Торможение развития возраст-связанных изменений микрореологии эритроцитов у крыс на фоне длительных регулярных физических нагрузок
Автор: Медведев Илья Николаевич
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Общая биология
Статья в выпуске: 1-1 т.18, 2016 года.
Бесплатный доступ
Оценена онтогенетическая динамика микрореологических свойств эритроцитов у крыс на фоне длительных, регулярных мышечных нагрузок. Исследование выполнено на 26 здоровых крысах-самцах 12 мес. возраста, испытывавших в течение года ежедневные физические нагрузки. Контроль представлен 91 здоровой крысой-самцом: 30 особей 12 мес. возраста, 32 крысы в возрасте 18 мес. и 29 крыс 24 мес. возраста. Применены биохимические, гематологические и статистические методы исследования. В контроле по мере увеличения возраста крыс выявлено постепенное ухудшение микрореологических свойств эритроцитов. У экспериментальных животных отмечена стабильность невысокой агрегации эритроцитов при сохранении числа дискоцитов и количества измененных форм на уровне близкому к исходу в течение всего срока наблюдения.
Онтогенез, крысы, физические нагрузки, эритроциты, микрореологические свойства
Короткий адрес: https://sciup.org/148204338
IDR: 148204338
Текст научной статьи Торможение развития возраст-связанных изменений микрореологии эритроцитов у крыс на фоне длительных регулярных физических нагрузок
Современная фундаментальная биология уделяет большое внимание изучению на моделях лабораторных животных отдельных возрастных изменений и механизмов их реализации [8]. Все чаще в фокусе внимания исследователей оказываются свойства различных форменных элементов крови [4] и, в первую очередь, наиболее их многочисленной популяции – эритроцитов, в т.ч. при манефестирующих с возрастом сердечнососудистых и обменных заболеваниях [3,7]. Было замечено, что в течение онтогенеза, особенно при развитии в ходе него гемодинамических и метаболических нарушений регистрируется повышение активности тромбоцитов [5] и ухудшение микрореологических характеристик эритроцитов [7], что ощутимо снижает эффективность микроциркуляции и обмена веществ в тканях. Ранее на различных категориях больных и моделях была показана высокая эффективность регулярных мышечных нагрузок в отношении, снижения массы тела, артериального давления и ослабления различных дисфункций [2,10]. При этом, остается не до конца ясен вопрос о воздействии регулярных физических тренировок в течение значительной части онтогенеза на микрореоло-гические свойства эритроцитов. Эти сведения могли бы оказаться весьма полезны для будущих гериатрических исследований, направленных на торможение возрастных изменений реологических характеристик красных кровяных телец. В этой связи в работе была сформулирована цель: оценить онтогенетическую динамику микроре-ологических свойств эритроцитов у крыс на фоне длительных, регулярных мышечных нагрузок.
Медведев Илья Николаевич, доктор медицинских наук, доктор биологических наук, профессор.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследование взяты 26 здоровых 12 месячных крыс-самцов линии Вистар. Контроль был представлен 91-й здоровой крысой-самцом: 30 особей 12 мес. возраста, 32 крысами 18 мес. возраста и 29 особями 24 мес. возраста. Все крысы содержались на стандартном рационе вивария. Крысы экспериментальной группы в течение последующих 12 мес. подвергались ежедневным физическим нагрузкам на горизонтальной беговой дорожке TORNEO фирмы KETLER, движущейся со скоростью 5м/мин. Животные помещались в одну из секций установленного на беговую дорожку деревянного каркаса прямоугольной формы, разделенного деревянными перегородками на 3 части для индивидуального размещения животных. В первый день длительность нагрузки составляла 1 мин., с последующим ее удлинением на 1 мин. в сутки, доводя ее до 25 мин. в сутки и последующей неизменной ее продолжительностью в течение суток до конца наблюдения [9].
У всех наблюдаемых животных интенсивность перекисного окисления липидов (ПОЛ) плазмы выясняли по содержанию в ней тиобар-битуровой кислоты (ТБК)-активных продуктов набором «Агат-Мед» и ацилгидроперекисей (АГП) с учетом величины антиокислительной активности (АОА) жидкой части крови [1].
В эритроцитах всех крыс определяли концентрации малонового диальдегида (МДА) и АГП, активность супероксиддисмутазы (СОД) и каталазы, уровни холестерола (ХС) набором «Витал Диагностикум» и общих фосфолипидов (ОФЛ) по содержанию в них фосфора с последующим расчетом соотношения ХС/ОФЛ.
