Трудоустройство и особенности занятости молодежи в период пандемии

Автор: Клячко Т.Л., Логинов Д.М., Ломтева Е.В., Семионова Е.А.

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 28 (130), 2020 года.

Бесплатный доступ

Большинство молодых людей в период пандемии устраивается на работу, используя свои связи. Доля тех, кто считает, что работу по выбранной специальности найти трудно, составила 40% среди опрошенных молодых людей, получивших образование высокого качества и работающих не по специальности. С задержками выплаты зарплаты столкнулись 14,2% респондентов. Больше всего молодежь боится не оправдать ожиданий будущего работодателя, не найти работу и не найти работу с хорошей зарплатой.

Короткий адрес: https://sciup.org/170176057

IDR: 170176057

Текст научной статьи Трудоустройство и особенности занятости молодежи в период пандемии

Ломтева Е.В., к.пед.н., с.н.с. Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС;

Семионова Е.А., к.э.н., в.н.с. Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Большинство молодых людей в период пандемии устраивается на работу, используя свои связи. Доля тех, кто считает, что работу по выбранной специальности найти трудно, составила 40% среди опрошенных молодых людей, получивших образование высокого качества и работающих не по специальности. С задержками выплаты зарплаты столкнулись 14,2% респондентов. Больше всего молодежь боится не оправдать ожиданий будущего работодателя, не найти работу и не найти работу с хорошей зарплатой.

В рамках исследования Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС выборка из выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО) составила 903 респондента; из выпускников вузов – 1 014 респондентов. Опрос проводился в июле-августе 2020 г. в городских поселениях трех регионов, дифференцированных по критериям социально-экономического развития (Волгоградская, Самарская, Свердловская области). Среди тех, кто попал в выборку, были также выпускники организаций СПО и вузов прошлых лет.

Положение выпускников системы СПО на рынке труда в период пандемии

28(130) 2020

Независимо от оценки качества полученного образования1, юноши одинаково оценивали степень сложности поиска работы: половина из них полагали, что достаточно просто нашли работу, чуть больше трети считали, что это было достаточно сложно, а 13% – очень сложно. Напротив, среди девушек, испытавших сложности с трудоустройством, было меньше тех, кто получил образование высокого качества ( табл. 1 ).

Основным каналом трудоустройства, независимо от качества полученного образования, респонденты назвали использование знакомств. Вторым каналом оказался самостоятельный поиск работы: таким образом ее нашли 21,5% опрошенных с образованием высокого качества и 19,4% – с низким качеством образования (в целом – 20%). Служба трудоустройства

Таблица 1

Характеристики первичного трудоустройства, по группам самооценки качества полученного образования и гендерным группам, % по столбцу

Характеристики Высокое качество полученного образования Невысокое качество полученного образования юноши девушки юноши девушки Сложности с поиском работы Достаточно просто 50,0 70,8 51,0 52,6 Достаточно сложно 34,2 25,6 38,8 35,6 Очень сложно 17,9 3,7 10,1 11,7 профессиональной образовательной организации (ПОО) помогла найти работу 13,5% участвовавшим в опросе выпускникам с образованием высокого уровня и 9,3% – с образованием низкого уровня. С помощью услуг государственной службы занятости были трудоустроены 5,4% выпускников.

Доля удовлетворенных условиями первоначального трудоустройства среди получивших образование высокого качества оказалась вдвое выше, чем среди тех, кто получил образование более низкого качества (41% против 23%).

Доля тех, кто считает, что работу по выбранной специальности найти трудно, составила 40% среди опрошенных молодых людей, получивших образование высокого качества и работающих не по специальности. 37% работают не по специальности из-за низкой оплаты труда в организациях и компаниях, соответствующих их образовательному профилю. А четверть респондентов с образованием высокого качества выбрали работу не по специальности, поскольку она им более интересна. Таким образом, между группами, выделенными сообразно причинам работы не по специальности, респонденты с образованием невысокого качества и работающие не по специальности (высокого и невысокого качества образования) распределились почти равномерно.

