Традиционная корейская семья: роль женщины
Автор: Зандаева Александра Ильинична
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: История
Статья в выпуске: 8, 2008 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматривается положение женщины в корейском обществе. На протяжении многих веков ее предназначением была забота о своем супруге, выполнять все необходимое по дому и воспитанию детей. Женщины вели затворнический образ жизни, им не разрешалось появляться в мужской части дома среди посторонних мужчин.
Короткий адрес: https://sciup.org/148178414
IDR: 148178414
Текст краткого сообщения Традиционная корейская семья: роль женщины
Вступление в брак в корейском обществе воспринимается как обязательный и неизбежный этап в жизни человека. С незапамятных времен брак в Корее рассматривался, прежде всего, как союз двух семей, продиктованный жизненной необходимостью. Свадьба была самым крупным празднеством в жизни корейца.
Положение в семье и обществе менялось как у жениха, так и у невесты. Первый становился равноправным членом семьи, у него появлялись права и обязанности перед членами рода. Он участвовал в обрядах, посвященных культу предков и умерших родственников. Что касается холостяков, то общество считало их ненадежными.
Девушка, став женой, также меняла свой социальный статус. Теперь она была не просто «дочь некого Кима, Пака и т.д.», а являлась супругой «такого-то Кима, Пака». Теперь в ее функции входили беспрекословное подчинение мужу, и самое главное - рождение и воспитание детей. Женщине указывали ее место, приучали к терпению, молчанию и покорности.
Подходящую пару подбирали родители и иные родственники либо прибегали к помощи свах. В высших слоях корейского чиновничества родители сватали своих детей в 7-8 летнем возрасте. Этот обычай возник в подражание китайскому несколько веков назад. В других же слоях обычный брачный возраст для мальчиков - 13-14 лет, при этом невесту сватали ему старше на 3-5 лет [Сон, 2004, с. 134]. Встречались новобрачные впервые лишь на самой свадебной церемонии. Только в начале XX в. средний возраст вступления в брак поднялся до 18-19 лет.
Надо отметить, что идеалом конфуцианства была большая патриархальная семья, в которой под одной крышей жили представители нескольких поколений: родители, их женатые сыновья с невестками, их внуки и даже правнуки. Соответственно, жене сына необходимо было подчиняться свекру и в большей степени свекрови, т.к. в женской половине дома командовала именно свекровь. Мужчины не вмешивались во внутрисемейные и хозяйственные дела. Жена, находясь внутри дома, отвечала за порядок в нем, рожала и воспитывала детей. Муж большую часть времени проводил вдали от жены, приближаясь только для выполнения супружеских обязанностей. Мужу в голову не приходили идеи провести день и отдохнуть в обществе супруги, да и ее не посещали такие мысли. Для развлечений существовали кисэн, встречи с которыми в специальных питейных заведениях (югвак) были самым распространенным видом досуга. Кисэн пре ставляли из себя профессиональных развлекательниц и одновременно куртизанок. Главной функцией кисэн была организация приемов, а ее главным достоинством -умение поддерживать светскую беседу, играть на музыкальных инструментах, петь и писать стихи.
В знатных семьях даже только что поженившись супруг проводил с молодой женой 3-4 дня, а затем покидал ее на более или менее продолжительное время, предаваясь увеселениям в обществе наложниц.
В соответствии с вековыми традициями женщины в дворянских семьях в Корее вели затворническую жизнь. Они редко могли выходить из дома, и им было строго запрещено встречаться с приходящими гостями, если те только не являлись ближайшими родственниками. Женская половина дворянского дома была закрыта для посторонних. Поэтому все встречи и беседы в корейских домах проходили в исключительно мужской компании.
Однако чисто мужская компания, как известно, имеет не только свои преимущества, но и свои недостатки. Богатым и знатным корейцам хотелось порою проводить время не в спорах по вопросам конфуцианской философии или налоговой политики, а в более расслабленной и легкомысленной атмосфере. Женское присутствие было необходимо, но не могло быть и речи о том, чтобы позволить женщинам из приличных семей появляться открыто в кругу посторонних мужчин. Это было бы вопиющим, немыслимым нарушением конфуцианской морали. Поэтому в незапамятные времена в Китае был найден выход из этого положения - профессиональные развлекательницы, которые неизбежно являлись и куртизанками.
В отличие от подавляющего большинства остальных корейских женщин они были хорошо образованы, владели не только родным корейским, но и классическим китайским (язык всей корейской науки и культуры вплоть до конца прошлого века), писали стихи, играли на музыкальных инструментах. Также помимо жены мужчинам разрешалось иметь наложниц, главное, чтобы средств на их содержание хватало. Во многих случаях наложниц брали, когда жена не могла родить наследника. Супруга к такому решению часто подталкивали его родители. «Существование наложницы существенно увеличивало шансы на появление сыновей, однако в большинстве случаев дети, рожденные наложницами, считались неполноправными, и подвергались в дворянском обществе некоторой дискриминации. Впрочем, дискриминация эта была относительной, т.к. наложницы были только в дворянских семьях, и дети дворян от наложниц все равно вели отличную от простых крестьян жизнь» [Women of Korea, 1976, с. 51].
