Транзитная зависимость

Автор: Косикова Лидия

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Тренды и прогнозы

Статья в выпуске: 12 (116), 2011 года.

Бесплатный доступ

Программа ЕС «Восточное партнерство» распространяется на шесть стран постсоветского пространства -- Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. Это одно из ключевых направлений внешней политики Евросоюза, ее «восточное измерение». Рассмотрены цели и содержание программы, механизмы ее реализации на двустороннем и многостороннем уровнях, проекты экономического сотрудничества ЕС c партнерами в СНГ, а также определенные противоречия с интересами России на постсоветском пространстве.

Россия, украина, газ, транзит, долги за газ и "газовые войны", споры по ценам и тарифам, теневые схемы в торговле газом, возможности слияния активов в газовой отрасли, вопросы модернизации газотранспортной системы, фактор ес

Короткий адрес: https://sciup.org/142169914

IDR: 142169914

Текст научной статьи Транзитная зависимость

Россией и Украиной в сфере сотрудничества давно нако найти компромиссное достаточно непросто

Транзитная зависимость в клубке противоречий

\ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА \

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS

Анатомия конфликтов

Отношения между Россией и Украиной по линии «газ– транзит» остаются спорными и болезненными на протяжении всего постсоветского периода. Причин тут несколько.

Во-первых, экономики двух бывших республик исторически взаимосвязаны. После распада единого народно-хозяйственного комплекса СССР Россия унаследовала богатые ресурсы энергоносителей на своей территории, а Украина — развитую транспортную инфраструктуру их доставки из других бывших советских республик и на экспорт в Европу (газо- и нефтепроводы, подземные газовые

Лидия КОСИКОВА, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

хранилища и др.). Такое распределение способствует тесному сотрудничеству двух стран в энергетической и транспортной сферах. Но с другой стороны, эти старые «привязки» противоречат интересам суверенных государств: чрезвычайно высокая и в ряде случаев асимметричная зависимость от соседей по критериям национальной безопасности уже неприемлема, а в рыночных условиях — порой и нерациональна. Поэтому Россия стремится снизить риски от транзита через украинскую территорию и строит альтернативные трубопроводы в Европу, а Украина, напротив, старается сохранить большой объем транзита газа, который приносит ей ежегодный доход в $2,5–3,5 млрд,

но в то же время ищет другие источники энергоресурсов для внутреннего потребления, помимо российских поставок.

Во-вторых, обе стороны расплачиваются сегодня за нерациональную экономическую политику прежних лет: Россия — за поставки энергоносителей по искусственно заниженным ценам, а Украина — за отсутствие реальных реформ в своей энергоемкой и одновременно энергодефицитной экономике. Много лет Украина получала российский газ (а также нефть, электроэнергию, топливо для АЭС) по ценам, существенно ниже мировых. Плюс к этому практиковалось регулярное списание и реструктуризация газовых долгов.

Наметившийся рост цен на импортируемый газ1 естественным образом ведет к тому, что энергетика Украины, а вместе с ней и вся ее промышленность быстро лишаются своего прежнего конкурентного преимущества в виде дешевых энергоносителей, субсидированных извне (со стороны России).

В то же время миллиардные вливания в экономику соседней страны не принесли России ожидаемых дивидендов. Дешевый газ воспринимается украинской стороной как нечто само собой разумеющееся, просто потому, что «москалям досталось все, что есть в Сибири», а любое повышение цен на энергоносители — как «имперское» давление на независимую Украину (мировая динамика показателя при этом не учитывается).

В-третьих, надо признать, что в структуре торговых отношений между Россией и Украиной «газовые» связи — наиболее запутанные и непрозрачные. На этом «выросли» украинские и российские олигархи, интересы которых, как правило, и затрагиваются в «газовых войнах». Но, к сожалению, «споры хозяйствующих субъектов» наносят непоправимый ущерб межгосударственным отношениям, подрывают доверие и дружбу между народами, ухудшают имидж России и Украины в Европе и в мире.

