Транснациональные корпорации и геополитические стратегии США в Каспийском регионе
Автор: Темирбулатов Алим Магомедович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 12, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрывается роль корпораций в мировой торговле углеводородными ресурсами, выделяются основные типы геополитических стратегий США в регионе Каспийского моря, оценивается роль геополитических факторов в реализации национальных и корпоративных интересов.
Транснациональные корпорации, геополитические стратегии, глобализация, мировая экономика
Короткий адрес: https://sciup.org/170166748
IDR: 170166748
Текст научной статьи Транснациональные корпорации и геополитические стратегии США в Каспийском регионе
П ри анализе комплекса проблем в реализации геополитических и геоэкономических интересов важнейших акторов Каспийского региона особо выделяются стратегии освоения углеводородных ресурсов, их транспортировки и реализации крупнейшими мировыми транснациональными корпорациями.
Нельзя не отметить имеющиеся противоречия глобального развития между ТНК и национальными государствами. Транснациональные корпорации формируют собственную экономическую стратегию, которая требует согласования с интересами отдельных национальных государств, регионов и мирового сообщества в целом. Однако, как показал проведенный анализ, механизмы такого согласования пока не выработаны.
Из 20 крупнейших в мире нефтедобывающих компаний 14 являются государственными или были недавно приватизированы государством. Многие крупнейшие западные нефтяные компании продолжают демонстрировать более высокие темпы экономического роста и капитализации, чем аналогичные государственные компании. В условиях турбулентности мировой экономики многие государственные нефтяные компании находятся в процессе переоценки и формирования новых бизнес-стратегий, что оказывает влияние на ситуацию на международных нефтяных и газовых рынках.
Для характеристики стратегий транснациональных корпораций и методов их работы в Каспийском регионе следует выделить следующие их типы.
ТЕМИРБУЛАТОВ Алим
-
1. Стратегия предложений ТНК. Предусматривает активное задействование инструментов государственного департамента и всех возможных структур государственного управления для достижения геополитических целей.
-
2. Стратегия создания коалиции ТНК. Основывается на формировании международной платформы США для успешного развития Каспийского региона в виде консорциума, при активной поддержке торговых и промышленных ассоциаций США.
-
3. Законодательная стратегия. Ставит целью формирование (нивелирование) пакета международных санкций в отношении стран региона посредством участия и прямого лоббирования ТНК в Конгрессе США.
-
4. Медиастратегия. Является наиболее активной при отстаивании и публичной репрезентации тех или иных интересов ТНК и/или США в целом. СМИ используются для создания большей наглядности потенциальных проблем Каспийского региона для общественности. Целью стратегии является создание достаточной и необходимой информационной поддержки и пропаганды со стороны официальных лиц США.
Особое значение имеют американоиранские двусторонние переговорные стратегии. Стратегия переговоров предоставляет рекомендации по оптимизации подходов к переговорному процессу между США и Ираном. При разработке стратегии ведения переговорного процесса с Ираном и стимулирования американских корпораций к вложению капитала в иранские трубопроводные проекты приходится сталкиваться со следующими проблемами:
-
– нежеланием Конгресса США поддерживать официальный диалог с Ираном;
-
– предубеждением американцев перед Ираном и незнанием его внутренней и внешней политики;
-
– отсутствием соответствующего понимания американцами важной роли Ирана в Каспийском регионе;
-
– превалирующей значимостью мнения Пентагона и его специалистов в формировании повестки дня национальной безопасности, направленностью политики США на конфронтацию с Ираном;
-
– взаимным недоверием между Ираном и Соединенными Штатами.
Транснациональные корпорации широко используют весь озвученный набор стратегий, в т.ч. создание коалиций. Так, ТНК США привлекают правительственные учреждения к участию в работе коалиции по разработке стратегии энергетического развития Каспийского региона, состоящей из ведущих американских нефтегазовых компаний, занимающихся бизнесом в Каспийском регионе, специализированных торговых и отраслевых ассоциаций, корпоративных групп при Национальном совете по внешней торговле США. Эта коалиция будет использовать все доступные возможности средств массовой информации, чтобы озвучить особую важность проблемы нефте- и газо-трубопроводов в этом регионе. Это принципиально важно для интересов амери- канского нефтяного лобби, для всех членов коалиции.
Развитие проекта «Южный коридор», который должен связать Каспийский регион с Европой нефтяными и газовыми трубопроводами, является необходимым элементом американской внешнеполитической стратегии. Нефтепроводы Баку – Тбилиси – Джейхан (БTC) и «Южный Кавказ» осуществляют транзит энергетических ресурсов от морских шельфов Азербайджана до Грузии и выводят их через Турцию на мировые рынки природного газа и нефти. Трубопровод БTC также служил первым нероссийским энергетическим мостом, обеспечивающим доступ к рынку для транскаспийских танкеров, осуществляющих перевалку казахской нефти.
Соединенные Штаты, региональные союзники НАТО и крупнейшие корпорации, контролирующие транзит ресурсов через «Южный коридор», пользуются существенными преимуществами такого регионального сотрудничества, увеличивая геополитические выгоды, связанные с успешным расширением торговли природным газом1.
Сенатор Р.Д. Лугар настаивает на необходимости создания специального подразделения в государственном департаменте для обеспечения работы американского посланника по евразийской энергетической безопасности. Характерно, что работа со странами Каспийского региона заместителя секретаря бюро ENR оценивается как однозначно эффективная, однако делается вывод, что в перспективе неизбежны многочисленные трудности, требующие последовательного внимания лиц более высокого уровня, способных добиться достижения консенсуса по проекту «Южный коридор» и обеспечения доступа к дополнительным источникам газа из Туркмении и Ирака2.
