Трансформация концепта "хаос" в истории культуры
Автор: Волошинов Александр Викторович, Табоякова Юлия Викторовна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 7, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрена трансформация концепта «хаос», начиная с античной культуры и заканчивая современной постнеклассической наукой. В греческой мифологии хаос - это зияющая бездна, из которой произошло все сущее. Отмечено, что в бинарной оппозиции к концепту хаоса стоит понятие космоса, которое первоначально имело простой и прозрачный смысл - порядок. Античная философия возвысила слово «космос» до его современного концептуального значения - мировой порядок, царящий во Вселенной. К концу классического периода в Греции формируются две концепции, определяющие понятие «хаос»: как пустое или наполненное пространство и как животворное первоначало. Идея античного хаоса обрела свое второе рождение в философии и эстетике романтизма. Однако романтики наделили античный хаос новым смыслом, представляя его как свободу. В ХХ в. хаос из области философии и поэзии переходит в разряд научных понятий. Это произошло в новой науке - синергетике, которая претендовала на объяснение проблемы творения. Искусство ХХ в. представляло хаос как элемент креативной среды, как определенный потенциал, из которого рождается новое и прекрасное. В целом концепт «хаос», претерпевая сложную историко-культурную и семантическую трансформацию, приобретает значимый общекультурный и научный статус, дающий мощный потенциал для дальнейших исследований культуры и творчества.
Хаос, порядок, бытие, трансформация, история культуры, античность, романтизм, синергетика, "хаос порядка"
Короткий адрес: https://sciup.org/14941318
IDR: 14941318 | DOI: 10.24158/fik.2017.7.28
Список литературы Трансформация концепта "хаос" в истории культуры
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Изд. 5-е. М., 2005. 296 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).
- Гесиод. Теогония//Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001. С. 20-51.
- Аристофан. Птицы//Аристофан. Комедии: в 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 5-103.
- Платон. Тимей//Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 421-501.
- Аристотель. Физика//Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 3. М., 1981. С. 59-221.
- Прокл. Платоновская теология. СПб., 2001. 624 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 1. Ранняя классика. М.; Харьков, 2000. 624 с.
- Овидий. Метаморфозы//Античная литература. Рим: антология. 2-е изд., испр. М., 1988. С. 470-492.
- Бытие//Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1991. С. 5-50.
- Святой Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Вопр. 1-64/под ред. Н. Лобковица, А.А. Апполонова. М., 2006. 818 с.
- Shaftesbury A.A.C. The Moralists: a Philosophical Rhapsody//Shaftesbury A.A.C. Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times: with a Collection of Letters. Vol. 2. Basil, 1790. P. 147-384.
- Тютчев Ф.М. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1980. 84 с.
- Флоренский П.А. Письма из Соловков//Флоренский П.А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1998.
- Волошинов А.В. Математика и искусство. 2-е изд., дораб. и доп. М., 2000. 399 с.
- Кондаков И.В. «Хаос порядка» как категория современной культуры//Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 17. С. 11-19.
- Писарев Д.И. Разрушение эстетики//Писарев Д.И. Сочинения: в 4 т. Т. 3. М., 1956.
- Лотман Ю.М. Непредсказуемые механизмы культуры. Таллин, 2010.