Трансформация денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации

Автор: Самко Н.Г.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-4 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются предпосылки возникновения глобализационных процессов в финансовой сфере и ключевые факторы их дальнейшего развития, анализируются новые подходы к определению приоритетов денежно-кредитной политики центральных банков в условиях финансовой глобализации.

Финансовая глобализация, центральный банк, денежно-кредитная политика

Короткий адрес: https://sciup.org/140108166

IDR: 140108166

Текст научной статьи Трансформация денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации

Для современного этапа развития мировой экономики характерна активизация процессов глобализации, в том числе ее финансовой составляющей. Финансовая глобализация представляет собой процесс постепенного объединения национальных и региональных финансовых рынков в единый мировой (глобальный) финансовый рынок как следствие международной финансовой деятельности транснациональных компаний. Проявляется финансовая глобализация через три ключевых аспекта: глобальное присутствие международных финансовых институтов; международную финансовую интеграцию и стремительное развитие финансовых инноваций.

Одной из важных предпосылок возникновения и развития процессов финансовой глобализации стало снятие ограничений по текущим операциям и трансграничным операциям с капиталом на национальном уровне сначала в развитых рыночных экономиках (в 1960–1980-х гг.), а впоследствии – и в развивающихся странах (в 1980–1990-х гг.). В конце 1990-х – начале 2000-х гг. к процессам валютной и финансовой либерализации присоединились страны Восточной Европы и СНГ, а также Китай. Другой ключевой предпосылкой развития глобализационных процессов в финансовой сфере стали достижения в сфере информационных технологий, позволившие связать между собой, с одной стороны, национальные финансовые рынки, а с другой – рынки производных финансовых инструментов.

Финансовая глобализация также связана с процессом интеграции национальных финансовых рынков в единый общемировой финансовый рынок. Однако если на начальных этапах глобализации международные финансовые рынки обслуживали реальный сектор экономики, страховали валютные риски, финансировали краткосрочные операции, то впоследствии движение иностранного финансового капитала, в том числе банковского, стало приобретать самостоятельное значение. Это привело к тому, что основным фактором, влияющим на развитие национальных экономик, стала текущая конъюнктура финансовых рынков. Произошла фундаментальная социально-экономическая трансформация: в эпоху финансовой глобализации реальный сектор перестал формировать финансовую сферу, наоборот – финансовые рынки начали активно влиять на состояние реальной экономики. В 2008 г. рыночная стоимость всех акций и облигаций в мире составила больше 100 трлн. долл. США, что в несколько раз превысило мировой объем банковских депозитов. Вместе с тем стал очевидным тот факт, что инновации и рост эффективности достигнуты ценой нестабильности, которую почувствовали участники рынка, причем одной из причин этой нестабильности стала высокая степень концентрации финансов в глобальном масштабе [9].

Ожидалось, что либерализация национального контроля над движением капитала станет фактором, стимулирующим экономический рост национальных экономик и повышение стабильности национального потребления, что особо актуально для развивающихся стран, которые, как правило, испытывают больший дефицит капитала и характеризуются более изменчивыми темпами роста доходов. В странах с формирующимся рынком – группе развивающихся стран, принимавших активное участие в глобализационных процессах, – явно отмечались в среднем более высокие показатели экономического роста, чем в других странах. Однако позднее большинство исследований, в которых с целью анализа связи между темпами экономического роста и степенью финансовой открытости использовались межстрановые регрессии, не смогли засвидетельствовать наличие прямой связи между либерализацией операций с капиталом и экономическим ростом [3, c. 9–10]. Вследствие увеличения объема спекулятивных операций и наращивания объемов внешних долговых обязательств, открытая экономика постепенно приобретает высокую степень зависимости от тенденций развития глобального рынка, и соответственно, возрастает уровень рисков [8].

Ослабление контроля над движением капитала, появление «мобильных денег» на глобальных финансовых рынках, по мнению ученых, «превратило торговлю валютой в глобальное казино и расширило возможности «долларизации» других стан и народов» [2, c. 188]. В предкризисные годы в мире сформировались весьма внушительные объемы долларовых пассивов, причем сформировали их не американские банки, а банки других стран, предпочитавших доллар США национальной валюте. В 2007–2008 гг. рефинансирование глобальных долларовых пассивов осложнилось [7]. Недостаток финансирования в долларах бросил вызов финансовой стабильности как в США, так и во всем мире. Последствия данных явлений быстро распространились из финансовой сферы на нефинансовый сектор из-за значительного сжатия кредитных рынков, что привело к спаду в реальной экономике во многих странах.