Цитоархитектоника красных кровяных телец выяснялась при помощи световой фазовоконтрастной микроскопии с разделением эритроцитов на дискоциты, обратимо измененные и необратимо деформированные формы. Способность к агрегации у эритроцитов устанавливали с помощью светового микроскопа в камере Горяева, выясняя количество их агрегатов, число проагрегировавших и не вступивших в агрегацию красных кровяных телец во взвеси отмытых эритроцитов [6]. Результаты обработаны критерием (t) Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
У животных, составивших группу контроля, по мере увеличения возраста отмечено усиление характерных внешних признаков старения – потускнение и поредение шерсти, уменьшение активности и аппетита, падение интереса к окружающему, выраженная бледность видимых слизистых. В экспериментальной группе крыс, испытывающих ежедневные физические нагрузки, все эти проявления были менее выражены.
У опытных и контрольных крыс 12 мес. возраста перед началом исследований отсутствовали различия по всем учитываемым показателям. По мере увеличения возраста в контроле отмечено повышение количества АГП и ТБК-продуктов в плазме при понижении ее АОА. При этом, для экспериментальных крыс оказалась свойственна стабильность ПОЛ плазмы и ее антиоксидантной защищенности. Так, в возрасте 24 мес. АГП у них был на уровне 1,59±0,019 Д233/1 мл, ТБК-активные продукты 3,66±0,021 мкмоль/л при величине АОА 32,2±0,37%. У контрольных 24 мес. крыс данные показатели составили 1,95±0,033 Д233/1 мл, 4,22±0,042 мкмоль/л и 26,2±0,27%, соответственно.
В результате регулярных физических нагрузок у экспериментальных крыс в эритроцитах количество ХС оставалось стабильным, составляя к 24 мес. 0,90±0,018 мкмоль/1012эр. при содержании к этому возрасту в них ОФЛ 0,67±0,015 мкмоль/1012эр., что обеспечило неизменность градиента ХС/ОФЛ. На фоне отсутствия регулярных мышечных нагрузок в эритроцитах контрольных крыс количество ХС повышалось, а ОФЛ снижалось, обеспечив у них к 24 мес. возрасту достоверное повышение соотношения ХС/ОФЛ.
В ходе физических нагрузок в эритроцитах крыс отмечено сдерживание возрастного повышения ПОЛ за счет сохранения исходной активности их антиоксидантной защиты. Так, у опытных крыс содержание АГП и МДА в эритроцитах сохранялось до 24 мес. на уровне, свойственном для 12 мес. жизни. При этом, у контрольных животных выявлено постепенное нарастание активности ПОЛ в эритроцитах, что обеспечивалось развивающейся депрессией с возрастом активности их СОД и каталазы (табл.).
У регулярно испытывающих физические нагрузки крыс на протяжении всего наблюдения отмечено сохранение в крови высокого содержания эритроцитов-дискоцитов. Это сопровождалось у них стабильностью количества обратимо и необратимо измененных красных кровяных телец при их повышении у крыс, составивших группу контроля (до 12,4±0,09% и 10,8±0,10%, соответственно). На фоне физических нагрузок у крыс в течение всего срока наблюдения найдено сохранение исходных значений суммы эритроцитов в агрегате, количества этих агрегатов и величины свободно перемещающихся красных кровяных телец (табл.). Отсутствие регулярных физических нагрузок у крыс группы контроля сопровождалось повышением с возрастом суммарного числа эритроцитов в агрегатах, количества этих агрегатов при прогрессивном уменьшении свободных эритроцитов.
ОБСУЖДЕНИЕ
Морфофункциональный статус организма, определяющий его жизнеспособность, будучи напрямую связан с его генетической программой [8] в значительной мере также зависит от состояния реологических и гемостатических свойств крови [3,4]. Именно они весьма существенно определяют объем поступления питательных веществ и кислорода к тканям, создавая условия для адаптации организма в онтогенезе к средовым воздействиям [10]. Видную роль в обеспечении оптимума реологии крови играют микрореоло-гические свойства форменных элементов крови, находящиеся под влиянием со стороны сосудистой стенки [5] и процессов ПОЛ [7].
В проведенном исследовании выяснено, что у крыс на фоне регулярных мышечных нагрузок отмечается усиление антиоксидантного потенциала плазмы, приводя к сдерживанию в ней на невысоком уровне количества АГП и ТБК-продуктов и стимуляции метаболизма в тканях. При этом, ослабление процессов ПОЛ в плазме на фоне физических нагрузок ограничивает альтерацию эндотелия сосудов и наружных структур эритроцитов, тем самым позитивно влияя на их функции [6]. Это дополняется сдерживанием возрастных изменений содержания в эритроцитах крыс ХС и ОФЛ при сохранении их высокой антиоксидантной защищенности.
