Трансформация романтической традиции в произведениях Г. Майринка и Г. Ф. Лавкрафта

Автор: Тимошкина М.И., Шарапенкова Н.Г.

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературы народов мира

Статья в выпуске: 5 т.46, 2024 года.

Бесплатный доступ

Актуальность статьи состоит в предпринятом сравнительном анализе творчества одного из ярчайших представителей Пражской литературной школы Г. Майринка и повлиявшего на современную «литературу ужасов» видного американского писателя-фантаста Г. Ф. Лавкрафта в аспекте привлечения и трансформации ими в своих произведениях приемов и мотивов романтического направления. Теоретико-методологической базой исследования стали научные труды зарубежных и отечественных ученых в области литературоведения и сами тексты произведений: роман Г. Майринка «Голем», повесть Г. Ф. Лавкрафта «Хребты безумия» и рассказ «Музыка Эриха Цанна». Выявлены традиционные образы и мотивы готической литературы (например, мотивы страха, ужаса и тайны, в том числе заимствованные у Э. А. По), тесно переплетающиеся с романтической поэтикой и формирующие своеобразие фантастики произведений обоих писателей. Особый акцент сделан на трансформации приемов романтического двоемирия и двойничества, противопоставлении героя-демиурга и филистерского общества, понимания творчества как высшей силы, противопоставляемой хаосу и смерти (в сопоставлении писателей с Э. Т. А. Гофманом). В результате проведенного анализа установлено, что трансформация романтической традиции у Г. Майринка проявляется в углублении в психоанализ, а также оккультные и духовные учения, практикуемые в том числе самим писателем для исследования внутреннего «Я». Выявлено, что у Майринка герой после встречи с потусторонним переживает метаморфозу, преодолевает в себе «големическое» и открывает подлинную высшую реальность. У Лавкрафта с его умелым сочетанием в произведении литературы ужасов и жанра научной фантастики романтические по своей сути герои (ученый, путешественник, музыкант) в процессе «романтического» поиска проходят путь к хаосу, духовному бессилию и разочарованности в познании Вселенной.

Еще

Модернизм, фантастика, романтическая традиция, двоемирие, двойничество, герой, г. майринк, г. ф. лавкрафт, э. т. а. гофман, э. а. по

Короткий адрес: https://sciup.org/147243807

IDR: 147243807   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1062

Список литературы Трансформация романтической традиции в произведениях Г. Майринка и Г. Ф. Лавкрафта

