Трофические ассоциации птиц в рыболовно-охотничьих хозяйствах дельты реки Или (Юго-Восточный Казахстан)
Автор: Березовиков Николай Николаевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 658 т.20, 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140152228
IDR: 140152228
Текст статьи Трофические ассоциации птиц в рыболовно-охотничьих хозяйствах дельты реки Или (Юго-Восточный Казахстан)
Река Или, впадая в южную часть озера Балхаш, образует обширную тростниковую дельту со сложной системой проток и озёр. В период подготовки естественно-научного обоснования создания Или-Балхаш-ского национального природного резервата мной с 3 по 24 июня 2010 посещены важнейшие участки илийской дельты, в том числе и рыболовно-охотничьи хозяйства, возникшие за последние 10-15 лет в нескольких её местах. В них с успехом ловятся на удочки и спиннинги сазан Cyprinus carpio, сом Silurus glanis, судак Sander lucioperca, жерех Aspius aspius, белый амур Ctenopharyngodon idella, но особой популярностью пользуется подводная охота за балхашскими сомами весом до 100 кг и крупными экземплярами сазана или белого амура. С 21 по 23 мая 2011 мной дополнительно посещена рыболовная база «За-сасай» на протоке Нарын в северо-восточной части дельты Или (45° 48´ с.ш., 74°38´ в.д.), в 20 км восточнее посёлка Караой. Это довольно труднопроходимая заболоченная низменность, покрытая барханами, среди которых расположены озёра, заболоченные и солончаковые низины, поросшие саксаулом, лохом, тамариксом, чингилом, тростниками, селитрянками и солянками. Одной из достопримечательностей этих мест является довольно глубокая протока Нарын шириной 10-15 м с быстрым течением, представляющая собой типичную пустынную реку. По её берегам 3-4-метровой стеной возвышается тростник, среди которого встречаются отдельные группы тальников и лоха. К правому берегу почти вплотную примыкают барханы, поросшие тамариксами и чингилом.
Характерными птицами поймы и прилежащих межбарханных и соровых озёр и разливов являются большая поганка Podiceps cristatus , серая цапля Ardea cinerea , большая белая цапля Egretta alba , лебедь-кликун Cygnus cygnus , пеганка Tadorna tadorna , кряква Anas platy-rhynchos , серая утка A. strepera , красноносый нырок Netta rufina , белоглазая чернеть Aythya nyroca , чёрный коршун Milvus migrans , болотный лунь Circus aeruginosus , перепел Coturnix coturnix , камышница Gallinula chloropus , лысуха Fulica atra , морской зуёк Charadrius alexandrinus , чибис Vanellus vanellus , ходулочник Himantopus himan-topus , шилоклювка Recurvirostra avosetta , травник Tringa totanus , озёрная чайка Larus ridibundus , хохотунья L. cachinnans , белокрылая крачка Chlidonias leucopterus , речная крачка Sterna hirundo , кукушка Cuculus canorus , зимородок Alcedo atthis , черноголовая трясогузка Mo-tacilla feldegg , восточная чёрная ворона Corvus corone orientalis (Evers-mann, 1841), широкохвостка Cettia cetti , дроздовидная камышевка Acro-cephalus arundinaceus , черноголовый чекан Saxicola torquata , южный соловей Luscinia megarhynchos , варакушка Luscinia svecica , усатая синица Panurus biarmicus , тростниковая овсянка Emberiza schoeniclus . Изредка встречаются курсирующие в поисках корма одиночки и мелкие группы кудрявого пеликана Pelecanus crispus и большого баклана Phalacrocorax carbo .
По саксаульникам, тамариксам и зарослям чингила по барханам живут обыкновенный курганник Buteo rufinus , туркестанский тювик Accipiter badius , чеглок Falco subbuteo , пустельга F. tinnunculus , семи-реченский фазан Phasianus colchicus mongolicus (Brandt, 1845), авдот-ка Burhinus oedicnemus , обыкновенная горлица Streptopelia turtur , домовый сыч Athene noctua , обыкновенный козодой Caprimulgus euro-paeus , сизоворонка Coracias garrulus , зелёная щурка Merops persicus , удод Upupa epops , туркестанский жулан Lanius phoenicuroides karelini
(Bogdanov, 1881), пустынный сорокопут Lanius meridionalis , сорока Pica pica , пустынная славка-завирушка Sylvia curruca halimodendri (Sushkin, 1904), каменка-плясунья Oenanthe isabellina , саксаульный воробей Passer ammodendri , жёлчная овсянка Emberiza bruniceps . В домах крестьянских хозяйств и рыболовной базы, а также в конструкциях мостов через протоку гнездятся деревенская ласточка Hirundo rustica и маскированная трясогузка Motacilla personata .
