Творческое мышление детей с различными латеральными фенотипами

Автор: Белозерова Лилия Алмазовна, Забегалина Светлана Викторовна

Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 2 (8), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье поднимается проблема специфики проявления творческого мышления у детей с различными профилями латеральной организации с точки зрения её общетеоретического и практического аспектов.

Функциональная асимметрия мозга, творческое мышление, когнитивные процессы, латеральные фенотипы, дошкольный и школьный возраст

Короткий адрес: https://sciup.org/14219416

IDR: 14219416

Текст научной статьи Творческое мышление детей с различными латеральными фенотипами

В изменяющихся социально-экономических условиях обостряется потребность общества в творчески-актив-ной личности, способной гибко, самостоятельно использовать приобретенные знания в нестандартных условиях, активно и адекватно реагировать на происходящие в мире изменения. В связи с этим приоритетной признается направленность на ранее выявление креативных детей, их поддержку, создание условий для их развития. Однако в настоящее время современное обучение ориентировано преимущественно на развитие логического мышления, и, как следствие, это привело к недооценке образной стороны мышления, без которой невозможно развитие творческого мышления. Важнейшее значение для понимания нейрофизиологических механизмов творческого мышления имеет теория функциональной асимметрии мозга.

С точки зрения системного подхода психические явления многомерны и многоуровневы, что требует раскрытия динамических связей между ними, иерархичности строения уровней психики человека, структуры различных свойств человека, динамики и развития психических явлений. Следовательно, если рассматривать индивидуальность как систему, включающую психологический, физиологический и другие уровни, то функциональную асимметрию мозга можно рассматривать как биологическую основу индивидуально-типологических различий в реализации психических функций [9].

Изучение функциональной асимметрии мозга является одной из наиболее актуальных и сложных проблем в современной науке о мозге. Специализация полушарий и межполушарные взаимодействия во многом определяют психофизиологическую индивидуальность человека. Однако, недостаточно таких исследований, в которых бы рассматривались особенности реализации творческого мышления ребенка на разных этапах возрастного развития в зависимости от индивидуального профиля латеральной организации. Соответственно существует объективная малоизученная проблема: существует ли специфика проявления творческого мышления у детей с различными профилями латеральной организации?

Исследования по данной проблеме имеют значение для развития теории творческого мышления с точки зрения её общетеоретического и практического аспектов. Изучение творческого мышления детей в зависимости от индивидуального сочетания функциональных асимметрий дает возможность осуществить целостный междисциплинарный подход к изучению креативности. Результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей и коррекционной работы, направленной на формирование творческих способностей детей как дошкольного, так и школьного возраста, с учетом их индивидуально-типологических различий. Так же исследования нейрофизиологических основ творческого мышления позволят расширить представления о влиянии типа сенсомоторного доминирования на особенности протекания психических процессов.

Несмотря на то, что по теории функциональной асимметрии мозга накоплен значительный теоретический и практический материал [1, 6, 9], анализ научной психологической и естественнонаучной литературы по проблематике исследования показал, что до настоящего времени не проводилось комплексное изучение особенностей творческого мышления в зависимости от латерального фенотипа у детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста.

При выделении латеральных фенотипов недостаточно оценивать только показатели моторных асимметрий (преимущественно мануальных), которые, как уже доказано, являются лишь одним из вариантов существующих у человека асимметрий. Согласно современным исследованиям, более целесообразно проводить определение латеральных фенотипов, основываясь на оценке сенсомоторных асимметрий — ведущей руки, ноги, глаза и уха [1]. В связи с этим тип межполушарной асимметрии может быть определён по показателям латерального фенотипа обследуемого, который представляет совокупность периферических сенсомоторных асимметрий и определяется по степени доминирования ведущей руки, ноги, уха и глаза (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, Е. Д. Хомская). Для оценки показателей межполушарного взаимодействия возможно применение нейропсихологического теста на синкинезии (Б. В. Зейгарник, Е. Д. Хомская). Несомненно наиболее эффективными методами оценки функциональной асимметрии мозга являются электрофизиологические методы — электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов и др. При этом при подборе комплекса методов для определения индивидуального профиля функциональной асимметрии необходимо учитывать специфику каждой возрастной группы испытуемых.

