостей геометрических параметров волокнистой структуры от пористости и размера пор ячеистобетонных масс на примере пенобетона на основе бесцементного наноструктуриро-ванного вяжущего (НВ) [17–23].
Существует понятие критической длины волокна lкр , представляющее собой наименьшее значение длины, при котором каждое отдельное волокно в полной или наивысшей мере «работает» в композите. На поверхности раздела волокна и пластической матрицы материала создаются касательные напряжения, характеризующие степень связи между ними. Оценка происходит по методике выдергивания одиночного волокна из структуры композита. При длине волокна меньше критической в процессе разрушения композиции происходит вытягивание волокон из матрицы, то есть композиция разрушается на границе «волокно – матрица» [24]. При длине волокна l > lкр происходит разрушение самих волокон за счет полной реализации их прочности. Длина отрезков волокна l = lкр реализует в композите лишь 50% полезной прочности волокна. Для достижения 95% прочности волокнистых составляющих композита требуется соблюдение условия l = 10· lкр . Критическую длину волокна выражают через его диаметр lкр ≈ 10· dв [25].
Увеличение длины волокна, в сравнении с критической, способствует упрочнению композиции, но в то же время большой расход приводит к неоднородному распределению фибры и образованию комковатых включений, что затрудняет технологический процесс и ухудшает качество готовых изделий. В связи с этим проводятся расчеты минимальной длины и расхода фибрового волокна.
Начальным выражением для определения критической длины волокна принято уравнение для наименьшего линейного размера дисперсных волокон при отсутствии пристеночного влияния [25]:

l = 60,38 η 1 3 d = 60,38 η cd ,
где η с – критическая плотность упаковки дискретного волокна; d – диаметр волокна: для тонкодисперсных и дискретных волокнистых материалов η c = η 1 3...10/3 , η 1 – плотность упаковки в уплотненном состоянии.
Для адекватного сравнения эффективности использования микроармирующих компонентов были выбраны фиброволокна с различными геометрическими параметрами. Экспериментальным путем определялась плотность упаковки четырех видов фибры органического и неорганического составов: полимерной (волокно строительное микроармирующее ВСМ) и базальтовой фибры длиной 6 и 12 мм.
Уточнение диаметра волокон осуществлялось с помощью микроструктурных исследований, выполненных на сканирующем электронном микроскопе Mira 3 FesSem (рис.). Волокно типа ВСМ имеет средний диаметр 25 мкм, базальтовая фибра – 19 мкм. Расхождение в значениях диаметра каждого отдельного волокна обоих типов невелико и составляет узкий диапазон колебаний до 10 мкм. При этом колебания диаметра волокна для полимерной фибры проявляются в меньшей мере.


Рис. Микроструктура волокон фибры различных типов: а) – ВСМ, б) – базальтовая фибра
Таблица 1
Данные по определению плотности упаковки разных видов фибры
Параметры |
Волокно строительное микроармирующее (ВСМ-6) |
Волокно строительное микроармирующее (ВСМ-12) |
Базальтовая фибра-6 |
Базальтовая фибра-12 |
Насыпная плотность в рыхлом слое γ , г/см3 |
0,171 |
0,156 |
0,436 |
0,405 |
Насыпная плотность в уплотненном слое γ 1, г/см3 |
0,282 |
0,243 |
0,563 |
0,526 |
Плотность упаковки в рыхлом слое η |
0,190 |
0,173 |
0,168 |
0,156 |
Плотность упаковки в уплотненном слое η 1 |
0,313 |
0,270 |
0,216 |
0,202 |
Критическая плотность упаковки η с |
0,031 |
0,020 |
0,010 |
0,008 |
Плотность упаковки каждого волокна определялась экспериментально при условии рыхлого ( η ) и уплотненного ( η 1 ) состояния. Данный показатель представляет собой отношение насыпной плотности при различных состояниях уплотнения к истинной плотности ( ρ , г/см 3 ).
Под насыпной плотностью в рыхлом состоянии ( γ , г/см 3 ) следует понимать количество помещенного волокна в свободно засыпанном состоянии в емкость заранее известного объема. После заполнения емкости определялась масса волокнистого материала с точностью до 0,01 г.
Определение насыпной плотности в уплотненном состоянии ( γ 1 , г/см 3 ) осуществлялось аналогичным образом. Уплотнение реализуется путем встряхивания либо дозированного увлажнения, которое продолжалось до полного заполнения уплотненным волокном измерительной емкости (табл. 1).
Критическая плотность упаковки определялась по формуле:
η c = η 1 3 .
При расчете критической длины и расхода волокна следует учитывать характер распределения фибры. В данном случае производились расчеты для хаотичного распределения, при котором исключается образование локальных агрегаций однонаправленного расположения волокон и комковых включений.
Определение критической длины и расхода волокна с достаточной для практики погрешностью производилось в соответствии с двумя зависимостями: от пористости и размера пор [25].
Определение длины и расхода дисперсного волокна в зависимости от пористости
Согласно преобразованию выражения (1) критическая длина волокна, то есть минимальная длина, обеспечивающая армирующий эффект, вычисляется по уравнению:

где η c – критическая плотность упаковки волокон (табл. 1); ε – пористость пенобетона; dв – диаметр волокна; n – показатель ослабления касательных напряжений поризацией на отрезках волокон в поризованных бетонах, n = 1 … ε : n = ε – для критической длины волокна, n = 1 – для рациональной длины волокна; m – коэффициент, учитывающий характер распределения волокна: при смешанном неоднородном распределении – m = ε , при хаотичном распределении фибры – m = 1.
Для пенобетонных материалов характерна пористость 80–85%. В связи с этим для топологического расчета было выбрано значение пористости ε = 0,8.
Общий вид выражения по определению долевого минимального расхода дисперсного волокна представляет собой:


Определение длины и расхода дисперсного волокна в зависимости от размера пор
Средний размер пор материалов ячеистой структуры составляет 0,5–1 мм [25]. При расчетах следует учитывать, что длина волокна больше размера пор.
Выражение для критической длины волокна при армировании по- ризованных масс в зависимости от среднего размера пор имеет вид:

Расход дисперсного волокна определяется по формуле:

Путем подстановки выражения (6) получена минимальная объемная доля расхода волокна при армировании ячеистых масс:

В ходе преобразований и расчетов определены значения критической длины фибры и её расхода при использовании в поризованных массах и в технологии получения ячеистых композитов на основе на-ноструктурированного вяжущего (табл. 2).
В производстве ячеистых бетонов существует важная проблема, заключающаяся в получении пеномасс с полидисперными порами различного размера в заданном соотношении по объему и повышении их структурной стойкости путем микроармирования. В этом состоит функциональная задача армирования. Результаты расчетов позволили определить эффективные параметры армирования и показали, что значение критической длины волокна базальтовой фибры и ВСМ – менее 1 мм. Это предельно допустимые значения длины волокна, ниже которых волокно не оказывает положительного влияния на характеристики композита.
Минимальный расход при пористости композита ε = 0,8 для полимерной фибры ВСМ составляет 0,19–0,24 масс. % от смеси композита.
Таблица 2
Критическая длина и минимальный расход фибры различных видов
Параметры |
Волокно строительное микроармирующее (ВСМ-6) |
Волокно строительное микроармирующее (ВСМ-12) |
Базальтовая фибра-6 |
Базальтовая фибра-12 |
В зависимости от пористости при ε = 0,8 |
||||
Критическая длина волокна lкр , мм |
0,35 |
0,22 |
0,09 |
0,07 |
Минимальный расход волокна ϕ , масс. % |
0,24 |
0,19 |
0,35 |
0,28 |
В зависимости от размера пор (0,5 мм) |
||||
Критическая длина волокна lкр , мм |
1,01 |
0,74 |
0,48 |
0,42 |
Минимальный расход волокна ϕ , масс. % |
0,51 |
0,31 |
0,39 |
0,28 |
Расход базальтовой фибры – 0,28–0,35 масс. %. При этом соблюдается условие, согласно которому с увеличением длины волокна уменьшается расход [25].
Количественные рекомендации по использованию фибры в зависимости от размера пор имеют значения от 0,28 до 0,51 масс. % в зависимости от длины.
Значительное повышение нормы расхода дисперсного волокна приводит не только к неоправданному повышению себестоимости, но и к образованию комковых включений, «ежей», что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на прочностные характеристики композита.
