Труд. Личность. Здоровье

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14295318

IDR: 14295318

Текст статьи Труд. Личность. Здоровье

Научное убеждение, приобретенное добросовестной работой, является прочной опорой и для морального мировоззрения, которое может противостоять всем превратностям жизни.

Макс Планк

Душевное здоровье и благополучие определяют высокий уровень качества жизни, позволяющий человеку с общественных позиций оценивать свою деятельность как значимую, созидательную, активную. Оно является важным фактором в достижении индивидуальной и общественной гармонии, обеспечивающей социальное, экономическое, правовое единство, стабильность среды обитания, неуклонный рост производительности труда, социального капитала, развитие общества.

Определению роли психического здоровья как б а з и с н о й «составляющей» общего здоровья работающего населения восточного региона страны, его укреплению, разработке перспектив ранней диагностики и превенции неблагоприятных сдвигов посвящается научно-практическая конференция «Охрана психического здоровья работающего населения России», проводимая в Кемерове, признанном «сердце» индустриального Кузбасса, своим героическим трудом снискавшем славу ведущим модельным профессиям (шахтерам, горнякам, металлургам). Конференция направлена на всестороннее изучение рабочего стресса , системное рассмотрение психических явлений (детерминант, закономерностей, проективных решений) под углом анализа « множества внешних и внутренних отношений, в котором оно существует как целостная система » (Ломов Б. Ф., 1984). За последние два десятилетия глобализация содействовала мощному и динамическому росту и развитию мирового хозяйства, совершенствованию автоматизации, механизации, успешному внедрению информационных технологий. Это требует уточнения ключевых дефиниций по рассматриваемой проблеме.

Понятия «труд» и «работа» далеко не однозначны. Работа означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя (М. Бернет). При любом виде труда выполняется работа, однако не всякая работа может считаться трудовой деятельностью. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека, направленных на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования общества и социальных групп. По К.

Марксу, в «самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия», но и сами производители: индивид «при нормальном состоянии своего здоровья, силы, бодрости, искусства, ловкости» испытывает также потребность в нормальной порции труда и в прекращении покоя. Хотя в исторических формах труда (рабский, барщинный, наемный) А. Смит усматривает в них «нечто отталкивающее – труд по внешнему принуждению, в противоположность ему «не-труд» выступает как свобода и счастье».

Работа связана с созданием ценностей или удовлетворением потребностей других людей (вспомним высказывание Ф. Честерфилда: « Как движение возбуждает аппетит, так труд возбуждает жажду удовольствия »). Здоровье человека определяется рациональным занятием умственным трудом. Об этом свидетельствует преобладание среди долгожителей интеллектуалов – «когда тело не изматывается, душа не рассеивается, проживете сто лет» (Су вэнь). Для поддержания здоровья также необходимо постоянно движение, хотя труд не должен быть чрезмерным. Определенные аспекты личности 1 делают человека более уязвимым или восстанавливающимся в психосоциальной среде работы. Самым полезным подходом к преодолению стресса на работе является сочетание изменения организации и улучшение способности работника преодолевать трудные ситуации. Иной характер приобретает эффект смены вида труда, его социального происхождения (вспомним В. В. Маяковского: Сидят папаши. / Каждый хитр. / Землю попашет, / Попишет стихи ). Качество жизни отражает оценку личностью своего положения в окружающем мире, степень удовлетворенности социальным функционированием (Кернберг О., 1976). В более сокращенном варианте дефиниции качества жизни речь идет о «достигаемости желаемого и удовлетворении достигнутым» (Семке В. Я., 1999).

На современном этапе движения медицинской научной мысли осуществляется познание фундаментальных закономерностей взаимодействия клинической динамики психической патологии с тончайшими нейробиологическими (иммунологическими, биохимическими, электрофизиологическими, генетическими и др.) механизмами её формирования: систематизируются «факторы риска», определяются патогенетические и саноге-нетические процессы течения, уточняются клинико-нейрофизиологические параметры прогноза и исхода, разрабатываются превентивные и ресо-циализационные мероприятия. Исторический опыт мировой медицины и естествознания свидетельствует о взаимообусловленности, взаимодей- ствии соматической и психической сфер, причем эти связи многообразны, нелинейны, и для их раскрытия нередко нужна высокая интеграция научных знаний в области нейронаук, социальных дисциплин и практического здравоохранения.