Не смотря на то, что само явление межполушарной функциональной асимметрии мозга уже неопровержимо доказано, по-прежнему дискуссионным остается вопрос о сроках и механизмах её формирования, особенностях проявления в онтогенезе, её отношениях с психическими функциями. Существуют две основные концепции возрастной динамики межполушарных функциональных различий: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерали-зации. Согласно первому подходу существует изначальное абсолютное равенство больших полушарий по отношению ко всем функциям. А формирование доминантности полушария происходит уже в процессе онтогенеза. Сторонники второй концепции утверждают, что специализация полушарий происходит еще при рождении, при этом у праворуких она проявляется как генетически запрограммированная способность нервного субстрата левого полушария развивать языковые функции [7].

Многочисленные экспериментальные и клинические данные свидетельствуют о различиях в способах переработки информации в левом и правом полушариях головного мозга [1, 6]. Установлено, что при решении вербальных и невербальных задач фокус межполушарной активности определяется не качеством или содержанием информации, а способом её анализа. Так, последовательное сукцессивное выполнение задания сопровождается фокусом межполушарной активности в передних областях левого полушария, а при решении симультанных заданий он локализуется в задних зонах правого полушария [5].

В настоящее время считается доказанным, что левая гемисфера обрабатывает информацию аналитически, последовательно, индуктивно, с выявлением причинно-следственных связей. Оно обеспечивает сукцессивное восприятие, произвольное запоминание, речевой слух, чтение, письмо. В то же время правое полушарие отвечает за целостную, синтетическую, дедуктивную, конкретную, симультанную обработку информации. Оно обеспечивает непроизвольное запоминание, интонационную и образную сторону речи, восприятие музыки [6, 9]. Результаты эмпирических психологических исследований свидетельствуют, что доминирование образного мышления связано с большей активацией правого полушария, в тоже время, оперирование логико-символиче- ским материалом коррелирует с активностью левой гемисферы. Согласно данным литературы в творческом мыслительном процессе важнейшую роль играют образные компоненты. Существует ряд исследований, в которых показано, что выключение правой гемисферы, обеспечивающей образное мышление, при сохранной деятельности левого полушария, делает человека не способным к творчеству [8]. Напротив, при «выключении» левого полушария, сохраняются и повышаются творческие способности за исключением тех, которые связаны с активной ролью левого полушария (вербальные способности, анализ и критика гипотез, постановка проблем). Таким образом, нормальная психическая деятельность человека реализуется при участии обоих полушарий головного мозга, но каждое из них вносит свой вклад в ее организацию, обеспечивает свою сторону этой деятельности [6, 9].

В настоящее время проводятся исследования, направленные на выявление связи между латеральным фенотипом и особенностями протекания тех или иных психических функций, их уровнем развития [1, 3, 6, 9]. Результаты исследования, в которых проводился сравнительный анализ психических процессов (речи, мышления) в отдельных возрастных группах у правшей и левшей [1, 2, 4, 10], позволили установить, что доминирование одного из полушарий в когнитивных функциях в определенной степени связано с периферическими — сенсомоторными асимметриями. Регуляция речевой функции рассматривается преимущественно связанной с функционированием левого полушария, и явление праворукости считается сопряженным с доминированием левого полушария по речи. Было уставлено, что праворукие и «левши» решают интеллектуальные и мнестические задачи различными способами. По данным ряда исследований наибольшие показатели вербального творческого мышления обнаружены у лиц с доминирующей левой рукой [5, 9, 10]. При этом больше всего значимых различий в каждом из факторов вербальной креативности демонстрирует вариант индивидуального профиля сенсомоторной асимметрии, в котором больше левосторонних сенсомоторных признаков. Одновременно не было обнаружено значимых различий в показателях гибкости, беглости, оригинальности и степени выраженности вербальной креативности для амбидекстров и праворуких [10]. Были выполнены исследования когнитивных функций в зависимости от мануальной асимметрии, которые показали, что у лиц с доминированием левой руки чаще обнаруживается художественный тип мышления, по сравнению с праворукими. Согласно этому подходу индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией — более продуктивен творчески. Однако существуют работы в которых не подтверждается предположение о корреляции правополушарной стратегии и склонности к творческой деятельности [5].