Среди факторов дальнейшего развития глобализационных процессов в финансовой сфере можно назвать следующие:

  • 1)    неравномерность экономического развития стран мира;

  • 2)    неуравновешенность текущих платежных балансов;

  • 3)    дефицит у большинства стран собственных финансовых ресурсов для реализации социальноэкономических преобразований;

  • 4)    необходимость поиска на международных рынках капитала финансовых средств для возмещения дефицитов бюджетов и выполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям;

  • 5)    дальнейший рост числа операций слияния и поглощения компаний и банков;

  • 6)    ускоренное развитие информационных технологий.

Как любое объективное явление, финансовая глобализация имеет позитивные и негативные проявления. Основными позитивными сторонами финансовой глобализации являются: высокие показатели мобильности и ликвидности капитала; объединение биржевых и внебиржевых торговых систем в единую глобальную коммуникационную сеть; усиление конкуренции на национальных финансовых рынках; высокие мировые стандарты в управлении финансовыми потоками.

Среди негативных явлений, проявляющихся в условиях финансовой глобализации, необходимо отметить следующие: усиление нестабильности национальных финансовых рынков вследствие либерализации контроля над потоками капитала; уменьшение стойкости национальных экономик к мировым финансовым кризисам; ограничения доступа отдельных стран-участников на мировой финансовый рынок; риск миграции капитала из страны в случае ухудшения экономических и политических условий.

Важной проблемой в условиях глобального финансового рынка является также тот факт, что государство не может так же эффективно, как раньше, выполнять функции гаранта экономической стабильности, поскольку под государственное регулирование в полной мере подпадает деятельность только компаний-резидентов. Государство фактически превращается в рядового участника глобального рынка, чьи обязательства, к которым относятся национальная валюта, государственные ценные бумаги, котируются на рынке наряду с обязательствами частного сектора. Глобальный рынок отслеживает поведение национальных правительств так же, как и финансовую отчетность транснациональных корпораций и банков. Государственным институтом, на деятельность которого финансовая глобализация оказывает непосредственное влияние, является центральный банк.

Влияние транснационального капитала, в том числе банковского, приобрело глобальный, общемировой характер. В то же время центральные банки остаются регуляторами внутреннего банковского рынка. На появление этого дуализма еще в 1969 г. обратил внимание лауреат Нобелевской премии по экономике Джон Р. Хикс: «Только в национальной экономике, являющейся в значительной степени обособленной, национальный банк может быть настоящим центральным банком. С развитием мирового рынка и, особенно, международных финансовых рынков национальные центральные банки сдвигаются вниз в иерархии, становясь обычными банками в мировой системе без приставки «центральный». Таким образом, проблема, которая была решена (частично) учреждением национальных центральных банков, вновь дала о себе знать. Она остается все еще не решенной (несмотря на наши попытки ее разрешить) на мировом уровне...» [4, c. 164].

Финансовая глобализация ставит перед центральными банками новые задачи, ограничивая при этом пространство для проведения денежнокредитной политики. Сегодня центральные банки обязаны учитывать большее число факторов, находящихся за пределами их прямого контроля: динамику глобальной экономики и экономик соседних государств; состояние основных мировых товарных и финансовых рынков; решения других центральных банков, прежде всего ключевых игроков на мировом финансовом рынке (Федеральной резервной системы США, Европейского центрального банка и Банка Японии).

Монетарную политику более невозможно строить на позиции автономии внутренней экономики и ограничения денежного предложения. Многие экономисты отмечают тот факт, что в условиях финансовой глобализации частично теряется национальный суверенитет в области проведения экономической политики, в том числе и денежно-кредитной [1]. Предполагается, что в случае, если финансовая глобализация приведет к полной мобильности транснационального капитала, национальные монетарные регуляторы окажутся перед выбором: либо они будут осуществлять независимую денежно-кредитную политику, но при этом откажутся от регулирования валютного курса, либо наоборот - смогут поддерживать режим фиксированного валютного курса ценой потери независимости денежно-кредитной политики. Данное предположение сформулировано в форме так называемой «невозможной троицы» («impossible trinity»): в экономике не могут одновременно присутствовать фиксированный валютный курс, полная мобильность капитала и денежнокредитная политика, направленная на решение внутренних задач [6, с. 10].