На «стыке» знаний рождаются перспективные направления и взгляды на сущность здоровья человека, возможность его гармонического, всестороннего развития. Проникая в сложные процессы взаимоотношений между психическими и физическими «составляющими» единого, целостного организма, мы постигаем рецепты совершенствования его духовной и телесной жизни, создания условий к новому синтезу – еще более масштабному, всепроникающему, чем это имело место в прежние эпохи. Укрепляется концепция «мультикаузальности», поддерживаемая О. В. Кербиковым (1971), который утверждал, что для разработки адекватных, эффективных лечебных и превентивных подходов требуется составление «лестниц валентности» с учетом двух обстоятельств: соответствия явлений, вызываемых вредностью, тем, которые свойственны данному заболеванию; степени полного «созревания» болезни для его развития и усложнения.

Базой адаптации человека является реактивность, понимаемая как способность организма отвечать изменением жизнедеятельности на воздействия окружающей среды (Адо А. Д., 1985).

Критерий адаптивности является наиболее универсальным, определяющим психическую норму как возможность социально-психологического приспособления. Гомеостаз обеспечивает не только выравнивание изменений внутренней среды и поддержание разных переменных показателей в физиологических пределах, но и адаптацию организма к изменившимся условиям. При отсутствии подобных нейрофизиологических мер защиты (нервных, иммунных, гормональных, барьерных механизмов) создаются п р е д п о с ы л к и формирования адаптивной патологии, ибо в соответствии с мнением английского физиолога Дж. Баркрофта, « предполагать высокое интеллектуальное развитие в среде, свойства которой не стабилизированы, - это значит искать музыку в треске плохой радиопередачи ». При этом следует учитывать тот факт, что скорость технологического преобразования общества в значительной степени превышает адаптационные возможности конкретного индивида, а это чревато затратами здоровья, болезненной ломкой социальнобиологических механизмов приспособления.

В понятие «здоровье» в качестве непременного критерия должна входить возможность полноценной активной трудовой и общественной деятельности. Болезнь не только препятствует, но и нередко значимо ограничивает либо совсем лишает человека этой возможности. Переход от здоровья к болезни можно рассматривать как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общест- венных, социальных и трудовых функций. Здоровье является необходимой предпосылкой для полной реализации биосоциальных возможностей человека, для удовлетворения его индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей. В общем плане под здоровьем понимают возможность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека. Состояние здоровья человека динамично в связи с изменением окружающей среды (Брехман И. И.,1990). Поэтому здоровье можно определить не как состояние, а как процесс. По В. П. Казначееву (1975), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.

Смысл жизни, по нашему убеждению, заключается в осознанном творчестве, целенаправленной профессиональной деятельности по преобразованию макро- и микромира. По делам нашим, по объему выполненной на благо общества работы судим мы о человеке и его роли в истории страны, ибо всё сделанное от души и вдохновения не позволяет личности исчезнуть в круговороте событий, а сохраниться в памяти народной. И в этом о б щ е с т в е н н о м звучании кроется суть человеческих устремлений – физических, интеллектуальных, нравственных. Глубоко права в своем признании Марина Цветаева: « Всё в мире меня затрагивает больше, чем моя личная жизнь ». Несколько в ином ракурсе эту же позицию изложил известный психиатр профессор В. П. Сербский: « Бывают моменты, когда интересы общественного блага стоят выше интересов науки ».

В настоящее время накоплен огромный массив данных, свидетельствующих о крайне негативном влиянии потери работы и вынужденной н е з ан я т о с т и на психическое здоровье личности. В нашем научном коллективе (А. В. Гычев, И. А. Артемьев и др.) выявлены высокие коррре-лятивные связи между уровнем безработицы и числом самоубийств, правонарушений, невротических и психотических расстройств. Специфической особенностью безработицы и русского менталитета (Полежаев Д., 2005) является её латентный характер, высокий удельный вес безработных лиц с высшим образованием и высокой квалификацией, имеющих большие социальные ожидания и политическую активность. Многонациональный состав российского общества также определяет региональный характер безработицы. Здесь же отметим общечеловеческое понимание проблемы « Занятость - это природный врач, и она является существенной для человеческого счастья » (Гален).

