Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века
Автор: Ягубова Л.А.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 5 (26), 2019 года.
Бесплатный доступ
Актуальность темы исследования и степень изученности проблемы. Актуальность проблемы изучения идейных истоков русской религиозной философии первой половины XX века обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, обращение к анализу ее теоретических истоков позволяет аргументированно и на конкретном материале решать один из важнейших историко-философских вопросов об определении статуса русской религиозной философии в мировой философской мысли.
Традиции исихазма, русская философия, история философии
Короткий адрес: https://sciup.org/140264686
IDR: 140264686
Текст научной статьи Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века
Keyword. Traditions of Hesychasm, Russian philosophy, history of philosophy.
Диапазон оценок, определяющих статус русской философии, чрезвычайно велик - от утверждений о ее вторичном, эпигонском характере по отношению к западноевропейской /особенно немецкой/ философии до определения ее как исключительной и уникальной, а потому не сопоставимой с европейской философской традицией. Общим для столь противоположных позиций является то, что решающее значение для обоснования статуса русской философии приобретает решение проблемы "Россия - Запад". Так, если Россия рассматривается как часть Европы, то статус русской философской мысли приводится в соответствие с этой установкой,-русская философияопределяется как находящаяся в русле западноевропейской философской традиции, а явления, не вписывающиеся в эту трактовку, превде всего, русская религиозная философия, рассматриваются как не философские по своей сути-1.
Осознание коренных различий России и Запада /в историческом, культурном, конфессиональном аспектах/, идеи национального мессианства, особого русского пути поровдают представления о том, что все, на этом пути создающееся, в том числе и философская мысль, обладает признаками исключительности. Исследование исихастских истоков в русской религиозной философии первой половины XX века позволяет определить ее статус в мировом философском процессе, не впадая в идеологические крайности. Исихастскиетрадиции оказываются не менее глубокими, чем западноевропейские, и так же, как западноевропейские, органично усвоенными и переработанными в русской религиозно-философской мысли.
Исихазм /от - покой, безмолвие/ - религиозно-мистическое учение, включающее нравственно-практические установки и психосоматические приемы, направленные на достижение соединения человека с Богом /©//¿¿5 -обожание/. Исихазм представлен двумя аспектами - "практическим" и "теории». Практический" аспект исихазма известен с 1У века как особая молитвенная практика, требующая специальной духовной и физической настроенности на единение человеческого и божественного. В этом аспекте исихазм практиковался крупнейшими представителями восточнохристианского монашества - Макарием Египетским /1У в./, Иоанном Лествичником /Ж в./, Симеоном Новым Богословом /949-1022 гг./, Григорием Синадтом /Х1У в./, которые оставили описания мистического опыта богообщения в священном безмолвии*.
Теоретическое обоснование молитвенной практики безмолвствующих было дано в трудах византийского богослова Григория Па-ламы /1296-1359 гг./, который не только обобщил и систематизировал основные аргументы практиков исихазма, но создал его богословскую и философскую апологию.
Учение Гр. Паламы создавалось в бурной полемике, развернувшейся в византийском православии вокруг практики безмолвствующих. Главным оппонентом Гр.Паламы был монах василианского ордена Варлаам Калабрийский, резко отрицательно отзывавшийся о практике исихазма. Основными тезисами в его критике исихазма были рационалистические выводы из учения псевдо-Дионисия Ареопагита о непознаваемости Бога в его бытии: Бог непостижим, а значит, представления о Боге есть лишь субъективные конструкции; никакое чувственное или интеллектуальное знание о Боге невозможно, а потому и догматика, и мистический опыт.
Можно выделить центральные положения в учении Гр.Паламы. Во-первых, учение о разных модусах бытия Бога ~ сущностном и энергийном. Согласно этому тезису, сущность Бога непознаваема и неименуема, тогда как энергия Бога, неся в себе всю божественную полноту, открыта миру и именуема светом, красотой, благодатью и множеством других определений. Эта часть учения Гр.Паламы стала богословским и философским обоснованием православного энергетизма, раскрывающего энергийный характер связей Бога и мира. Она настолько значима для учения византийского мистика, что определение "православный энергетизм" вполне применимо как синоним всего комплекса идей Гр.Паламы.
