Традиционная одежда как объект музейного хранения и экспонирования (культурологический аспект)
Автор: Сиюхова Аминет Магаметовна
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Музееведение и охрана культурного наследия
Статья в выпуске: 2, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрывается вопрос музейного хранения и экспонирования традиционной одежды. Обосновывается значимость одежды как культурной универсалии. Производство предметов одежды в первобытную эпоху представляется как важный фактор развития интеллекта и духовности. Рассматриваются нормативно правовые аспекты музейной деятельности в отношении места предметов одежды в музейных фондах. Освещаются некоторые проблемы региональных музеев по работе с одеждой как единицей хранения.
Музейный фонд, традиционная одежда, культурные ценности, коллекционирование, сохранность, экспонирование
Короткий адрес: https://sciup.org/170174134
IDR: 170174134
Текст научной статьи Традиционная одежда как объект музейного хранения и экспонирования (культурологический аспект)
Музейное дело имеет длительную историю, на протяжение которой происходит непрерывное развитие его структуры и функций. Основная задача музея — сбор, хранение, изучение и экспонирование природных, исторических, этнографических, художественных и иных ценностей. В сферу наших научных интересов входит проблема включения в музейные фонды и экспозиции предметов одежды.
Одежда как элемент человеческой среды обитания является привычным атрибутом жизни уже с эпохи первобытности. Существует множество теоретических исследований, прослеживающих путь накопления значимых социально-культурных функций одежды, от защитной, до расширенного комплекса функций современной одежды, когда она маркирует такие характеристики владельца, как возраст, пол, этническую и религиозную принадлежность, материальное благосостояние, профессию, ситуацию традиционной и современной обрядности, является визуальной печатью психотипа личности и пр. Одним из ведущих исследователей в данной области по праву считается российский этнограф П. Г. Богатырев, давший образец подробного структурно-функционального анализа на примере народного костюма Моравской Сло-вакии1. По уровню и глубине охвата проблематики с уверенностью можно судить, что ученый внес громадный вклад не только в этнографическую науку, но и в такой же мере в культуроло- гию и социологию культуры. Он посредством расширенного эмпирического анализа наглядно проиллюстрировал мысль, что одежда есть выражение истории общества, природы его обитания, его культуры и социальных взаимодействий.
Социально-психологические основания функциональности одежды рассмотрены в фундаментальном труде американской исследовательницы Э. Холландер «Взгляд сквозь одежду». В частности, она замечает такую способность одежды, как персонификация, либо, напротив, нивелирование личности как отражение роли индивида в рамках той или иной культуры2. Она также говорит о сексуальности как о значимом качестве одежды, усматривая в ней не только социально-исторические факторы формирования, но и архетипические, тесно связанные с архаическим переживанием телесности3.
Можно назвать еще достаточно продолжительный список ученых, раскрывающих проблематику костюма в этнографическом, историческом, культурологическом, искусствоведческом ракурсах. Среди них весомый вклад в системное исследование роли одежды в культуре внесли региональные ученые, например С. Э. Хокон, глубоко проанализировавшая социокультурное бытование этнокостюма в современной ситуации Республики Адыгея4. Безусловно, соглашаясь с упомянутыми и многими другими исследователями, отводящими одежде особое место в культуре общества, хотелось бы от себя добавить, что создание предметов одежды доисторическим человеком явилось мощнейшим стимулом развития его интеллекта. Защищая себя от холода и жары, дождя и ветра, человек осваивал методы кроя, сборки и крепления простран-ственнотрансформированных деталей из природного материала (кожи, меха, растений и пр.), тем самым вырабатывая рациональные и эмоциональные методы освоения большого пространства жизни. Одежда меняла человека не только внешне, но и императивно разнонаправленно изменяла его сознание.
Приведенные выше рассуждения доказывают значимость одежды как безусловной культур- ной ценности, и обосновывают правомочность нахождения предметов и элементов костюма, и костюмных комплексов в фондах и экспозициях музеев. В качестве дополнительного основания можно опереться на мысли известного исследователя народного костюма Р. М. Кирсановой, о том что народный костюм вышел из повседневной практики села, и что именно городской музей аккумулировал остатки аутентичных костюмных комплексов и их элементов. Она пишет: «Художники по костюму обращаются к народному костюму, ориентируясь на лучшие музейные образцы, само существование которых стало возможным благодаря бережному отношению к костюму в деревнях и селах»5.