Развивающаяся ситуация у опытных животных во многом благоприятствует сохранению основной массой эритроцитов своей двояковогнутой формы, что облегчает процесс их перемещения по микроциркуляторным сосудам. У опытных крыс, регулярно выполняющих вынужденные пробежки, количество эритроцитов, измененных путем эхиноцитоза в сферы и
Таблица. Биохимические и гематологические показатели у крыс, длительно испытывающих регулярные физические нагрузки
Показатели |
Опытная группа, M±m, n=26 |
Контрольная группа, M±m, n=91 |
||||
12 мес., n=26 |
18 мес., n=26 |
24 мес., n=26 |
12 мес., n=30 |
18 мес., n=32 |
24 мес., n=29 |
|
АГП в плазме, Д 233 /1МЛ |
1,59±0,015 |
1,56±0,014 |
1,59±0,019 |
1,52±0,018 |
1,60±0,024* |
1,82±0,033** |
ТБК-активные продукты в плазме, мкмоль/л |
3,59±0,012 |
3,62±0,016 |
3,66±0,021 |
3,61±0,022 |
3,80±0,016* |
4,22±0,042** |
Антиоксидантный потенциал плазмы, % |
32,8±0,33 |
32,4±0,29 |
32,2±0,37 |
32,6±0,24 |
30,7±0,32* |
26,2±0,27** |
ХС эритроцитов, мкмоль/1012эр. |
0,89±0,016 |
0,90±0,020 |
0,90±0,018 |
0,88±0,024 |
0,97±0,020* |
1,06±0,025** |
ОФЛ эритроцитов, мкмоль/1012эр. |
0,68±0,019 |
0,68±0,016 |
0,67±0,015 |
0,68±0,016 |
0,64±0,018* |
0,60±0,022** |
ХС/ОФЛ эритроцитов |
1,31±0,029 |
1,32±0,033 |
1,32±0,028 |
1,29±0,025 |
1,51±0,028** |
1,77±0,036** |
АГП эритроцитов, Д 2зз /1012эр. |
2,82±0,018 |
2,83±0,034 |
3,85±0,039 |
2,80±0,020 |
2,83±0,019 |
3,32±0,022** |
МДА эритроцитов, нмоль/1012эр. |
1,11±0,010 |
1,13±0,022 |
1,14±0,027 |
1,12±0,022 |
1,16±0,009 |
1,38±0,010** |
Каталаза эритроцитов, МЕ/1012эр. |
9300,0±16,1 |
9280,0±17,3 |
9250,0±21,3 |
9250,0±15,8 |
8820,0±18,6* |
8010,0±20,6** |
СОД эритроцитов, МЕ/ 1012эр. |
1640,0±9,12 |
1631,0±7,85 |
1625,0±10,19 |
1642,0±8,66 |
1600,0±16,28 |
1530,0±9,25** |
Дискоциты, % |
83,3±0,19 |
83,0±0,26 |
82,8±0,22 |
83,2±0,21 |
82,8±0,16 |
76,8±0,12** |
Обратимо изм. эритроциты,% |
9,7±0,13 |
9,6±0,20 |
9,8±0,17 |
9,6±0,20 |
9,8±0,13 |
12,4±0,09** |
Необратимо изм. эритроциты,% |
7,0±0,15 |
7,4±0,24 |
7,4±0,26 |
7,2±0,12 |
7,4±0,12 |
10,8±0,10** |
Сумма всех эритроцитов в агрегате |
30,4±0,10 |
30,7±0,08 |
30,9±0,12 |
30,6±0,09 |
32,9±0,15 |
37,8±0,13** |
Количество агрегатов |
6,1±0,08 |
6,2±0,07 |
6,4±0,10 |
6,0±0,05 |
6,4±0,08 |
7,1±0,11** |
Количество свободных эритроцитов |
291,2±0,31 |
290,6±0,34 |
288,9±0,29 |
291,7±0,29 |
285,2±0,28 |
242,6±0,29** |
Примечание: достоверных различий между 12 мес. экспериментальных и контрольных крыс и возрастной динамики показателей у экспериментальных крыс не найдено.
Условные обозначения: достоверность возрастной динамики показателей у крыс обоих групп относительно 12 мес. возраста: * – р<0,05; ** – р<0,01.
покрытых шипами различной формы и путем стомацитоза до односторонне выгнутого диска сохраняется на достаточно невысоком уровне.