Много лет Украина получала россий

-

ский газ (а также нефть, электроэнер-

гию, топливо для АЭС) по ценам,

существенно ниже мировых.

Тем не менее схема «газ за транзит» сохранялась почти 15 лет (до 2009 года), что свидетельствует о высокой заинтересованности со стороны различных групп, как с украинской, так и с российской стороны. Неслучайно БЫВШИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ НАК «НАФТОГАЗ УКРАИНЫ» ИГОРЬ БАКАЙ сделал незадолго до своей отставки в 2000 году следующее заявле-

J ние: «Все нынешние богатые и влиятельные люди на Украине заработали свои капиталы на российском газе… Приход во власть, в премьер-министры, Павла Лазаренко также связан с российским газом. Примерно 35–40 народных депутатов Украины пришли в Верховную Раду благодаря тому, что торговали российским газом».

Межгосударственный бартер

Вкратце напомним историю вопроса. После распада СССР Россия шла на уступки сознательно, руководствуясь экономической целесообразностью. В 1993–1994 годах Украина получала беспроцентные кредиты на оплату газа. Но они не спасли положение. Необходимый («критический») объем импорта — примерно 60–65 млрд куб. м природного газа в год, а иногда и все 70 млрд — украинская сторона не в состоянии была оплачивать «живыми» деньгами, в долларах. Поэтому Газпром, основной по-

ставщик газа на Украину до 2000 года, разработал весь-

ма хитроумную схему: не только торговать по мировым

ценам, но и обменивать газ на украинские услуги по его транзиту на экспорт.

Источник: по официальным данным Газпрома и информации в СМИ.

Так с 1994 года Россия и Украина перешли на межгосударственный бартер по схеме «газ за транзит». В этой

СТАВКА ЗА ТРАНЗИТ ИДЕТ ВВЕРХ

Табл. 1. Транзит природного газа по территории Украины. 2004–2010 годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объем прокачки газа через ГТС Украины, млрд м 3

122,2

121,5

128,4

101,3

107,8

92,8

Тарифная ставка, $ за 1000 м 3 /100 км

1,09

1,09

1,6

1,6

1,7

1,7

2,72 (I кв.); 2,8 (II кв.);

2,85 (III кв.)

схеме переплелись два направления сотрудничества: поставки газа Украине для внутреннего потребления, в соответствии с дефицитом ее энергетического баланса, и поставки газа транзитом на экспорт европейским потребителям. Объемы транзита газа в Европу в среднем составляли 110–120 млрд куб. м в год, что приносило Украине как стране-транзитеру ежегодный доход в $1,5–2 млрд и соответственно позволяло импортировать без оплаты в валюте от 30 до 40 млрд куб. м газа из России (по расчетной цене $50 за 1 тыс. куб. м).

Общий объем импорта газа на Украину при этом складывался из двух частей: натуральных поставок, за которые она расплачивалась услугами по транзиту (тот самый бартер, не требовавший денежных затрат), и коммерческих поставок (остальной объем необходимого импорта, еще примерно 30 млрд куб. м в год, за который нужно было платить).

Первоначально бартерная схема имела положительное значение. Она помогла развязать проблему неплатежей, Украина гарантированно получала из России газ и до 2001 года не стремилась снизить объемы его закупок, а Газпром имел безусловную экономию своих затрат по транзиту, так как оплачивал его не в валюте, а в натуральном выражении (поставками). В то же время, будучи непрозрачной, данная схема породила целый комплекс проблем в двусторонних отношениях: воровство газа из транзитных экспортных газопроводов («несанкционированный отбор» — эвфемизм эпохи Бориса Ельцина — Владимира Путина); необоснованное повышение тарифов на транзит российского газа по украинской территории; тайный реэкспорт российского газа.