На выбор параметров и расхода микроармирующего компонента могут оказывать влияние различные факторы, а именно проектная плотность и пористость материала, способ введения волокна, непостоянство значений плотности упаковки. Выполненный расчет топологических факторов и их анализ позволяют представить рекомендации по использованию волокнистых дисперсных материалов в качестве микроармирующего компонента при использовании в ячеистых структурах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ
В результате проведения расчета теоретически установлены критические длины фибр природного и искусственного происхождения, а также их минимально допустимый расход при использовании в ячеистых системах. Наименьшая эффективная длина волокна при условии равномерного распределения по всему объему композита имеет значение менее 1 мм, минимальный расход волокна в массовом отношении от общего количества смеси составляет диапазон от 0,2 до 0,5 масс. %. Проведение расчета позволило конкретизировать дозировку по видам фибры, но в то же время, для подбора оптимального значения параметров волокна и его расхода требуется проведение экспериментальных исследований.
У важаемые коллеги !
П ри использовании материала данной статьи просим делать библиографическую ссылку на неё :
D ear colleagues !
T he reference to this paper has the following citation format :
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, договор № 14-41-08024, а также в рамках реализации программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова.
Список литературы Топологический расчет основных параметров фибры для получения пенобетона на основе бесцементного наноструктурированного вяжущего
- Lesovik R.V., Аgeeva M.S., Pukharenko Yu.V., Lesovik GA, Popov D.Yu. Textile fiber concrete of the basis of the composite binding materials//Proceedings of 19-te Internationale Baustofftagung Ibausil 2015. -2015. -P. 1167-1171.
- Клюев С.В., Клюев А.В., Лесовик Р.В. Оптимальное проектирование высококачественного фибробетона//Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2015. -№ 6. -С. 119-121.
- Lesovik R.V., Klyuyev S.V., Klyuyev A.V., Netrebenko A.V., Yerofeyev V.T., Dura-chenko A.V. Fine-grain concrete reinforced by polypropylene fiber//Research Journal of Applied Sciences. -2015. -Vol. 10. -№ 10. -P. 624-628.
- Lesovik R.V., Klyuyev S.V., Klyuyev A.V., Tolbatov AA, Durachenko A.V. The development of textile fine-grained fiber concrete using technogenic raw materials//Research Journal of Applied Sciences. -2015. -Vol. 10. -№ 10. -P. 701-706.
- Пухаренко Ю.В., Аубакирова И.У., Староверов В.Д. Влияние армирующих волокон на формирование структуры ячеистых бетонов в раннем возрасте//Вестник гражданских инженеров. -2014. -№ 3 (44). -С. 154-158.
- Богданова Е.Р. Экспериментальное исследование бетона, дисперсно-армированного синтетической полипропиленовой фиброй//Известия Петербургского университета путей сообщения. -2015. -№ 2 (43). -С. 91-98.
- Белова Т.К., Гурьева ВА., Турчанинов В.И. Исследование влияния дисперсного армирования модифицированным базальтовым микроволокном на прочностные свойства цементного раствора//Инженерный вестник Дона. -2015. -Т. 35. -№ 2-1. -С. 35.
- Урханова Л.А., Лхасаранов СА, Розина В.Е., Буянтуев С.Л., Бардаханов С.П. Повышение коррозионной стойкости базальтофиброцементных композиций с нанокремнеземом//Нанотехнологии в строительстве. -2014. -Том 6, № 4. -С. 15-29. -URL: http://nanobuild.ru/ru_RU (дата обращения: 6.07.2016).