Следует выделить антропологические взгляды Гр.Паламы: представления о целостности духовного, душевного и телесного начал в человеке, о его предназначении к единению с Богом и динамическом характере реализации этого предназначения совместными усилиями Бога и человека /синергии/, о телесности, определяющей господствующее положение человека в мироздании, о сердце как центре психосоматической жизни и мистического богопознания.
Важнейшее значение в учении византийского исихас-та имела идея энергийных оснований богопознания, определяющих опытный путь знания.
Учение Гр.Паламы занимает столь важное место в исихазме, что "теоретический"исихазм в богословской и историко-философской литературе определяется как "паламизм", а термины "исихазм" и "паламизм" нередко используются как синонимы.
Можно выделить несколько этапов влияния исихазма на русскую историю и культуру. В XIX веке исихастская духовная традиция в России сохранялась как "оптинское православие", оказавшее влияние на культурную жизнь страны.
Эти периоды исихастского влияния на культурно-историческую судьбу России имели определенный, хотя и неоднозначный,отклик в богословской и научной литературеЛ, но вопрос об исихастских мо
Первыми связь русской; религиозной философии и византийского мистического учения безмолвников отметили сами представйтели отечественной религиозно-философской мысли. П.А.Флоренский подчеркивал идейное родство с православным энергетизмом имеславия, возникшего на Афоне в русских монастырях в начале нынешнего века*. Об аналогии учения о непостижимом и паламизма писал С.Л. Франк**. Существование скрытых связей у столь отдаленных по времени духовных течений как исихастское "возрождение" Х1У века и философия "серебряного века" в России отмечали богословыЛ. В историко-философской литературе, обращенной к изучению философского наследия в России начала XX века, среда его особенностей выделялась православная ориентация, в которую включался и исихаст-ский компонент. В современной историко-философской литературе сравнительно недавно стало конкретизироваться понятие "правосла-вность". В нем начали различать официально декларируемое и имманентно присущее, но идеологически не востребованное ни самой
Даже простое признание существования связей исихазма и русской религиозной философии в работах отечественных историков философии безусловно ценно, как бы различно не оценивалось в них иси-хастское влияние. Появились и диссертационные исследования, анализирующие православный компонент в русской философии конца XIX - начала XX веков*.
Особый интерес представляют работы С.С.Хоружего, в творчестве которого православный энергетизм является не только объектом изучения, но и исходной позицией в построении философии си?
Таким образом, в современной историко-философской литературе проблемы философской идентификации исихазма и места исихазма в отечественном религиозночфилософском наследии только начинают рассматриваться. Нейсследованность этих вопросов, а также их значимость для определения статуса русской религиозной философии обусловливают актуальность темы исихастских истоков в философии России первой половины XX века.
Актуальность изучения проблемы влияний исихазма на русскую религиозную философию определяется также необходимостью рассмотрения ее в истории философии как целостного явления. Изучение этой проблемы позволяет выявить объединяющие русскую религиозную философию основания, придающие характер целостности, идейного единства творчеству столь своеобразных, не похожих друг на
Актуальность рассматриваемой в диссертации проблемы исихаст-ских традиций в русской религиозной философии первой половины XX века обусловлена еще и тем, что она позволяет более глубоко и основательно выявить характер связей, взаимовлияний европейской и отечественной религиозной философии. Русская религиозная философия в значительной степени испытала воздействие философских идей Запада, но она, органично соединив их с собственными религиозно-философскими основаниями, не только смогла сохранить свое своеобразие, но и оказала определенное влияние на развитие западноевропейской философии XX века, например, на экзистенциализм, французский персонализм. В ней были заложены идеи, получившие развитие в фундаментальной онтологии Хайдеггера и в "диалогическом методе" М.Бубера, О.Розенштока-Хюсси. Русская религиозная философия, стремившаяся к органичности и синтетичности в философствовании, проявилась как самобытное явление в мировом философском процессе, внося в него проблематику, восходящую к средневековому православию.
Наконец, актуальность представленной проблемы объясняется еще и тем, что ее изучение может способствовать расширению и корректировке представлений о предмете историко-философских исследований. Вопрос "философия ли русская религиозная философия?" порожден мнением, что критериями философского знания являются научность, рационализм, системность, логическая завершенность.