Пандемия резко изменила ситуацию на российском рынке труда. Инструментами адаптации к ней стали сокращения работников, изменение условий труда и зарплаты. В целом 19,8% респондентов со средним профессиональным образованием были переведены на «удаленку»; 27,4% отметили сокращение трудовой нагрузки; а 25,9%, напротив, указали на рост последней. У 19,7% респондентов заработная плата значительно снизилась; у 23,7% она сократилась незначительно. С задержками выплаты зарплаты столкнулись 14,2% респондентов. При этом 9,5% респондентов отметили ее незначительный рост, а 4,2% указали, что их зарплата заметно выросла.

28(130) 2020

Среди опрошенных со средним профобразованием на дистанционный формат работы были переведены 25,8% девушек и 14,3% юношей. На «удаленку» были переведены в основном девушки, занятые в сфере образования (25,0%), торговли и услуг (22,3%), а также в финансовой сфере (11,6%). Юноши, работавшие удаленно, в основном трудились в сфере ИКТ (26,9%), торговли и услуг (17,9%), технической сфере (9,0%). В целом среди опрошенных со средним профобразованием на дистанционную работу перешли 16,8% лиц, занятых в торговле и услугах, 64,7% занятых в образовании, 44,4% – в сферах досуга и культуры.

Рабочая нагрузка снизилась у девушек, занятых в сфере торговли и услуг (32,0%), а также в образовании – 19,5% (это воспитатели детских садов и педагоги организаций дополнительного образования детей). Среди юношей нагрузка снизилась прежде всего у занятых в строительстве (21,0%) и сфере услуг (22,7%).

Рост нагрузки во время пандемии в целом отметили 33,9% респондентов, занятых в сфере ИКТ, 61,4% – в медицине, 29,4% – в образовании. в сфере медицины у среднего медперсонала увеличение нагрузки было предопределено ростом числа больных COVID-19; в сфере образования возросла нагрузка учителей начальных классов из-за перехода учащихся на дистанционные формы обучения.

По данным опроса, в среднем у 23% девушек зарплата во время пандемии либо существенно, либо незначительно снизилась. Ощутимое снижение зарплаты отметили 27,5% респондентов, занятых в образовании, 37% – в сферах культуры и досуга, 29% – в ИКТ, 26,4% – в торговле. На небольшое снижение зарплаты указали 27,5% респондентов, занятых в образовании, 25,8% – в ИКТ, 28,7% – в строительстве.

С заметным снижением зарплаты столкнулись 16% юношей, а с небольшим – 24%. Девушки, у которых снизилась зарплата, были заняты в основном в сфере услуг (40,4% среди тех, чья заработная плата снизилась существенно) и образовании (в среднем 11%). Значительное снижение зарплаты отметили также 9% девушек, занятых в здравоохранении, чья работа не была связана с больными с диагнозом коронавирус. Юноши, указавшие на существенное снижение зарплаты, в основном были заняты в сфере ИКТ и на транспорте (по 15,8%), а также в сфере услуг (13,7%). Юноши с небольшим снижением зарплаты работали в строительстве (23%), а также в сфере торговли и услуг (18,6%).

При этом 10,6% девушек отметили, что их зарплата выросла незначительно; среди них треть были заняты в медицине, а треть – в сфере услуг и торговли. Рост зарплаты был отмечен и у юношей: 8,6% респондентов отметили ее несущественное увеличение, а 4,5% – указали на ее существенный рост.

Таким образом, главным способом устройства на работу оказалось использование знакомств. Образование более высокого качества способствовало б о льшей удовлетворенности работой. Многие юноши и девушки при этом испытывали сложности с поиском работы по специальности. Снижение или повышение рабочей нагрузки, равно как и рост и падение зарплат в период пандемии зависели от занятости в той или иной сфере деятельности (медицина, торговля и услуги, ИКТ).