- Абрамовская И.Р., Айзенштадт А.М., Фролова МА, Вешнякова ЛА., Туты-гин А.С. Энергетика высокодисперсных композитов горных пород//Нанотехнологии в строительстве. -2013. -№ 3. -С. 56-65. -URL: http://nanobuild. ru/ru_RU (дата обращения: 6.07.2016).
- Смирнов В.А., Королев Е.В., Альбакасов А.И. Размерные эффекты и топологические особенности наномодифицированных композитов//Нанотехнологии в строительстве. -2011. -Том 3, № 4. -C. 17-27. -URL: http://nanobuild.ru/ru_RU (дата обращения: 6.07.2016).
- Данилов В.Е., Айзенштадт А.М. Комплексный подход к оценке наноразмер-ных фракций полидисперсных систем измельченных горных пород//Нанотехнологии в строительстве. -2016. -Том 8, № 3. -С. 97-110. -URL: http://nanobuild.ru/ru_RU (дата обращения: 6.07.2016).
- Хархардин А.Н. Структурная топология пенобетона//Известия вузов. Строительство. -2005. -№ 2. -С. 18-25.
- Хархардин А.Н., Нелюбова В.В., Строкова В.В. Топологические свойства дисперсных материалов и других дискретных систем//Известия высших учебных заведений. Строительство. -2015. -№ 10 (682). -С. 100-109.
- Хархардин А.Н., Кашибадзе В.В. Топологические свойства микро-и нанодисперсных материалов//Известия высших учебных заведений. Строительство. -2009. -№ 5. -С. 109-114.
- Сулейманова Л.А., Лесовик В.С., Хархардин А.Н. Топологические свойства по-лидисперсных композиционных вяжущих для неавтоклавных ячеистых бетонов//Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2013. -№ 2. -С. 46-50.
- Хархардин А.Н., Лесовик В.С., Сопин М.В. Дисперсное армирование пенобетона//Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2005. -№ 9. -С. 237-241.
- Череватова А.В., Павленко Н.В. Пенобетон на основе наноструктурированного вяжущего//Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2009. -№ 3. -С. 115-119.
- Строкова В.В., Павленко Н.В., Капуста М.Н. Принципы получения ячеистых фибробетонов с применением наноструктурированного вяжущего//Academia. Архитектура и строительство. -2013. -№ 3. -С. 114-117.
- Череватова М.С., Мирошников Е.В., Павленко Н.В. Эффективные теплоизоляционные материалы на основе наноструктурированного вяжущего//Сухие строительные смеси. -2014. -№ 2. -С. 41-42.
- Войтович Е.В., Кожухова Н.И., Жерновский И.В., Череватова А.В., Нецвет Д.Д. Концепция контроля качества алюмосиликатных вяжущих негидратационно-го твердения//Строительные материалы. -2013. -№ 11. -С. 68-70.
- Pavlenko N.V., Strokova V.V., Cherevatova A.V., Netsvet D.D., Miroshnikov E.V. Cellular concretes based on nanostructured perlite binder//Applied Mechanics and Materials. -2014. -Vol. 496-500. -P. 2383-2386.
- Нелюбова В.В., Строкова В.В., Павленко Н.В., Жерновский И.В. Строительные композиты с применением наноструктурированного вяжущего на основе сырья различных генетических типов//Строительные материалы. -2013. -№ 2. -С. 11-15.
- Строкова В.В., Сумин А.В., Нелюбова В.В., Шаповалов НА. Модифицированное вяжущее с использованием наноструктурированного минерального компонента//Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2015. -№ 3. -С. 36-39.
- Василик П.Г., Голубев И.В. Применение волокон в сухих строительных смесях//Строительные материалы. -2002. -№ 9. -С. 26-27.
- Хархардин А.Н. Структурная топология дисперсных материалов. -Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. -288 с.