Свойственное старым крысам в контроле усиление агрегации эритроцитов было не характерно для их ровесников, испытывающим регулярные физические нагрузки. Это по всей видимости обеспечивалось стабилизацией заряда их мембраны за счет сохранения на ней оптимального количе- ства гликопротеинов, имеющих отрицательный заряд. Ограничение генерации активных форм кислорода у опытных крыс обеспечивало одновременную минимизацию повреждения глобулярных протеинов плазмы, способных соединяться в виде «мостиков» между эритроцитами и реализовывать процесс их агрегации.
Можно полагать, что сохранение в течение второго года жизни невысокой агрегации эри- троцитов у крыс, длительно испытывавших физические нагрузки, во многом связано с ослаблением влияния катехоламинов, концентрация которых при различных неблагополучиях в организме может значительно повышаться, а на фоне регулярных физических нагрузок снижается. При невысокой активности α1-адренорецепторов оказывается невелика и активность системы Са2+-кальмодулин с низким уровнем вовлечения в каскад внутриклеточных реакций фосфатидилинозитола [2]. Невысокая активность α2-адренорецепторов ведет к стимуляции аденилатциклазы, приводя к повышению количества цАМФ в клетке и минимизации входа Са2+ в клетку, что дополнительно сдерживает агрегацию эритроцитов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате длительных регулярных физических нагрузок у крыс в течение второго года жизни сохраняется высокое содержания в крови эритроцитов-дискоцитов, низкий уровень обратимо и необратимо измененных их форм при неактивной их агрегации. Это во многом возможно за счет неизменности в их красных кровяных тельцах значения градиента ХС/ОФЛ, уровня антиоксидантной защиты и ПОЛ.
Список литературы Торможение развития возраст-связанных изменений микрореологии эритроцитов у крыс на фоне длительных регулярных физических нагрузок
- Волчегорский, И.А. Экспериментальное моделирование и лабораторная оценка адаптивных реакций организма/И.А. Волчегорский, И.И. Долгушин, О.Л. Колесников, В.Э. Цейликман. -Челябинск, 2000. -167 с.
- Дегтярева, О.Н. Влияние тренированности к физической нагрузке на показатели крови и кровенаполнение органов у крыс/О.Н. Дегтярева//Проблемы биологии продуктивных животных. -2012. -№3.-С.30-35.
- Захарова, Н.О. Значение нарушений в системе агрегатного состояния крови в развитии сердечно-сосудистых заболеваний в условиях физиологического и ускоренного старения/Н.О. Захарова, А.В.Николаева, С.И.Бердяшкина, Е.В. Тренева, О.Н. Ивкина, Е.В. Кирилина, Е.А. Овчинникова, Д.П. Курмаев, К.А. Рослякова, С.В. Чичерина//Известия Самарского научного центра РАН. -2014.-Т.16. №5(2).-С.857-859.
- Кишкун А.А. Биологический возраст и старение: возможности определения и пути коррекции: руководство для врачей. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -976 с.
- Кутафина, Н.В. Тромбоцитарная агрегация у клинически здоровых лиц второго зрелого возраста, проживающих в Курском регионе/Н.В. Кутафина, И.Н. Медведев//Успехи геронтологии. -2015.-Т.28, №2.-С.321-325.
- Медведев, И.Н. Методические подходы к исследованию реологических свойств крови при различных состояниях/И.Н. Медведев, А.П. Савченко, С.Ю. Завалишина, Е.Г. Краснова//Российский кардиологический журнал. -2009.-№5.-С.42-45.
- Медведев, И.Н. Агрегационные свойства форменных элементов крови и сосудистый контроль над ними у больных артериальной гипертонией с дислипидемией/И.Н. Медведев И.Н., И.А. Скорятина//Российский кардиологический журнал, 2015.-№4(120).-С.18-22.
- Ноздрачев, А.Д. От геномики к интегративной физиологии/А.Д. Ноздрачев//Вестник Российской академии наук. -2005.-Т.75, №4. -С.364-366.
- Рябышева, С.С. Хронотропная функция сердца крыс, подверженных разным двигательным режимам/С.С. Рябышева//Молодой ученый. -2012. -Т.1, №1.-С.69-72.
- Сумеркина, В.А. Гендерные особенности системы свертывания крови, углеводного и липидного обмена при метаболическом синдроме и изолированном абдоминальном ожирении/В.А. Сумеркина, В.С. Чулков//Известия Самарского научного центра РАН. -2014. -Т.16, №5(4).-С.1422-1426.