Решения в области энергетики в Каспийском регионе формируются высшим руководством государственного департамента в связи с возрастающей важностью этого направления. Соответственно, необходимо последовательно повышать дипломатический статус и ранг посланника по евразийской энергетической безопасности. К тому же его резиденция находится за преде-лами региона, поэтому он обладает боль -шей возможностью объективной оценки состояния международных дел, защиты национальных интересов, может оказы вать содействие американским послам в регионе, которые, несмотря на свою ком петентность, заняты решением множества прочих двусторонних проблем.
В связи со стратегической значимостью для ЕС экологических факторов и боль -шой потребностью в источниках энергии усиливается его зависимость от стабиль ного импорта природного газа. Из-за выбранной стратегии по сокращению выбросов углеводорода, страны — члены ЕС диверсифицируют потребление нефти и угля, снижают местное производство газа, а также сокращают производство ядерной энергии (Германия, Франция), что еще более увеличивает зависимость Европейского союза от импорта природ ного газа1.
В связи с этим следует отметить, что в 2012 г. представители Сената США впервые провели оценку эффективно сти работы американского специального посланника по евразийской энергетиче ской безопасности. В частности, Сенатом и Конгрессом США был проведен анализ статуса конкурирующих предложений по проектам газопровода от Каспийского бассейна до Европы как составляющей «Южного коридора»; разработаны пер -спективы транзита газа из Туркмении, Ирака, Ка захста на в направлении Восточного Средиземноморья или в сто рону «Южного коридора»; проанализиро-ваны возможности Соединенных Штатов по проведению эффективной внешней политики, обеспечивающей международ ную поддержку «Южного коридора», осу ществляющего транзит энергетических ресурсов.
Возможности ТНК в лоббировании своих интересов и их активность в продви -жении на мировые рынки являются след ствием принятой корпоративной поли тики. В основе кодексов поведения ТНК лежит ряд общих этических принципов, которые призваны определять правила поведения в бизнесе2. В их числе следую -щиепринципы:
-
— верховенство доверия и заботы об интересах компании и ее акционеров;
-
— уважение прав собственности;
-
— надежность по отношению к соб-ственным обязательствам;
-
— прозрачность ведения бизнеса;
-
— уважение достоинства всех, находя щихся в сфере деятельности корпорации;
-
— справедливая конкуренция и оттор жение любых форм дискриминации;
— гражданственность, под которой понимается осознание компанией ответ ственности перед обществом и вклад в его развитие, уважение к закону, сотрудни кам.
Корпоративная демократия может стать, по мнению представителей американ ского экспертного сообщества3, важной составляющей демократии политической, однако до сих пор решение этой задачи рассматривалось как препятствие на пути эффективного управления. Для крупных американских компаний такая реформа — важный шаг к утверждению модели кор поративного гражданства. Ее двигателями могут стать, в первую очередь, те группы стейкхолдеров, для которых реформа может принести реальные дивиденды, — профсоюзы или пенсионные и взаим ные фонды ( mutual funds ), объединяющие портфельные инвестиции миноритарных акционеров, а также различные движения гражданских инициатив, действующие в сфере интересов корпоративного сектора. Лидерами по темпам роста социально ответственного инвестирования (СОИ) в США в последние 10 лет не случайно стали именно взаимные фонды, а общий объем социально ответственного инве стирования в США достиг, по данным за 2005 г., 29 трлн долл. (в 2003 г. — 2,16 трлн). Это каждый десятый доллар из средств, находящихся в профессиональном управ лении4.
В отличие от национальных государств, где существуют законодательные рамки, регулирующие экономическое и в значительной степени социальное поведение корпораций (особенно в сфере трудовых отношений), на глобальном уровне такого рода регулирование практически отсутствует. Погоня за максимально возможной прибылью и стремление любой ценой победить в конкуренции превратились не просто в ведущий, но и практически в единственный лейтмотив их деятельности там, где отсутствовали «стесняющие» обстоятельства, прежде всего в развивающихся странах. Подобные стратегии не в последнюю очередь определялись тем, что период, когда экспансия ТНК на глобальный рынок стала носить «прорывный» характер, совпал с набиравшей силу неолиберальной волной, сломавшей в странах Запада социал-реформистскую модель.
Следует отметить высокий потен -циал лоббирующего воздействия транснациональных корпораций в Сенате и Конгрессе США, их критику админи -страции Б. Обамы, которая не намерена рисковать, поддерживая экспортные энергетические маршруты, в которых заинтересованы ТНК, ввиду наличия геополитических, географических, экологических вызовов.
Американское правительство не всегда одобряет деятельность крупных корпораций, но факт остается фактом – у международных нефтяных компаний есть сильное организационное преимущество, профессиональная компетентная команда, экономический потенциал, которые позволяют им добиваться значительных успехов в развитии новых ресурсов в зарубежных странах. Их деятельность в полной мере соответствует стратегическим правительственным целям США, заключающимся в стимулировании предложения на рынке международных нефтяных ресурсов. В действительности большие международные нефтяные компании имеют суще -ственные рычаги влияния на сферу торговли на собственном рынке и требуют для себя преференций на рынках других стран посредством явного вмешательства американского правительства.
В настоящее время энергетическая политика США в большей степени сосредоточивается вокруг сферы взаимодействия иностранных компаний и государственных нефтяных компаний, эксплуатации мировых энергетических запасов.