Даже в том случае, если в доме было несколько наложниц, полновластной хозяйкой оставалась главная жена. В Корее на экраны вышел фильм «История двух женщин», которому в 1944 г. был присужден высший кинематографический приз страны «Большой колокол». В картине рассказывается о двух женах одного небогатого крестьянина. На старшей из них этот человек женился по любви, но у них не было детей, поэтому ему пришлось уступить нажиму матери и жениться еще раз - на молодой девушке, которая лишилась родителей во время корейской войны 1950-1953 гг. Муж впервые увидел ее на свадьбе.
В фильме сдержанно, но отчетливо показаны ревность, отчаяние и горе первой жены, горячо любившей мужа. Со временем она смирилась с тем, что она не единственная. Она полюбила сына, родившегося у младшей, с сочувствием и пониманием стала относиться к «сопернице». Миролюбие, доброта, самоотверженность этой прекрасной женщины - главное содержание фильма [Симбирцева, 2000].
До середины XX в. «...в семье господствовали феодально-патриархальные отношения, глава семьи пользовался неограниченной властью над женой и детьми» [Chang Sa-hun, 1986, с. 230]. Законная жена пользовалась общественным положением и званием своего мужа, даже если бы она происходила из низшего класса общества. Также она становилась совладет^ли-цей всей собственности своего супруга. Жена является главой всех женских членов семьи, которые должны ей во всем повиноваться. Этим и исчерпываются права, которые приобретала в Корее женщина с выходом замуж.
Муж никогда не совещался с супругой о важных семейных делах и считал, что непристойно долго беседовать с ней о чем бы то ни было. В среде простого народа, отличающегося, как и везде, грубостью нравов, кулачная расправа с женой составляла нередкое явление.
Неравноправность мужа и жены замечалась на каждом шагу. Муж не нес никаких обязанностей по отношению к своей жене. Супружеская верность требовалась только от жены, которая, как бы ни была оскорблена и унижена поведением своего мужа, ни в коем случае не должна была ни ревновать его, ни возмущаться. В случае нарушения женой супружеской верности муж до недавнего времени имел право привести ее к чиновнику, который подвергал несчастную женщину палочной экзекуции [Описание Кореи, 1960, с. 335].
Если жена, доведенная до отчаяния поведением мужа, покидала его дом, то она по закону могла быть возвращена обратно и публично подвергнута палочным ударам.
По корейским понятиям благовоспитанная жена не должна была часто вступать в разговор с мужем, и во всяком случае беседа ее с последним должна была быть непродолжительна. Что касается ее отношений с родственниками мужа: они были еще более церемонны. «Так, в присутствии свекра она стояла, потупи глаза, и на все его вопросы давала краткие ответы. Впрочем, со свекровью отношения были менее - натянуты, она не так стеснялась ее и позволяла себе вступать с ней в разговоры. Братья, жившие в одном и том же доме, никогда не говорили со своими невестками» [Описание Кореи, 1960, с. 335].
Главное занятие замужних кореянок всех общественных положений состояло в кормлении и воспитании детей и в хлопотах по хозяйству. Они много занимались рукоделием и сами изготавливали не только собственное платье, но и все платья для детей и мужа. Женщины из богатых семей, кроме своих материнских обязанностей, мало чем были сами заняты, имея в сво-
164 --------------------------------------------- ем распоряжении многочисленный штат прислуги. Однако выходить из дому они не смели, за исключением случаев неотложной необходимости, и то лишь с разрешения главы семейства.
Женщины простых крестьян пользовались большой свободой в своих действиях, но зато они несли весьма тяжелую работу; они, как настоящие рабыни, никогда не отдыхали. Это было не удивительно, если принять во внимание все лежащие на них обязанности: содержание дома в чистоте, стряпня, доставление на дом воды из реки, изготовление холста и платья для всех домашних; наконец, летом они, кроме того, помогали мужчинам на всех полевых работах.
Что касается мужчин, то они только летом были заняты полевыми работами во время посевов и жатвы; зимой же весь их труд состоял почти исключительно в заготовлении дров; остальное время они проводили в совершенной праздности: посещали родных и знакомых и с утра до вечера курили, играли и угощались.
Татьяна Симбирцева по этому поводу пишет: «Сам себе в том не признаваясь, мужчина полностью зависел от женщины в быту. Она ткала и пряла, ... готовила и подавала еду для него самого, его предков и гостей...Мужчина, считалось, должен быть безразличен к материальным благам. Даже если он нигде не служил, любые занятия, не связанные с изучением классических трудов и ритуалов, считались для него низменным и недостойным. Никакой голод не мог заставить «достойного мужа» осквернить свои руки физическим трудом (хотя в принципе занятие сельским хозяйством считалось достойным даже для знатного человека), торговлей или ремеслом» [Симбирцева, 2000].