Социальные процессы в современном обществе продолжают носить негативный характер. Недаром в лексиконе видных социологов всё чаще употребляются такие термины, как дезинтеграция, депопуляция, деградация. Наступает пора осмыс- ленных исследовательских действий в области промышленной психиатрии и психологии. В сибирском и дальневосточном регионах они приобретают особо актуальный характер, о чем свидетельствуют диссертационные работы «производственной» направленности (многие из них выполнены под моим научным руководством и консультированием). Речь идет о цикле работ по изучению психического здоровья работников лесной промышленности (М. М. Аксенов, В. Н. Судаков, А. Н. Гузев, А. Б. Савиных, А. П. Швецов, Ю. К. Агапов и др.), взрывоопасного и пожароопасного производств (Д. В. Саванин), газовой промышленности (С. Б. Селезнев), сотрудников правоохранительных органов (М. Ю. Наров), рабочих химико-фармацевтического (Н. С. Ханченков, Е. А. Цитко) и алюминиевого (Л. В. Цай) производств, тружеников сельского хозяйства (С. Н. Козырев, О. А. Голдобина и др.), рыбаков (И. Г. Ульянов, Н. Д. Белокобыльский), педагогов (О. А. Павлова), комбатантов (Е. М. Епанчинцева, Л. В. Смирнова, безработных (А. В. Гычев, М. Б. Боцмановская), а также исследований превентивной направленности (И. А. Потапкин, Е. Г. Запускалова, В. И. Плешаков).

Традиционно общественное здоровье рассматривается как « возможность полноценно трудиться, отдыхать… свободно, радостно жить » (Лисицын Ю. П., 1982). К перечисленной выше когорте специальностей и профессий, безусловно, должны быть отнесены медицинские работники и связанная с их деятельностью проблема «эмоционального выгорания»2. Профессия врача обладает огромной социальной важностью, так как на медицинских работников ложится ответственность не только за физическое здоровье пациентов, доверивших медикам свою жизнь, но и за психическое здоровье, социально-психологическую адаптацию. В наших исследованиях показано, что специфические условия труда врача коррелируют с показателями низкого качества жизни, психическими и аддиктивными расстройствами. Негативные условия труда связаны зачастую с переживанием физического дискомфорта, неудовлетворенностью сном и отдыхом, дефицитом положительных и избытком отрицательных эмоций. Отмечен высокий уровень распространенности употребления в среде медиков ПАВ (алкоголя, табака, кофеина), превышающий аналогичный показатель в общей популяции. Однако при всей сложности и неоднозначности современной оценки роли врача в жизни общества сохраняется высочайшая планка его предназначения, данная видным французским писателем Андре Моруа: « И жизнь врача остается такой же, как и сегодня: трудной, тревожной, героической и возвышенной ».

Психические расстройства являются заметным бременем для индивидуумов, семьи, общества, приобретая огромную значимость с точки зрения здоровья нации. При разработке политики психического здоровья следует пересмотреть сего- дняшнюю ситуацию в стране, на рынке труда и занятости; страны с ограниченными ресурсами должны разрабатывать политику, которая поможет им в достижении реалистичных целей и улучшении работы служб психического здоровья.

Полученная информация о многообразии взаимодействия сано- и патогенных факторов на разных этапах формирования психической патологии чрезвычайно полезна при создании целого ряда новых функциональных подразделений. По нашим многолетним наблюдениям среди них наиболее эффективны Центр пограничных состояний (областной, региональный), Центр охраны психического здоровья (на промышленном предприятии), передвижной психотерапевтический комплекс, психодиагностический кабинет (при районных поликлиниках), городская психогигиеническая консультация. Основная направленность психотехнологий этого спектра – эффективные способы изменения поведения человека, расширение его творческих способностей, оказание помощи в решении проблем психического здоровья и душевного комфорта, отношений на производстве и в быту, упрочения служебной карьеры.

Рабочее место является одной из с а н о-г е н н ы х ключевых сред, благотворно влияющих на душевное благополучие и здоровье. Признавая всю сложность воздействия фактора работы и труда на личностную идентичность, самооценку и социальное признание, всё же выразим уверенность в значении среды рабочего места – прежде всего в аспекте преодоления душевных кризисов, связанных с изменениями характера трудового процесса и отношения к ним самой личности. Поиск «панацеи» от кризиса должен проистекать из диалектического понимания самого термина: кризис тогда станет позитивным (во благо личности и общества), альтернативой кажущейся безысходности, непреодолимости, когда качественно изменится отношение к труду, когда резко повысится в социальной среде удельный вес людей, упорно и беззаветно работающих на благо общества, настоящих альтруистов, патриотов своего Отечества, творчески мыслящих, добрых, талантливых граждан в противовес всё уменьшающейся (будем надеяться, на наших глазах) когорте бездельников, эгоистов, людей скудных к страданию близких, окружающих, живущих сиюминутными корыстными расчетами и действиями. Лишь объединив всенародные усилия, мы преодолеем кризисные препоны и их последствия. «Школа кризисов» в итоге выполняет роль учителя политического реализма, экономического наставника, источника здравого смысла и вектора позитивного программного движения к процветанию, благоденствию, благополучию всей нации. Прекрасно звучат в этом свете слова Монтеня: « Счастье человеческое состоит не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, чтобы хорошо жить ».

Главный редактор В. Я. Семке

Статья