Транскультурный опыт и эстетический подход к музыкальной интерпретации
Автор: Кильдюшова Л.В.
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Провинциальная культура
Статья в выпуске: 2 (75), 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147221300
IDR: 147221300
Текст статьи Транскультурный опыт и эстетический подход к музыкальной интерпретации
Феномены идеального порядка, пограничные переходные трансформы, эстетический абсолют бытия — это те «чувственные» формулы будущего эстетического направления в рамках музыкальной интерпретации, универсальность кото-рых в применении к различным областям знания очевидна. Всеобщая глобализация привела к вопросу об идентичности, самосохранении различных культур и их взаимодействии. Теперь зависит от нас: трансформация или преобразованная реальность — что в результате даст этот синтез? Предстоит ограничить поиск новых направлений некоторыми параметрами. Одни из них лежат в плоскости эстетического знания, в области интерпретации исполнительского творчества: пограничная реальность преобразованной действительности, или искус, и его эстетический абсолют — бытие другой, преобразованной, реальности. Феномен идеального порядка — критерий свободного духа, «нас возвышающий обман» — одна из составляющих эстетики интерпретации.
Свободный дух, как и свобода выбора, — категории нравственные, трудно и тяжело выполнимые по своим духовным, невидимым преобразованиям, потому как «нет у тебя, человек, ничего, кроме души». Эти слова Пифагора являются квинтэссенцией всей нашей культуры по «возделыванию самих себя». В производстве смыслов, влиянию людей друг на друга, в отношении к труду, в построении систем, моделей будущего свободному творчеству сегодня нужны те формы культурной антропологии, которые объединят в себе все культурные сообщества людей. Механизмом этого планетарного взаимодействия и объединения культурных пространств и этносов должна послужить методология эстетически выверенных интерпретационных форм: от масштабов пространственно-географических до свойств и анализа малых величин, включающих в себя изучение человеческих феноменов идеального порядка, и переходных (пограничных) трансформ к эстетическому абсолюту бытия.
Одной из важных направляющих практику в русло объективного «искуса» любого творчества является «эстетический обман», нас возвышающий. Искус, искусство в первоначальной своей формулировке, ничего другого и не подразумевало, кроме способа действия, той «одушевленной» действительности, где бы человек чувствовал, прежде всего, а затем уже вступал в борьбу со словом, звуком, облекая их в форму мироощущений. Аристотелевское узнавание имеет две стороны: эстетическое, т. е. созерцание-отключение от себя, выход в трансформы другого бытия — своей идентич- ности, но это и само спасение, тождество природы и разума, слова и сознания собственно самого «Я». Фокус феномена (его отправная точка или интенциональный импульс) необходимо увидеть, проверить нервными окончаниями, т. е. осознанием себя. Эту грань перехода в эстетическое «обманное» состояние определить формулой невозможно, но необходимо.
Универсальность эмоциональных ценностей, чувственного восприятия красоты и искуса объединена одним смыслом эстетического бытия, его философским обоснованием. Трансформы, или метакультурные влияния, — это не просто этнография или одно из диффузиональных антропологических влияний и заимствований, а сложнейшая структура феноменов идеального порядка, над которыми необходимо задуматься, в том числе и фундаментальным наукам.
Традиции российской культуры
По мнению Н. А. Бердяева, «противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала — восточное и западное». И это не есть лишь географическое положение. Русская культура есть во всех ее подлинных проявлениях мощный и глубокий пафос равенства с культурами и Запада, и Востока. Она своего рода представляет собой духовный мост, стихию всечеловеческого проникновенного диалога.
Современные культурные практики ...