Универсальность и многофункциональность одежды обусловливает разные формы музейной работы с костюмом. На сегодняшний день наиболее разработанной является тема учета, хранения, реставрации и экспонирования одежды в музее. В самом общем виде данные вопросы отражены в разнообразных нормативных документах, регулирующих его работу. Так, например, в Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в СССР (действовал с 01.10.1985) в разделе II Состав музейных фондов в п. 76 предписывается нахождение в основном музейном фонде музейных предметов, «относящихся к феодальной и капиталистической общественно-экономической формациям и социалистической общественно-экономической формации, характеризующие экономику, общественные отношения, внутреннюю и внешнюю политику, историю революционного движения, борьбу за мир в СССР и защиту социалистического отечества, культуру (орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества), мемориальные предметы, связанные с историческими событиями или выдающимися личностями руководителями партии и государства, участниками революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн, народными героями, деятелями науки и культуры и т. д.»6. Действующий ныне Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» не конкретизирует состав музейных фондов по типам документов и экспонатов, этим отдавая право решения о включении той или иной вещи в музейную коллекцию руководству самих музеев7. Таким образом, одежда как предмет музейного хранения, изучения и экспонирования сегодня не является обязательной единицей хранения. К чести музейных работников, можно утверждать, что они в полной мере осознают ценность одежды как отражения истории и культуры общества и должным образом работают с ее предметами.
Несомненно, первенство в музейных собраниях занимают образцы аутентичной традиционной одежды разных этнических сообществ. О том, что этнографическое коллекционирование народного костюма началось ранее сбора остальных типов одежды, может свидетельствовать исследование А. К. Салмина и А. И. Терюкова, в котором с исторических позиций рассматривается появление первой музейной коллекции костюмов народов Волго-Камья в Кунсткамере Санкт-Петербургской Академии наук8. Авторы на основе архивных данных доказывают, что исследователь Д. Г. Мессершмидт, приглашенный Петром I из Данцига, вел работу по сбору коллекции традиционного костюма народов России по его распоряжению и старался, в первую очередь, приобрести у крестьян Удмуртии костюмы, использующиеся в обрядовой практике. В своих путевых дневниках Д. Г. Мессершмидт не поясняет основание такого выбора, но можно предположить, что главной причиной была не столько научная, сколько эстетическая: ритуально-обря- довые одежды имели более богатый декор и технику исполнения. Косвенно об этом может говорить тот исторический факт, что еще до Петра I при Дворе русских монархов собирали аутентичные костюмы народов России для использования их в разнообразных досуговых мероприятиях: маскарадах, балах и пр9. Впоследствии с развитием научной этнографии были всесторонне проанализированы символика орнамента, роль того или иного вида одежды в обрядовой практике.
Сегодня в крупнейших музеях России собраны богатейшие коллекции традиционного костюма этносов, проживающих на территории Российской Федерации. Они являются основой многочисленных научных исследований, воплощенных в красочных каталогах с интерпретирующим текстом о назначении костюма, особенностей декора и технологий его выполнения, использования тех или иных материалов. Ярким примером может служить изданная в 1989 г. книга Л. В. Ефимовой «Русский народный костюм», представляющая коллекцию Государственного исторического музея10. Однако, не только в центральных музеях страны есть коллекции этнографического костюма, — в каждом региональном краеведческом музее подобная коллекция представляется наиболее ценной частью фонда. Например, в Саратовском этнографическом и Петровском краеведческом музеях собраны богатые коллекции мордовского народного костюма11. В Чувашском национальном музее (г. Чебоксары) находится собрание чувашского национального костюма с декором вышивкой в самобытной технике12. Ульяновский историкохудожественный музей имеет обширную коллекцию русского традиционного костюма, включающего предметы, датируемые XV–XIX веками13.
В виду хрупкости экспонатов и с целью изучения, а также приобщения региональной му- зейной публики к ценностям народной культуры создаются красочные альбомы, наподобие каталога Л. В. Ефимовой. Такой альбом, например, был выпущен в нынешнем году в Национальном музее Республики Адыгея (г. Майкоп)14, в котором отражена коллекция традиционной одежды и золотого шитья адыгов. В альбоме представлены фото экспонатов, исторические снимки XIX — первой половины XX века, на которых народный костюм показан в аутентичной среде. Сопровождающий текст поясняет особенности бытования и использования, а также технологии изготовления одежды. Специфике кроя, материалов, а также ситуаций применения традиционной мужской, женской и детской одежды посвящены статьи сотрудника музея Н. З Кидакоевой15, а золотошвейное искусство адыгов освещается в статье ее коллеги Н. З. Шовгеновой16.
Международное музейное сообщество озабочено трудностями работы с предметами одежды в силу их особой хрупкости. В материалах Комитета музеев костюма ИКОМ отмечается, что в начале 1980-х годов стало очевидно, что изменения в музейной политике и в управлении музеями угрожают сохранности коллекций ко-стюмов17. Неумелое хранение, экспонирование и реставрация музейных предметов одежды, по мнению авторитетного историка костюма Дж. Арнольд, может исключить их из разряда исторических документов18. Комитет музеев и коллекций костюма ИКОМ выработал подробные рекомендации для работы по хранению костюма, касающиеся комплектования, инвентаризации, мер предосторожности, климатических условий хранения, консервации и реставрации, правил экспонирования. В документе указывается, что «по причинам как профессиональной этики, так и научного свойства, должен быть выдвинут следующий лозунг: никакое вмешательство в музейный предмет недопустимо. Любое вмешательство снижает ценность музейных предметов как исторических документов»19.