Но главной проблемой стали хронические газовые долги со стороны Украины перед российским Газпромом за коммерческую часть поставок. Они не опускались ниже $1,5–2 млрд в год. Плюс к этому российская казна недосчиталась сотен миллионов долларов только по причине недобора налогов на продажу газа Украине — поскольку Газпром получил льготы по их неуплате в федеральный бюджет. Под предлогом, что украинская сторона много лет накапливала задолженность и не возвращала ее ни в товарной, ни в денежной форме (в валюте), ни в виде собственности.2

Посредники и «коктейль Миллера»

С 1996 года в схемах поставки газа на Украину появились компании-посредники. Она многие годы закупала значительные объемы газа не только в России, но и в Центральной Азии. Из этого региона газ транспортировали по трубопроводам, проложенным, в частности, через территорию РФ. Здесь Россия выступала перед Украиной в качестве транзитера. С 1996 по 2002 год функцию посредника выполняла «Итера»; в 2002–2005 годах эта роль перешла к компании Eural Trans Gaz. C 2005 года посреднические функции стала выполнять компания «РосУкрЭнерго» (РУЭ), зарегистрированная годом ранее в Швейцарии. Ее соучредителем стал Газпром, наряду с украинским бизнесменом Дмитрием Фирташем. РУЭ не только выступала посредником при поставках газа из Центральной Азии в Россию и на Украину, но также занималась транзитом газа через украинскую территорию в страны Европы.

ЭНЕРГОРЕСУРСЫ — ОСНОВА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ С УКРАИНОЙ

Табл. 2. Стоимость «энергетического» импорта Украины из России. 1990-е годы

1994

1995

1996

1997

1998

Импорт Украины из РФ: всего, $ млн

7744

8249

8686

7717

7064

В т.ч.:

импорт энергоресурсов

4003

5059

5866

5388

4697

% от всего импорта

51,7

61,3

67,5

69,8

66,5

В т.ч.:

природный газ

1832

2133

3761

3484

сырая нефть и нефтепродукты

1515

1355

1250

829

уголь

313

296

185

электроэнергия

130

143

Источник: данные таможенной статистики Украины; энергетический импорт — товарная группа 27, а также расчеты специалистов UEPLAC (украино-германской консультативной группы при правительстве РУ).

«Оранжевая» власть Виктора Ющенко хоть и не питала к России дружеских чувств, но понимала важность сотрудничества с РУЭ. По причине «смешивания» российского газа с более дешевым центральноазиатским, а также предоставления транзитных услуг украинской газотранспортной системой, цена на газ, потребляемый Украиной (его стали называть «коктейль Миллера»), снизилась до $95 за 1 тыс. куб. м. И в последующем, даже после роста цен на центральноазиатский газ, благодаря изобретенной схеме «смешивания», а точнее — замещения им российского газа, цена для Украины в течение длительного времени, вплоть до кризиса 2009 года, оставалась на уровне ниже $200 за 1 тыс. куб. м газа.

Когда премьер-министром была назначена Юлия Тимошенко, для РУЭ наступили сложные времена. Посредническую компанию обвинили в непрозрачном ведении бизнеса, а ее совладельцев — в связях с криминалом. Юлия Тимошенко лично приложила немало усилий, чтобы убрать РУЭ с газового рынка Украины. За этой «борьбой с коррупцией», развернувшейся в 2008–2009 годах, в действительности стояли личные интересы Юлии Владимировны в предвыборной борьбе за пост президента Украины (выборы состоялись в феврале 2010 года), где ее соперником выступал Виктор Янукович. Украинская пресса в тот период много раз писала о том, что РУЭ поддерживает Виктора Януковича, финансируя его предвыборную кампанию, и даже называлась цена вопроса — около $1 млрд «спонсорских средств» из неучтенной прибыли компании. С целью лишить своего потенциального противника этой материальной поддержки Юлия Тимошенко добилась пересмотра условий газовых контрактов с Россией.