Трудоустройство выпускников вузов в период пандемии

28(130) 2020

Согласно опросам HeadHunter, в условиях пандемии молодежь чаще других групп респондентов испытывает беспокойство по поводу трудоустройства. Не испытывают страх только 11% молодежи в возрасте до 25 лет1. Больше всего молодые люди боятся не оправдать ожиданий будущего работодателя (40%), не найти работу (39%) и не найти работу с хорошей зарплатой (39%). В апреле и мае по сравнению с февралем 2020 г. общее число вакансий снизилось на 26%. При этом такого сокращения вакансий, как в кризисы 2008–2009, 2014–2015 гг., не произошло, и к июню 2020 г. во многих регионах России спрос на работников не только вернулся к прежнему уровню, но и вырос1.

Согласно результатам упомянутого выше мониторинга трудоустройства молодежи, проведенного в июле-августе 2020 г., 35,1% молодых людей с высшим образованием трудоустроились на свою первую работу с помощью родственников, друзей и знакомых; 15,5% – откликнулись на вакансию; 10,3% нашли себе первую работу путем рассылки резюме. Если сравнивать полученные данные с итогами предыдущей волны мониторинга, то в 2017 г. 37,3% молодых людей, имеющих высшее образование, нашли себе первую работу с помощью близких людей, 18,1% откликнулись на объявления о вакансиях, 13,2% искали и нашли работу путем рассылки резюме.

Таким образом, чаще всего молодые люди устраиваются на свою первую работу по знакомству. Соответственно, успешность трудоустройства молодежи в период пандемии, как и раньше, во многом определяется наличием вакансий на рынке труда и социальными связями.

В ходе «первой волны» пандемии среди опрошенных в среднем 38,1% трудоустроенных молодых людей, имеющих высшее образование, были переведены на «удаленку». Наибольшая доля молодежи, переведенной на удаленную работу, трудилась в сферах организации досуга и культуры (80%), а также образования (71,4%). В большинстве случаев на удаленную работу была переведена также молодежь, имеющая естественно-научные (75%) и гуманитарные специальности (72,7%). Среди молодых людей с высшим образованием, переведенных на дистанционную работу, лишь меньшинство трудилось в тот период в области медицины (8,3%), в полиции и силовых структурах (9,1%), в строительстве и ремонте (11,9%).

Чуть менее трети (32%) респондентов заявили об увеличении своей рабочей нагрузки в условиях пандемии, в то время как четверть опрошенных заявили о ее сокращении. Наибольший рост трудовой нагрузки отметили респонденты, работавшие в следующих отраслях: медицина (83,3%), образование (45,7%), полиция и силовые структуры (45,5%). Наибольшее падение трудовой нагрузки, по данным опроса, наблюдалось в сферах культуры и досуга (80%), психологии, социологии, PR и рекламы (52%), спорта (41,7%).

Существенный рост зарплаты отметили 3,4% респондентов (в сфере медицины – 18,8%), а 10,2% молодых людей зафиксировали небольшой ее рост (такое мнение выразила треть опрошенных молодых людей, работающих в полиции и силовых структурах, а также в здравоохранении).

28(130) 2020

На значительное сокращение зарплаты в период пандемии указали 16,4% респондентов, небольшое ее снижение отметили 22,9%. Чаще всего сокращали зарплату в сферах спорта (на это указали 50% там работавших), культуры и досуга (40%), торговли, общепита, услуг населению (29%). С задержками зарплаты столкнулись 8,6% опрошенных. Чаще всего отмечали задержки в выплате молодые специалисты с высшим образованием, работавшие в частных организациях (10,4%). О задержке зарплат в государственных или бюджетных организациях сообщили только 5,7% респондентов.

Таким образом, в среде выпускников вузов отмечаются примерно те же тенденции, что и среди выпускников системы СПО: преимущественное устройство на работу по знакомству, зависимость рабочей нагрузки и зарплаты от конкретной сферы деятельности. ж

Статья научная