Особое место в работе с музейными экспонатами из числа предметов костюма отводится фотографированию, в современной интерпретации — оцифровыванию. В рекомендациях ИКОМ указывается, что для того чтобы меньше наносить ущерб музейной одежде во время исследования и при экспонировании, нужно чаще использовать ее качественные фотоизображения. Следует признать, что сегодня финансовое положение музеев в регионах таково, что они не могут себе позволить закупку дорогостоящей фотоаппаратуры, либо заключать договора с профессиональными фотоагенствами. Так, один из составителей альбома традиционной одежды и золотого шитья адыгов и авторов сопровождающего научного текста Н. З. Кидакоева сетовала на то, что при подготовке выпуска фолианта были большие трудности из-за весьма среднего качества фотографий. На них невозможно было четко увидеть детали техники золотого шитья, элементы жаккардового переплетения тканей на исторических костюмах и пр. В этом плане региональным Министерствам и Отделам культуры, на наш взгляд, стоит изменить политику сиюминутной экономии на политику долгосрочной экономии, способной предотвратить утрату исторических музейных экспонатов, уникальность и ценность которых со временем лишь возрастают.
Музейные работники, в большинстве своем энтузиасты и альтруисты, собственными силами стараются найти способы совмещения сохранности предметов музейной одежды и возможно- стью близкого знакомства аудитории с лучшими образцами. В частности, в Национальном музее Республики Адыгея работники отдела хранения применяют метод репликации. Его сущность заключается в том, что на основе научного описания (промеров, выполнения разверсток лекал, зарисовки декора и описания технологии) самими служащими музея делаются точные копии исторического предмета из новых, приближенных к аутентичным по физическим свойствам, современных материалов. Эти экспонаты, будучи новоделами, не имеют исторической ценности, однако становятся весомым фактором для более глубокого научного анализа проблем истории и технологии производства одежды, а также близкого и наглядного знакомства публики с традиционной культурой адыгов.
По справедливому замечанию специалиста в сфере изучения и сохранения традиционного и исторического костюма Р. М. Кирсановой, «костюм фокусирует в себе возможности прак- тически всех традиционных ремесел, и именно костюм оказывается самым недолговечным, неспособным по самому материалу противостоять времени»20. В этой связи невозможно переоценить деятельность музеев по сбору и обеспечению сохранности народного костюма, представляющего объект не только интеллектуального осмысления, но и эмоционального восприятия, делающего возможным на уровне подсознания почувствовать суть жизни, отношений и переживаний людей давно ушедшего поколения. Сохранение в музейных коллекциях традиционной, а также исторической одежды, способствует воссозданию целостности культурной картины мира общества, где прошлое, настоящее и будущее находятся а гармоничной и естественной взаимосвязи.
Список литературы Традиционная одежда как объект музейного хранения и экспонирования (культурологический аспект)
- Богатырев П. Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 299-366.
- Дети узнали, что костюм говорит о человеке. URL: http://www.znamyuzl.ru/2015/03/page/123/
- Ефимова Л. В. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. Альбом. Любляны, 1989. 314 с.
- Кирсанова Р. М. Русский народный костюм: этапы развития (к вопросу о взаимодействии сельского и городского типов культуры) // Духовная культура села: традиции и современность. М., 1988. ВНИИ искусствознания/М. 1988. С.70-82.
- Кидакоева Н. З. Традиционный адыгский женский костюм конца XIX — начала XX вв. В собрании Национального музея Республики Адыгея. В сборнике: Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. С. 6-9, 34-42.
- Кидакоева Н. З. Детская национальная одежда в собрании национального музея республики Адыгея. В сборнике: Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. С. 98.
- Марицкая И. Чувашская вышивка: одежда и предметы обихода. Музейные экспонаты. URL: https:// www.livemaster.ru/topic/1223453-chuvashskaya-vyshivka-odezhda-i-predmety-obihoda-muzejnye-eksponaty
- Новая выставка откроется в этнографическом музее. URL: http://gtrk-saratov.ru/news/novaya_ vystavka_otkroetsya_v_etnograficheskom_muzee/
- Об утверждении «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР». Приказ министерство культуры СССР № 290 от 17 июля 1985 г. URL: http://businesspravo.ru/docum/documshow_documid_33809.html
- Рекомендации Комитета музеев и коллекций костюма ИКОМ по хранению костюма. URL: http://network.icom.museum/fileadmin/user_upload/minisites/costume/pdf/guidelines_russian
- Салмин А. К., Терюков А. И. Первая музейная коллекция одежды народов Волго-Камья в кунсткамере Санкт-Петербургской Академии наук // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2010. № 5-3. С. 42-51.
- Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. 148 с.
- Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10496/
- Хокон С. Э. Этнокостюм в современной культуре адыгов: социокультурные аспекты. Диссертация... кандидата культурологии. Саратов, 2014. 178 с.
- Шовгенова Н. З. Золотошвейное искусство адыгов. В сборнике: Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Министерство культуры Республики Адыгея, Национальный музей Республики Адыгея. Краснодар, 2015. С. 108-111.
- Hollander A. SeeingThroughClothes. NewYork: Avon, 1980. 528 pp.