Все перечисленные выше схемы торговли имели те или иные негативные последствия: рост задолженности и необходимость списания газовых долгов, немалые бюджетные потери, формирование теневой экономики, обострение конкуренции между странами в энергоемких экспортных отраслях (в частности, в производстве азотных удобрений),

ЦЕНЫ НА РОССИЙСКИЙ ГАЗ ДЛЯ УКРАИНЫ РАСТУТ

Табл. 3. Поставки природного газа из России и Центральной Азии на Украину. 2002–2012 годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012 (ПРОГНОЗ)

Всего, млрд м 3

57,4

60,5

68,9

61,2

56,9

58,8

53,2

37,8

36,5

40

26

В т.ч.: из России

27,9

26

34,3

24,4

10

6,1

1,4*

37,8

36,5

40

26

из стран Центральной Азии

29,5

34,5

34,6

36,8

50,1

52,7

51,8

Средняя цена, $/1000 м 3

50

50

50

50

95

130

179,5

228

I кв. – 305 ; 236 – с апреля

264 (I кв.); 297 (II кв.);

355 (III кв.); 398 (IV кв.)

415

* Газ, несанкционированно отобранный Украиной из транзитных объемов, предназначенных для экспорта в Европу и затем оплаченный через РосУкрЭнерго.

отсутствие стимулов к снижению энергопотребления. Однако последующий переход к прямым поставкам российского газа от Газпрома Нафтогазу не разрешил существую- щие противоречия во взаимоотношениях.

Прямые поставки

Российско-украинское долгосрочное соглашение по газу (2009–2019), из-за которого бывший премьер-министр Юлия Тимошенко попала под суд, стало неким рубежом в развитии связей по линии «газ за транзит». Главы правительств РФ и РУ договорились об отказе от услуг компании-посредника, а Газпром и Нафтогаз подписали новое соглашение. Инициатором подобного соглашения, стоит повторить, была украинская сторона.

В новом соглашении главными являются два момента: переход от схемы с участием посредников к схеме прямых поставок газа и принцип разделения контрактов (один контракт подписан на куплю–продажу газа для Украины и второй контракт — на транзит газа в Европу через украинскую ГТС). Контракт на транзит предусматривал сохранение в 2009 году льготной ставки $1,7 за транспортировку 1 тыс. куб. м газа на 100 км. Объем транзита газа через Украину составил около 120 млрд куб. м. С 1 января 2010 года ставка транзита рассчитывается по общепринятой европейской формуле.

В соответствии с контрактом купли–продажи цена газа для украинских потребителей рассчитана по общепринятой европейской формуле с понижающим коэффициентом 0,8 (в 2009 году была предоставлена скидка в 20%). В качестве базовой определена цена в $450 за 1 тыс. куб. м газа (цена на рынке Италии на момент заключения соглашения). Цена изменяется по формуле ежеквартально, ведь ценовые показатели в формуле привязаны к нефтяным котировкам на мировом рынке с лагом в шесть–девять месяцев.

В соответствии с договоренностями Газпром имеет право реализовывать часть газа на внутреннем рынке Украины. С 1 января 2010 года Газпром должен был продавать газ Украине по рыночной европейской цене без скидок.

«Справедливые» цены

Несмотря на то что срок обозначенного договора — 10 лет, Украина, как минимум последние полтора года, заявляет, что ее не устраивают цены на закупаемый в России газ, и добивается их снижения.

В 2009 году финансово-экономический кризис усугубил ситуацию в торговле энергоносителями и поставил под сомнение возможность соблюдения новых соглашений. Падение производства на Украине обусловило сокращение объемов закупаемого в России газа примерно на 40% по сравнению с предыдущими годами. В 2009 году спрос Украины на газ составил всего 37,8 млрд куб. м, что почти на 20 млрд меньше докризисного показателя. Это, в свою очередь, заставило Газпром внести существенные корректировки в планы добычи и транспортировки. Зампредседателя Газпрома Валерий Голубев сделал в период кризиса в мае 2009 года заявление, что «отрицательное внешнеэкономическое сальдо Украины — это определенная угроза по своевременной и полной оплате за потребляемый газ».3 Кроме того, возникла проблема оплаты Нафтогазом штрафов в размере около $500 млн за недобор газа в I кварта-