По обрывистым берегам Нарына на территории рыболовного хозяйства через каждые 300-500 м созданы места стоянок для рыбаков с открытыми подходами к воде и сооружены камышитовые навесы для защиты от ветра, дождя и солнца. Рыбалка в таких местах ведётся группами по 2-6 человек на удочки и спиннинги. Основным объектом ловли являются достаточно крупные сазаны массой 3-5 кг, а также сомы, белые амуры, судаки, караси Carassius auratus и плотва Rutilus rutilus . Некоторые рыбаки на глубоких плёсах ловят рыбу, используя подводное снаряжение.
За время пребывания в хозяйстве выяснилось, что целый ряд птиц имеет устойчивую кормовую связь с подобными местами рыбалки туристов. В первую очередь обратила на себя внимание довольно высокая плотность населения восточной чёрной вороны в рыболовном хозяйстве – 5 пар на 3 км речного русла, тогда как на пути от посёлка Карой по саксаульникам вдоль протоки на 20 км встречено лишь 5 пар. Гнездились вблизи стоянок и сороки – в среднем 1 пара на 1 км.
Сразу после отъезда рыбаков на месте их стоянки появлялись сороки и чёрные вороны из соседних гнёзд, которые до прилёта других птиц успевали собрать самые лакомые остатки пищи, оставшиеся у столов и кострищ или выброшенные в мусорную яму. Поедали они и рассыпанные зёрна отварной кукурузы, используемой в качестве прикорма рыбы. При этом они по 3-5 раз успевали унести корм птенцам в свои гнёзда. При использовании этой территории первыми двумя видами доминирующее положение всегда занимала чёрная ворона, время от времени предпринимающая отпугивающие атаки на приближающуюся сороку. Последняя, отлетев на 5-10 м к ближайшим кустам, уже через несколько минут возвращалась к навесу и начинала обследовать самые укромные уголки стоянки, к которым обычно не приближалась ворона. Будучи более осторожной, ворона, прилетев к стоянке, совершает вначале несколько смотровых облётов территории, затем садится на крышу навеса, осматривается 2-3 мин, после чего слетает на землю к замеченному корму. Сороки действуют более смело и эффективно, почти не тратя время на предварительные осматривания. При этом они первыми осматривают мусорные ямы и ближайшие кусты. Ворона же после осмотра территории у навеса обязательно слетает к воде, где остаются остатки разделанной рыбы и внутренности, которые она на- чинает уносить в гнездо. Спустя 10-15 мин к сороке и вороне подключаются партнёры их пар.
Третьим обязательным участником этих сборищ является чёрный коршун, обычно курсирующий вдоль речного русла от одной стоянки к другой и нередко опаздывающий к началу пиршества. Появившись, он сразу же распугивает и разгоняет собравшихся ворон и сорок, после чего принимается облетать кругами и осматривать стоянку. Ему чаще всего достаются забытые или выброшенные людьми рыбины, а также отдельные их фрагменты, особенно рыбьи головы. Мелкие части, особенно внутренности, он поедает, присаживаясь рядом, а крупные уносит в гнездо и вскоре возвращается обратно. Иногда после долгих безрезультатных поисков корма коршун усаживается на крышу навеса, отдыхает и осматривается. Около стоянки коршун обычно задерживается на полчаса, после чего улетает к другой. Сороки и вороны продолжают прилетать к ней ещё не менее 2-3 ч, пока её не займёт очередная группа рыбаков. Четвёртым и менее успешным посетителем стоянок по Нарыну была хохотунья, нередко изгоняемая коршуном. Ей чаще всего доставались остатки рыбы или её внутренности, оставшиеся в воде и которые она доставала с глубины 10-15 см.
Таким образом, минимальный состав кормовых ассоциаций птиц, наблюдавшихся на рыбацких стоянках на протоке Нарын, был представлен 4 видами птиц: 1-2 сороки, 1-2 чёрных вороны, 1 коршун, 1 хохотунья. На дельтовых озёрах в районе Асаубая и Майтана в июне 2010 года доминирующее положение в подобных местах чаще занимали хохотуньи (5-10) и чёрные вороны (10-15 особей).
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 658 : 1013-1015
Орнитологические наблюденияна северо-западном Байкале в районе БАМа
Второе издание. Первая публикация в 1980*
Во время работы эколого-биогеографической экспедиции Лимнологического института СО АН СССР летом и осенью 1974 года, а также весной 1975 года на северо-западном Байкале в районе трассы БайкалоАмурской железнодорожной магистрали (БАМ) мы провели некоторые