Трансформация концепта "Человек добр" в немецкоязычном экспрессионизме

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются тексты Ф. Верфеля, Л. Франка и Э. Кестнера, в названии которых использован один из наиболее важных концептов экспрессионизма «Человек добр», что позволяет системно описать формы осмысления взаимоотношений человека и мира художниками 10 - начала 30-х годов ХХ века. Указывается, что исследуемый концепт синтезирует в себе религиозные мотивы и революционно-футуристические поиски, актуальные для названных авторов. Подробно освещаются вопросы связи исследуемых текстов с творческой биографией писателей и контекстом эпохи. Концептный, мотивный и сравнительно-типологический анализ позволяет выделить семантическое ядро концепта и рассмотреть эволюцию черт, качеств и характеристик, определяющих понятие «Человек добр» у каждого из авторов. Устремленный к грядущему царству справедливости мессия, описанный Верфелем, со временем вытесняется важным для Франка образом рядового человека, способного к пробуждению и самопожертвованию во имя мира, а затем сменяется карикатурой на героя - убежденным в своей богоизбранности мещанином Кестнера. В статье определено, что разница в наполнении концепта «Человек добр» порождает различие в дискурсивных установках текстов от гимна, восхваляющего нового Человека, к тексту-призыву и к обвинению в безразличии и покорности. Важными вопросами исследования являются также лексико-грамматическая организация концептонима, соотнесенность концепта «Человек добр» с набором мотивов и образов у каждого из авторов, проблемы взаимодействия текста с его «именем». Семантическая динамика концепта проявляется в его связи с мотивами движения, становления, музыки, а также с христианскими и эсхатологическими образами. Делаются выводы о различии функций беспредикатного, ритмически не связанного с основным текстом заголовка стихотворения Верфеля и субъектно-предикативной формулы, используемой Кестнером в качестве заглавия и рефрена и пронизывающей весь его текст.

Еще

Концепт, заголовочно-финальный комплекс, экзистенциализм, франц верфель, леонгард франк, эрих кестнер

Короткий адрес: https://sciup.org/147236565

IDR: 147236565   |   DOI: 10.14529/ssh210413

Список литературы Трансформация концепта "Человек добр" в немецкоязычном экспрессионизме

  • Кржижановский, С. Д. Поэтика заглавий / С. Д. Кржижановский. - М. : Никитинские субботники, 1931. - 33 с.
  • Salminen, А. Е. No Name: Paul Celan's Poetics of Naming / А. Е Salminen // Kritike an online Journal of Philosophy. - 2010. - № 10. - Р. 123-137. -URL: https://www.researchgate.net/publication/476712 5 9_No_Name_Paul_Celan' s_Poetics_of_Naming (дата обращения: 09.07.2021).
  • Булгаков, С. Н. Философия Имени / С. Н. Булгаков. - СПб. : Наука, 1999. - 445 с.
  • Франк, Л. Слева, где сердце / Л. Франк // Избранное : в 2 т. Т. 2. - М. : Терра- Книжный клуб, 2003. - С. 353-558.
  • Орлицкий, Ю. Б. Заголовочно-финальный комплекс и проблема границ текста / Ю. Б. Орлицкий. // От события к бытию: грани творчества Галины Иванченко : сборник научных статей и воспоминаний / сост. М. А. Козлова. - М. : Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. - С. 260-282.
  • Иванова, С. В. Языковые особенности поэтического заголовка : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Иванова. - МПА-ПРЕСС, 2006. - 23 с.
  • Ламзина, А. В. Заглавие / А. В. Ламзина // Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины ; под ред. Л. В. Чернец. - М. : Высшая школа, 2000. - С. 63-72.
  • Клех, И. Искусство названий / И. Клех // Знамя. - 1999. - № 9. - URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=920 (дата обращения: 09.07.2021).
  • Орлицкий, Ю. Б. Заметки о заглавии / Ю. Б. Орлицкий, Н. Веселова // Арион. - 1998. -№ 1. - URL: http://www.levin.rinet.ru/ABOUT/vesel-orl.htm (дата обращения: 10.07.2021).
  • Орлицкий, Ю. Б. Заглавие / Ю. Б. Орлиц-кий // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий ; под ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Изд-во Кулагиной : Intrada, 2008. - С. 73-74.
  • Млечина, И. Новый человек / И. Млечина // Энциклопедический словарь экспрессионизма ; под ред. П. М. Топера. - М. : ИМЛИ РАН, 2008. - С. 415-416.
  • Вежбицкая, А. Понимание культур посредством ключевых слов / А. Вежбицкая ; пер. А. Д. Шмелева. - М. : Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.
  • Зусман, В. Г. Диалог и концепт в литературе: литература и музыка / В. Г. Зусман. -Н. Новгород : ДЕКОМ, 2001. - 167 с.
  • Hartmann, V. Religiosität als Intertextualität: Studien zum Problem der literarischen Typologie im Werk Franz Werfels / V. Hartmann. - Tübingen : Gunter Narr Verlag, 1998. - 351 S.
  • Жеребин, А. И. На рубеже веков / А. И. Же-ребин // История австрийской литературы ХХ века. Т. I. Конец XIX - середина ХХ века. - М. : ИМЛИ РАН, 2009. - С. 22-52.
  • Werfel, F. Der gute Mensch / F. Werfel // Einanre. - Leipzig ; München : Kurt Wolff Verlag, 1915. - URL: https://www.literatisch.de/franz-werfel-einander.html (дата обращения: 09.07.2021).
  • Werfel, F. Die Versuchung: Ein Gespräch des Dichters mit dem Erzengel und Luzifier / F. Werfel. -Leipzig : Kurt Wolf Verlag, 1913. - 30 s.
  • Klarmann, A. D. Musikalität bei Werfel: Diss. / A. D. Klarmann. - Druck : Philadelphia, 1931. - 82 s.
  • Rudolph, K. Rebell im Maßanzug Leonhard Frank : die Biographie / K. Rudolph. - Berlin : Aufbau, 2020. - 496 s.
  • Франк, Л. Человек добр / Л. Франк / пер. с нем. М. Елагиной. - Пг. ; М. : Государственное издательство, 1923. - 168 с.
  • Сейбель, Н. Э. Мотив времени в романе Л. Франка «Оксенфуртский мужской квартет» / Н. Э. Сейбель // Мировая литература в контексте культуры. - 2010. - № 5. - С. 67-69.
  • Grobmann, R. Gefühlssozialist im 20. Jahrhundert : Leonhard Frank 1882-1961 / R. Grobmann. -Frankfurt am Main ; Berlin ; Bern ; Bruxelles ; New York ; Oxford ; Wien : Lang, 2004. - 447 s.
  • Райх-Раницки, М. Моя жизнь / М. Райх-Раницки. - М. : НЛО, 2002. - URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/513591 -7-marsel-rayh-ranits kiy-moya-zhiznhtml#book (дата обращения: 09.07.2021).
  • Kästner, E. Gedichte // https://www.deuts chelyrik.de/der-mensch-ist-gut.html (дата обращения 12.07.2021).
  • Пестова, Н. С. Экспрессионизм / Н. С. Песто-ва // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930): Теория. История. Поэтика : в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гири-на. - Кн. 1. - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - С. 293-359.
Еще
Статья научная