Традиционные и нетрадиционные религиозные конфессии современной Монголии: буддизм и христианство

Автор: Абаева Любовь Лубсановна, Ринчинова Бэлигма Пурбо-Доржиевна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 6, 2015 года.

Бесплатный доступ

Процесс адаптации монгольских народов к цивилизационным процессам включал в себя не только становление государственных образований в различных исторических формах, выстраивание многоукладных натуральных хозяйственных систем, создание различных систем письменности, но и существенные изменения в сфере традиционного религиозно-мифологического мировоззрения, которые привели к выходу архаических форм религии (анимизм, тотемизм, магия, «шаманство» и др.) из стадии первобытности. К ним мы относим, прежде всего, утверждение в традиционном мировоззрении монгольских народов в качестве системообразующего элемента тяготеющей к монотеизму религии, получившей в научной литературе наименование «тэнгрианство» (от тюркомонгольского «тэнгэри» - небо). Наиболее глубокие корни «тэнгрианства» мы обнаруживаем в космогонических мифах как монгольских, так и тюркских народов. В процессе исторического развития этих народов складывается дуальная религиозно-мировоззренческая система («небо» -«земля») как специфическая форма социальной самоорганизации - упорядочение «объективного» в сознании, на уровне субъективного духа. Из первоначального космического хаоса рождается определенный порядок, складывается картина религиозно-мировоззренческой упорядоченности, а также связанная с ней упорядоченность социального и природного бытия.

Еще

Традиционные и нетрадиционные конфессии, эволюция, архаичные религиозные традиции, монгольские народы, тэнгрианство, буддизм, христианство, современная монголия

Короткий адрес: https://sciup.org/148182979

IDR: 148182979

Список литературы Традиционные и нетрадиционные религиозные конфессии современной Монголии: буддизм и христианство

  • Абаева Л.Л. Человек в контексте шаманских и неошаманских этнокультурных традиций монгольских народов//Власть. -2012. -№ 1. -С. 127-130.
  • Религиозная культура монгольских народов на рубеже веков//Материалы международной конференции, посвященной 800-летию Монгольского государства. -Вена, 2006.
  • Абаева Л.Л. Динамика развития традиционных религиозных воззрений монгольских народов в векторе буддийской теории и практики//Власть. -2014. -№ 6. -С. 94-98.
  • Абаева Л.Л. Семантика круга и традиционное мировоззрение народов Центральной Азии в контексте буддийской религиозной культуры//Вестник Бурятского государственного университета. -2014. -№ 14(1). Философия, социология, политология, культурология. -С. 248-251.
  • Бира Ш. The Mongols and Christianity//Монголын Тэнгэрийн Узэл, Mongolian Tengerism.Туувэр Зо-хиол, Баримт бичгуд. -Улан-Батор, 2011. -482 с.
  • Сабиров Р.Т. Автохтонные верования и шаманизм в Монголии после 1990 г.//Вестник Московского университета. Сер. Востоковедение. -2005. -№ 4.
Статья научная