Глобальные последствия мирового финансового кризиса, сжатие межбанковского и других финансовых рынков заставили центральные банки многих стран разработать комплекс мер, направленных на стабилизацию внутренних финансовых рынков и восстановление ликвидности. Одним из новых посткризисных явлений стала нехватка финансирования в иностранной валюте. Дефицит валютных средств является прямым следствием глобальной финансовой нестабильности и требует «скоординированного на международном уровне подхода центральных банков к функции кредитора в последней инстанции» [5].

Современные подходы к денежно-кредитному регулированию требуют переосмысления. Государство объективно не может управлять трансграничным движением капитала, следовательно, методы антикризисной и антиинфляционной политики в зависимости от фазы делового цикла становятся малоэффективными. Процессы глобализации также уменьшают эффективность воздействия денежно-кредитной политики на экономику через процентный канал денежной трансмиссии, и в то же время усиливают действие канала, связанного с валютным курсом. Однако связь между процентной ставкой и валютным курсом не настолько явная, и это ограничивает возможность использования валютного канала как основного инструмента денежно-кредитного регулирования.

Можно выделить следующие ограничения в проведении денежнокредитной политики в условиях финансовой глобализации:

  • 1)    снижается эффективность денежно-кредитной политики в целом, поскольку воздействие на банковскую систему внешних шоков и изменений в потоках капитала сильнее традиционных инструментов денежно -кредитной политики центрального банка;

  • 2)    под влиянием изменений в трансмиссионном механизме результаты регуляторных действий центрального банка становятся менее предсказуемыми;

  • 3)    возрастает степень ответственности центрального банка за действия, которые могут привести к оттоку капитала из страны, росту долларизации экономики, финансовому и экономическому кризису.

Включение в перечень таких полномочий центрального банка, как поддержание макрофинансовой стабильности, предотвращение «пузырей» цен на активы объективно требует, чтобы центральный банк осуществлял регулирование деятельности всех финансовых посредников, а не только банков. Однако подобная концентрация полномочий может предоставить центральному банку слишком широкую власть над финансовой сферой и национальной экономикой, фактически гарантировав выход его из-под контроля парламента и правительства. Поэтому при осуществлении реформ в финансово-кредитной сфере следует искать новые формы эффективного взаимодействия парламента, органов исполнительной власти и центрального банка.

Центральным банкам следует обратить особое внимание на эффективное управление ликвидностью финансово-кредитной системы. Меры по укреплению ликвидности будут способствовать усилению других инструментов денежно-кредитной политики, предоставив большую уверенность участникам рынка в возможности доступа к денежным средствам. Вероятно, именно в этой плоскости находятся новые возможности трансформации денежно-кредитной политики, так как при эффективном использовании инструментов управления ликвидностью происходит изменение таких важных характеристик финансово-кредитной системы, как скорость обращения ликвидности и возможность ее эффективного распределения в соответствии с потребностями экономики. А значит - обеспечиваются необходимые условия для сбалансированного развития финансово-кредитной системы и реального сектора экономики.

Выводы. Процесс формирования глобального финансового рынка существенно изменил архитектуру и экономическую среду, в которой функционируют национальные центральные банки. В настоящее время в большинстве развитых стран происходит поиск путей трансформации денежно-кредитной политики и определение новых целей деятельности национальных центральных банков.

Дальнейшее развитие процессов финансовой глобализации требует от государственных регуляторных органов проведения взвешенной макроэкономической политики, направленной как на постепенную либерализацию движения капитала, так и на сбалансированность внутренних и внешних источников заимствований, обеспечение финансовой стабильности, обдуманное и осторожное сочетание стимулов и ограничений в движении денежных потоков в целью недопущения разбалансировки основных финансовых и экономических пропорций.

Статья научная