  • Ахмедова У. С. «Мифология ужаса» Г. Ф. Лавкрафта и традиции американского романтизма // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 5 (43). С. 53-58.
  • Баршт К. А. Литературоведение в России. Основные теории и концепции. М.: Флинта, 2022. 384 c.
  • Белобратов А. В. Вена и Санкт-Петербург на рубеже веков: культурные интерференции (Wien und St. Petersburg um die Jahrhundertwende(n): kulturelle Interfernzen). СПб.: Петербург-XXl век, 2001. 751 с.
  • Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: СП «Интерпринт», 1990. 47 с.
  • Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.
  • Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М.: Изд-во РГГУ, 2001. 320 с.
  • Гладилин Н. В. «Гофманиана» в романе Густава Майринка «Голем» // Успехи современной науки. 2016. Т. 4, № 7. С. 6-12.
  • Горбовский А. А. В круге вечного возвращения? Три гипотезы. М.: Знание, 1989. 48 с.
  • Жеребин А. И. Философская проза Австрии в русской перспективе: Дис. ... д-ра филол. наук. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2006. 530 с.
  • Каминская Ю. В. Романы Г. Майринка 1910-х гг. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 140 с.
  • Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX века). М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1999. 308 с.
  • Козлов А. С. Мифологическое направление в литературоведении США: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. М.: Высш. школа, 1984. 175 с.
  • Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.
  • Михина М. В. Эдгар Аллан По, новелист, поэт, теоретик и французская поэзия второй половины XIX века: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1999. 217 с.
  • Носачев П. Г. Симпатия к черной фантастике: исследование принципов конструирования эзотерического мифа // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023. № 41 (1). С. 218-239. DOI: 10.22394/2073-7203-2022-41-1-218-239
  • Сафрон Е. А. Традиции творчества Э. Т. А. Гофмана в отечественном городском фэнтези // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Т. 43, № 3. С. 84-91. DOI: 10.15393/uchz. art.2021.605
  • Теличко А. В. Поэтологические особенности романов Г. Майринка: Дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во Московского гос. ун-та им. Ломоносова, 2014. 190 с.
  • Тиме Г. А. Вместо предисловия. О философском дискурсе, компаративизме и «культурном трансфере» // Россия и Германия: философский дискурс в русской литературе XIX-XX веков. СПб.: Нестор-История, 2011. 456 с.
  • Тиме Г. А. О некоторых тенденциях современной компаративистики (Теоретические и практические аспекты) // Россия, Запад, Восток: встречные течения. К 100-летию со дня рождения академика М. П. Алексеева. СПб.: Наука, 1996. С. 387-395.
  • Ушакова О. М. Модернизм: о границах понятия // Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 6 (12). С. 109-114.
  • Федоров Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. М.: МИК, 2004. 368 с.
  • Цветков Ю. Л. Литература венского модерна: Дис. ... д-ра филол. наук. М.: Изд-во Московского пед. гос. ун-та, 2003. 434 с.
  • Шайтанов И. О. Литературная компаративистика в XIX в. Антология. Т. 1: Становление метода / Под общ. ред. И. О. Шайтанова. М.: Изд-во РГГУ, 2021. 443 с.
  • Шарапенкова Н. Г. «Огненная симфония»: романы Андрея Белого и Густава Майринка в типологическом освещении // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. Вып. 6, № 6. С. 110-120. DOI: 10.20339/PhS.6-22.110
  • Шарапенкова Н. Г. Роман «Москва» Андрея Белого в диалоге с австрийской литературой XX века (на примере романа Г. Майринка «Голем») // Имагология и компаративистика. 2022. № 18. С. 137-153. DOI: 10.17223/24099554/18/7^
  • Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: В 2 т.: Пер. с нем. Т. 2 / Сост., ред. А. В. Гулыга; Примеч. М. И. Левиной и А. В. Михайлова. М.: Мысль, 1989. 636 с.
  • Эвола Ю. Предисловие к итальянскому изданию романа // Майринк Г. Ангел Западного окна: Роман / Пер. с нем. В. Крюкова; Коммент. В. Крюкова, Л. Винаровой. М.: Ладомир, 2000. С. 371-378.
  • Эткинд А. М. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. М.: Гнозис: Прогресс-Комплекс, 1994. 376 с.
  • Bloom H . The western canon. The books and school of the ages. New York: Riverhead Books, 1994. 578 p.
  • Bowers K., Holland K. Dostoevsky studies in North America // Literature of the Americas. 2021. № 11. P. 225-238. DOI: 10.22455/2541-7894-2021-11-225-238
  • Carter L . Lovecraft: A look behind the "Cthulhu Mythos". New York: Ballantine Books, 1972. 198 p.
  • Joshi S. T., Schultz D. E. An H. P. Lovecraft encyclopedia. Westport: Greenwood Press, 2001. 339 p.
  • Keyserling A. Die Metaphysik des Uhrmachers von Gustav Meyrink. Wien: Verlag der Palme, 1966. 62 S.
  • Lovecraft H. P. Supernatural horror in literature [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. hplovecraft.com/writings/texts/essays/shil.aspx (дата обращения 25.02.2024).
  • Sprague de Camp L. Lovecraft: A biography. New York: Doubleday and Company, Inc., 1975. 510 p.
Еще
Статья научная