ЦЕНЫ НА ГАЗ ДЛЯ СТРАН БЫВШЕГО СССР

Табл. 4. Цены на газ, экспортируемый из России на Украину, 2005–2010 годы (в сравнении с ценами для других стран СНГ и Балтии), $/1000 м3

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Белоруссия

47

47

100

119*

128**

150

168***

Украина

50

95

130

179,5

360**** 228

305 (I кв.)

236

Молдавия

80

110–160

170

190–

225,4

360****

360

Армения

54

110

110

110

154

168***

Азербайджан

61

110

235

Грузия

62,5

110

235

Латвия

92–94

120–125

160–200

н/д

н/д

н/д

Литва

85

120–125

160–200

н/д

н/д

н/д

Эстония

90

120–125

160–200

н/д

н/д

н/д

* Цена на газ для Белоруссии в I квартале 2008 года.

** Цена во II квартале 2008 года. Правительство РБ делало заявления, что белорусская экономика выдержит цену в $140, но при этом жестко вело торг с Россией.

*** Цена для Белоруссии и Армении в I квартале 2010 года.

**** Цена для Украины и Молдавии в I квартале 2009 года, что составляло 0,8 базовой европейской цены на тот же период, равной $450. В бюджете Украины правительство заложило на 2009 год цену $250–300; средневзвешенная цена составила по итогам 2009 года $228 за м3 с учетом предоставленной 20%-ной скидки.

Н/д — нет данных.

Источник: составлено автором на основании собственного досье по странам СНГ.

ле 2009 года. Но Россия не была заинтересована в экономическом крахе Украины. Об этом заявил премьер Владимир Путин , комментируя отказ Газпрома от предъявления Украине вполне обоснованных санкций по той причине, что она не выбирает полностью объемы газа в рамках своих обязательств.

В 2010 году экономический рост на Украине восстановили достаточно быстро — в результате девальвации гривны, положительной динамики мировых цен на металлургическую продукцию, но главное — благодаря межгосударственным договоренностям с Россией, улучшившим условия закупок импортного газа (Харьковские соглашения).

Нынешний президент РУ Виктор Янукович и украинский премьер-министр Николай Азаров упорно добиваются дальнейшего пересмотра подписанного контракта и снижения цены примерно в два раза: Киев считает «справедливой» цену в $190–210 за 1 тыс. куб. м газа, тогда как в III квартале 2011 года она составляла $354, а до конца года должна возрасти до $398–400.

Российская сторона не видит оснований для пересмотра двустороннего долгосрочного соглашения спустя менее двух лет после его подписания. Президент РФ Дмитрий Медведев в интервью Euronews по этому поводу заявил: «Нельзя взрывать существующую договорную базу, даже если она не нравится».4

Газово-флотские договоренности

В апреле 2010 года в Харькове президенты России и Украины — Дмитрий Медведев и Виктор Янукович — подписали документы, согласно которым российский флот останется в Крыму еще на 25 лет после 2017 года, при этом Москва получает право заменять и модернизировать состав флота по своему усмотрению. За это Украина получила существенную скидку на газ, импортируемый из России в 2010 году: минус $100 за каждую тысячу кубометров,

если рыночная цена превысит $330, или 30% на объем покупки при ценах ниже $330 (то есть скидка в размере 30% от контрактной цены российского газа, но не более $100 за 1 тыс. куб. м. — Р ЕД .). Это означает, что со II квартала 2010 года Украина смогла закупать газ в России по $234 за 1 тыс. куб. м вместо планировавшихся $334.

Если бы цена для Украины осталась на прежнем уровне, то дефицит бюджета Нафтогаза составил бы более $5 млрд, а в этом случае правительство РУ не смогло бы рассчитывать на кредиты от МВФ.

Статья научная