Трансформация традиционных персонажей фэнтези в трилогии Джо Аберкромби «Первый закон»

Бесплатный доступ

Джо Аберкромби - современный британский автор, известный романами в популярной ныне разновидности фэнтези grimdark. Важной отличительной чертой его произведений является осознанная игра с традициями и штампами классического фэнтези. Статья посвящена анализу образов нескольких центральных героев трилогии Аберкромби «Первый закон». Цель анализа - выявить, каким образом эта характерная особенность творчества автора проявляется на уровне персонажей, путем сопоставления с классическими образцами. Методологической базой выступают работы Л. Гинзбург, Е. Мелетинского, Ф. Мендельсон, Б. Аттебери. Анализ показал, что при создании образов персонажей Аберкромби использует классические архетипы (мудрый наставник, молодой положительный герой и другие), которые восходят, как и сама литература фэнтези, через приключенческую литературу и рыцарский роман к волшебной сказке и мифу. Однако в отличие от авторов классического фэнтези, таких как Дж. Р. Р. Толкин и его многочисленные последователи, Аберкромби наполняет воплощения этих архетипов в своих книгах психологическим содержанием, которое непривычно сочетается или даже напрямую противоречит их традиционным функциям в сюжете. Более того, он также подменяет и видоизменяет смысл самих этих функций, создавая в результате не оптимистически-сказочную, а сложную, мрачно реалистическую картину фантастического мира. Персонажи Аберкромби не только отличаются психологической сложностью и достоверностью, но и имеют усложненную структуру образа по сравнению с классическим фэнтези, демонстрируя возможности его развития.

Еще

Фэнтези, джо аберкромби, «первый закон», герой фэнтези, персонаж фэнтези, архетип в фэнтези, литературный герой, британское фэнтези

Короткий адрес: https://sciup.org/147229740

ID: 147229740   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-1-90-98

Список литературы Трансформация традиционных персонажей фэнтези в трилогии Джо Аберкромби «Первый закон»

  • Аберкромби Дж. Первый закон. Книга первая. Кровь и железо / пер. О. Орлова, А. Питчер, Н. Абдуллин. М.: Эксмо, 2018а. 542 с.
  • Аберкромби Дж. Первый закон. Книга вторая. Прежде чем их повесят / пер. О. Орлова, А. Питчер, Н. Абдуллин. М.: Эксмо, 2018б. 542 с.
  • Аберкромби Дж. Первый закон. Книга третья. Последний довод королей / пер. О. Орлова, А. Питчер, Н. Абдуллин. М.: Эксмо, 2018в. 590 с.
  • Гинзбург Л. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. 224 с.
  • Злотницкий Д. Джо Аберкромби «Немного ненависти»: в темное фэнтези пришел капитализм // Мир фантастики. 2019. URL: https://www.mirf.-ru/book/dzho-aberkrombi-nemnogo-nenavisti (дата обращения: 21.04.2020).
  • Мелетинский Е. М. О литературных архетипах / Рос. гос. гум. ун-т. М., 1994. 136 с.
  • Невский Б. Что почитать из фантастики в 2019? Самые ожидаемые переводные книги: от Н. К. Джемисин до Джо Аберкромби // Мир фантастики. 2018. URL: https://www.mirf.ru/book/-samye-ozhidaemye-perevodnye-knigi-fantastika-2019 (дата обращения: 21.04.2020).
  • Реизов Б. Вальтер Скотт // Вальтер Скотт. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 1 / под общ. ред. Б. Г. Реизова, P. M. Самарина, Б. Б. Томашевско-го. М.; Л.: ГИХЛ, 1960. URL: http://lib.ru/PRIKL/-SKOTT/scott0_1.txt (дата обращения: 21.04.2020).
  • Толкиен Дж. Р. Р. Две твердыни / пер. В. Муравьев. М.: Радуга, 1991. 414 с.
  • Толкин Дж. Р. Р. Сильмариллион / пер. Н. Эс-тель. М.: Гиль Эстель, 1992а. 416 с.
  • Толкин Дж. Р. Р. Хоббит. Минск: Вышэйшая школа, 1992б. 333 с.
  • Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.
  • Хорошевская Ю. П. Герой фэнтези в художественном мире science fiction: Рауль Эндимион в тетралогии Дэна Симмонса «Песни Гипериона» // В поисках границ фантастического: на пути к методологии / под науч. ред. А. В. Си-ницкой, Е. А. Нестеровой. Вроцлав, 2017. 220 с.
  • Attebery B. Strategies of Fantasy. Indiana University Press, 1992. 152 p.
  • Borowska-Szerszun S. Representation of Rape in George R. R. Martin's A Song of Ice and Fire and Robin Hobb's Liveship Traders // Extrapolation. 2019. Vol. 60, № 1. P. 1-22.
  • Castro Balbuena A. De hobbits, tronos de hierro y vikingos. Desarrollo narrativo y cronológico de la fantasía épica. URL: http://www.tonosdigital.es/ojs/-index.php/tonos/article/view/1509/854 (дата обращения: 15.08.2020).
  • Meet the Author: Joe Abercrombie [Видеозапись]. URL: https://vk.com/literary_criticism/video-?z=video-52788417_165988975%2F7d1f46a993a0-38d6c4%2Fpl_post_-2672569_3636 (дата обращения: 21.04.2020).
  • Mendelsohn F. Rhetorics of Fantasy. Weslyan University Press, 2008. 306 p.
  • Mendelsohn F., James E. A Short History of Fantasy. Middlesex University Press, 2009. 285 p.
  • Meteling A. Krieg und Kartographie. Einführung in die epische Fantasy // Vergemeinschaftung in Zeiten der Zombie-Apokalypse: Gesellschaftskonstruktionen am fantastischen Anderen / ed. by M. Dell-wing, M. Harbusch. Springer VS, 2015. P. 37-68.
  • Moher A. Interview / Joe Abercrombie // A Drible of Ink: blog, 2007. URL: http://aidanmoher.com/-blog/2007/07/interviews/interview-joe-abercrombie (дата обращения: 21.04.2020).
  • Petzold J. Constructing and Deconstructing the Fantasy Hero: Joe Abercrombie's "First Law" Trilogy // Heroes and Heroism in British Fiction since 1800: Case Studies / ed. by Korte B., Lethbridge S. Palgrave Macmillan, 2016. P. 135-150.
  • Polack G. Grim and grimdark // Fantasy and Science Fiction Medievalisms: From Isaac Asimov to A Game of Thrones / ed. by Young H. Cambria Press, 2015. P.77-96.
  • Schmeink L., Müller H.-H. Fremde Welten: Wege und Räume der Fantastik im 21. Jahrhundert. Walter de Gruyter, 2012. 470 S.
  • The Encyclopedia of Fantasy / Ed. by J. Clute, J. Grant. Orbit, 1999. 1076 p.
  • Wilkins K. From Middle Earth to Westeros: Medievalism, Proliferation and Paratextuality // New Directions in Popular Fiction: Genre, Distribution, Reproduction. Palgrave Macmillan, 2016. P. 201-221.
Еще
Другой