Трудовая миграция на Дальнем Востоке России: до и после 2020 года

Бесплатный доступ

Демографические процессы и ситуация на рынке труда Дальнего Востока исторически определялись динамикой миграции. В рамках временного потока трудовых мигрантов постоянно возрастает число внутренних трудовых мигрантов при снижении числа иностранных граждан, работающих по разрешениям на работу и патентам. Введение ограничений весной 2020 г. на въезд иностранных граждан в большей степени затронуло строительство и сельское хозяйство.

Трудовая миграция, иностранные граждане, дальний восток

Короткий адрес: https://sciup.org/143176838

IDR: 143176838   |   DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3-171-174

Текст научной статьи Трудовая миграция на Дальнем Востоке России: до и после 2020 года

За период с 2011 по 2019 гг. отмечается дисбаланс в намерениях постоянного населения и развития рынка труда Дальнего Востока (ДВ), выражающийся в сохранении отрицательных значений безвозвратной нетто-миграции при положительных темпах увеличения числа прибывающих внутрироссий-ских временных трудовых мигрантов.

Реализуемые меры миграционной политики на ДВ не изменили вектор безвозвратной миграции в регионе. За рассматриваемый период миграция определяет динамику численности населения региона более чем на 85%.

В соотношении внешних трудо- вых мигрантов, прибывающих из стран в визовом или безвизовом порядке, продолжается снижение доли мигрантов, прибывающих из визовых стран. В 2011 г. на них приходилось 65% от общего числа иностранных граждан, работающих на Дальнем Востоке, как на основании разрешения, так и патента. В 2018 г. (с учетом данных по Забайкальскому краю и Республике Бурятия) их доля составила 26,3%. Доля трудовых мигрантов, работающих на основании разрешения на работу, в пределах ДВ до 4 ноября 2018 г. достигла 25,3%. В 2018 г. только в Еврейской автономной области число иностранных граждан, получивших разрешение на работу, превышало число мигрантов, получивших патенты.

За рассматриваемый период отмечается устойчивое увеличение числа внутренних трудовых мигрантов, прибывающих из-за пределов Дальнего Востока, что объясняется началом реализации проектов, требующих квалифицированных работников со специальностями, не характерными для рынка труда Дальнего Востока. При этом число выезжающих внутренних трудовых мигрантов за пределы ДВ сохраняется на уровне 28–30 тыс. человек в год.

В современных условиях усиление роли внутрироссийской трудовой миграции является благоприятным направлением миграционных процессов в регионе, что обеспечивает стабильное развитие отдельных отраслей. Однако внутрироссийские трудовые мигранты занимают свою нишу, не обеспечивая замену иностранных трудовых мигрантов.

Последствия ограничений на въезд мигрантов в 2020 г.

Отметим возможные последствия происходящих изменений международной миграции на ДВ в 2020 г. Проблема въезда иностранных мигрантов является третьей по значимости проблемой для инвесторов на ДВ после поставки комплектующих и сбыта продукции [1].

Значимость данного фактора для отдельных отраслей и регионов ДВ будет иметь разное значение в зависимости от отраслевой структуры занятости мигрантов, а также масштабов их привлечения. Безусловно, изменения в налаженной устойчивой схеме использования трудовых мигрантов на региональных рынках труда внесли коррективы в деятельность отдельных предприятий.

В Республике Саха (Якутия) многие строительные компании комплектуются работниками из Армении. В Магаданской области международные и внутренние мигранты занимают свою нишу на региональном рынке труда, поэтому введение запрета на въезд для иностранных граждан и изменение условий работы для «вахтовиков» оказало влияние на деятельность ряда предприятий [3]. Во многих регионах проводится работа по привлечению местных трудовых ресурсов.

Исходя из направлений и масштабов международной миграции можно предположить, что закрытие границ окажет существенное влияние на Приморский край, Амурскую область, доля которых в привлечении мигрантов на ДВ одна из самых высоких. В региональном разрезе с 2011 по 2017 гг. лидирующее положение по плановому распределению квот занимал Приморский край, на долю которого приходилось около 30% всех квот, утвержденных на Дальнем Востоке. Однако в 2019 г. половина заявленных квот на выдачу разрешений на работу выделена на Амурскую область.

Возможным выходом для смягчения ситуации в Приморском крае, на наш взгляд, можно рассматривать местную рабочую силу, в том числе за счет привлечения местного населения, выезжающего за пределы региона с рабочей целью. Кроме того, в регионах часть иностранных мигрантов не выезжали из России и продолжали рабо- тать в г. Большой Камень на стройке судостроительного комплекса «Звезда», на некоторых сельскохозяйственных предприятиях.

В Амурской области сложилась серьезная ситуация в силу необходимости привлечения работников определенных специальностей для реализации строительства крупных объектов. В настоящее время на строительстве Амурского ГПЗ задействовано более 30 тыс. человек, включая российских и иностранных работников и специалистов. Планируется привлечение 5–7 тыс. работников из других регионов России. Кроме того, велась работа по решению вопроса о привлечении иностранных специалистов из-за рубежа в условиях ограничений [4].

В сельское хозяйство регионов ДВ традиционно привлекались иностранные трудовые мигранты. В 2020 г. в ряде регионов (Приморский край, Сахалинская и Амурская области) проводилась работа по замещению иностранных работников местным населением. Однако в полной мере компенсировать нехватку зарубежных работников представляется маловероятным.

Ограничения на въезд иностранных граждан на территорию Российской Федерации в 2020 г., связанные с распространением коронавируса, обозначили роль китайского фактора в развитии сельского хозяйства Еврейской автономной области [2].

На весенние полевые работы в 2020 г. в ЕАО планировали привлечь около 1,3 тыс. чел. трудовых мигрантов из КНР. Из-за карантина квоты на привлечение иностранной рабочей силы не были востребованы. Возможность замены иностранных работников местными специалистами может рассматриваться лишь частично.

По данным Минсельхоза РФ, в 2021 г. растениеводство России нуждается в привлечении примерно 35 тыс. иностранных рабочих. Две трети заявок поданы от Волгоградской, Астраханской и Московской областей. Вопрос о возможности привлечения иностранных сезонных рабочих для АПК обсуждается соответствующими министерствами.

Список литературы Трудовая миграция на Дальнем Востоке России: до и после 2020 года

  • Министр Александр Козлов - о жизни и экономике федерального округа в условиях кризиса. URL: https://www.ampravda.ru/2020/05/23/096222.html (дата обращения: 25.05.2020)
  • Мищук С.Н. Российско-китайское взаимодействие в сельском хозяйстве Дальневосточного региона: вызовы 2020 года (пример Еврейской автономной области) // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы X междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск: БГПИ, 2020. С. 467-470
  • Унесенные коронавирусом: ДФО рискует остаться без рабочих. URL: https://www.eastrussia.ru/material/unesennye-koronavirusom-dfo-riskuet-ostatsya-bez-rabochikh/ (дата обращения: 26.05.2020)
  • Юрий Трутнев: нужно максимально обеспечить безопасность строителей и работников Амурского ГПЗ. URL: https://minvr.ru/press-center/news/25176/ (дата обращения: 25.05.2020)
Статья научная