По словам английской писательницы Изабеллы Бишоп, которая посетила Корею в конце XIX в. и написала книгу «Корея и ее соседи», корейские женщины вели изолированный образ жизни по сравнению с женщинами других народов. Также указывала пример, как в 8 часов вечера подавался колокол и мужчины должны были удалиться, в это время женщины выходили на улицы и занимались своими делами. Периодически это правило ослаблялось, но после какого-нибудь курьезного случая, это правило вновь усиливалось.
Большинство женщин мирилось со своим унизительным положением и переносили его с примерной безропотностью. Корейские женщины вообще отличались кротостью и трудолюбием и относились заботливо к чести и благосостоянию своих мужей. Они даже умели мириться с таким институтом, как второстепенные жены и наложницы.
К женщине раньше относились просто как к орудию производства. Даже выбирая жену королю, в первую очередь смотрели, достаточно ли она полная и широкая в кости, то есть сможет ли она нормально рожать детей. Если же дети не рождались, или рождались только девочки, то жизнь женщины превращалась в сущий ад. Муж мог прогнать ее, но чаще на смену приводил наложниц. Считалось, что жена не должна иметь своего мнения, а делать только то, что говорил ей муж. Даже если он говорил ей: «Умри», - преданная жена должна была умереть, но выполнить волю мужа. Сейчас жизнь кореянок во многом улучшилась, и все-таки в их сердцах живет та застарелая покорность, та готовность пожертвовать всем во имя мужа и семьи, которая была свойственна их матерям и бабушкам [Симбирцева, 2000].
Как уже говорилось выше, мужчина в случае бездетности первой жены мог взять вторую в целях продолжения своего рода. Дети от такой жены называли мамой первую и главную жену отца.
Таким образом, главной целью женщины было рождение ребенка, лучше, если это был бы мальчик, т.к. после его рождения к невестке начинали относиться с почтением. Авторитет жены рос, если и в дальнейшем у нее рождались сыновья. Девочки являлись угрозой для семейного бюджета - лишняя трата денег и времени. Если они появлялись на свет, их учили общим конфуцианским правилам, а в семейные секреты шитья, приготовления пищи их не посвящали, дабы избежать утечки дорогой информации. Их в основном учили в доме мужа до женитьбы либо свекровь, либо другая невестка.
В случае смерти мужа ей было запрещено выходить замуж во второй раз. Женщина носила траур по нему до конца своей жизни. Только в 1894 г. последовала отмена этого обычая, им было разрешено выходить замуж вторично.
Что касается простого народа, то тут вдовам вторичные браки ни законом, ни обычаем не запрещались.
Запрещение вдовам выходить замуж служило причиной частых между ними самоубийств. Положение молодой корейской вдовы привилегированных классов было весьма незавидное. Оставшись без покровителя, она жила в постоянном страхе сделаться добычей какого-нибудь негодяя, тем более, что родственники ее покойного мужа старались скорее от нее отделаться. В безвыходной ситуации вдовы-дворянки нередко после похорон кончали жизнь самоубийством. За этот поступок они восхвалялись корейцами как героини.
минусинской ко™^^ 8 Ф0РМИР0ВАНИИ ТАШТЫКСКОЙКУЛЬТУРЫ ХАКАССКО-
---------------------------------------------------------------------------------------------- 165
Благородная дама не могла говорить с незнакомцем ни под каким предлогом. Если же приходилось говорить, то она должна была обращаться к нему через третье лицо. Когда гость посещал чей-то дом, а хозяина не было дома, женщина говорила с ним, делая вид, что говорит со слугой. Таким образом, она избегала обращения к нему напрямую. «Высшей доброде- политику открыто вмешиваться не полагалось, даже королеве. Хотя в истории монархической Кореи происходили случаи, когда королева обладала огромной реальной властью. В конце XIX в. именно королева Мин, жена последнего корейского короля Кочжона, во многом определяла внутреннюю и внешнюю политику страны (в последствии была убита).
телью считалось «сохранение чести», для чего женщины носили небольшие кинжалы чандо, использовавшиеся в виде украшений, но которые в нужный момент могли стать орудием самоубийства». Полезным занятием для королев и принцесс считалось разведение шелковичных червей, ибо этот трудоемкий и длительный процесс «позволял отшлифовать такую добродетель, как терпение» [Симбирцева, 2000].
Как и в других странах, в Корее королева считалась официальной соправительницей. Но на практике, все выглядело иначе. Она, правда, участвовала во многих официальных мероприятиях, но в целом женщинам в старой Корее в
Список литературы Традиционная корейская семья: роль женщины
- Описание Кореи. Сокращенное издание. М., 1960. -469с.
- Симбирцева Т.М. Корея на перекрестке эпох. М.: Муравей-Гайд, 2000. -256 с.
- http://www.arsasiatica.com/library/categorv
- Сон Т.А. Свадебный обряд и брак в корейском обществе//Материалы II Международной корееведческой конференции: тезисы и доклады. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. -С. 133-142.
- Chang Sa-hun. Women of the Yi Dynasty. Seoul, 1986. -262 c.
- Women of Korea. A history from ancient times to 1945. Seoul, 1976. -140 c.