Современные эмпирические исследования свидетельствуют, что решение творческих задач обеспечивается совместной деятельностью обоих гемисфер при доминирующей активности в задних отделах правого полушария. Большинство исследователей подчеркивает важность лобных и височных областей мозга в осуществлении процессов творческого мышления, причем правое полушарие играет особую роль в процессах творчества [4]. Согласно другой точке зрения, творчество — постоянное состояние мозга, приводящее к формированию особого креативного личностного типа, либо это результат «выключения» левого полушария и изолированной активности правого [5]. В исследованиях М. Г. Старченко с использованием ПЭТ были выявлены зоны мозга в правом полушарии, обеспечивающие сложные виды творческой деятельности в сравнении с простым, активность которых коррелирует с психологическими показателями креативности — беглостью, гибкостью и оригинальностью мышления. Кроме того были обнаружены зоны мозга локализованные преимущественно в левом полушарии, участвующие в обеспечении творческого типа деятельности в сравнении с нетворческой [5].

В последнее время возрос интерес к изучению показателей межполушарной асимметрии в их связи с возрастными особенностями протекания различных психических процессов [1, 7, 8]. Известно, что в дошкольном детстве решение проблемных ситуаций происходит интуитивно, при этом существенную роль играют практическое и наглядно-образное мышление, непосредственно связанные с чувственной опорой. Решение проблемы в словесном плане, с опорой на строгие логические рассуждения, закономерности, в данном возрасте недоступно. Развитие словесно-логического мышления происходит в школьном периоде, при этом, часто под влиянием современной западной системы образования, с доминированием формально-логического анализа, оно идет в ущерб образному мышлению. По мнению ряда авторов [7, 8], такая динамика развития мышления связана с особенностями возрастных изменений межполушарного взаимодействия и специализацией больших полушарий, которая у каждого ребенка происходит с разной скоростью. В целом ряде исследований выявлено, что созревание правого полушария совершается более быстрыми темпами, поэтому в первые годы жизни в обеспечении психической деятельности доминирует преимущественно правое полушарие, которое характеризуется эмоционально-образным, интуитивным, ассоциативным типом мышления. Сдвиг асимметрии в сторону относительного преобладания левого полушария начинается только в школьном детстве с 10-летнего возраста, и становится особенно выраженным к концу подросткового периода. С нарастанием активности именно левого полушария появляется система сложных понятий, рационально-логического типа мышления, умения считать и писать [8].

В связи с вышесказанным, при выборе возрастных групп для исследования целесообразно проводить изучение в трех возрастных группах — дошкольники (3–6 (7) лет), младшие школьники (7–10 лет) и подростки (11–15 лет). Выбор данных возрастных групп обусловлен с одной стороны подходом к возрастному становлению межполушарной асимметрии мозга, а с другой стороны особенностями развития мышления на разных возрастных этапах. Известно, что дошкольный период является сенситивным для развития воображения, являющегося основой творческого мышления. Это, в определенной степени, связано с более быстрыми темпами созревания правого полушария в онтогенезе, и его доминированием в регуляции психических функций в данном возрасте. В то же время младший школьный возраст сенситивен к дифференциации разных направлений интеллектуального развития. Возможно, это связано с особенностями становления межполушарной асимметрии в данный возрастной период, когда активно начинают развиваться нейронные связи в левом полушарии, и гетерохронностью специализации гемисфер. Прогрессирующее становление конвергентного (логического) мышления и регресс дивергентного (творческого) происходит в подростковом возрасте, что также может быть объяснено с позиции теории функциональной асимметрии мозга, согласно, которой в конце подросткового возраста завершается функциональная специализация полушарий с доминированием одного — преимущественно левого. Это связано не только с биологическими особенностями специализации полушарий, но и с культурными традициями, социальными влияниями, обучением, ориентированным на развитие логического — левополушарного мышления.

Таким образом, функциональную асимметрию мозга можно рассматривать как нейрофизиологическую детерминанту, определяющую индивидуально-типологические различия в протекании физиологических и психических функций, в том числе творческого мышления.

Список литературы Творческое мышление детей с различными латеральными фенотипами

  • Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 240 с.
  • Белозерова Л.А., Сафукова Н.Н. Уровень развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с разным типом профиля сенсомоторной асимметрии//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.
  • Забегалина С.В. Специфика обработки информации в процессе интуитивного мышления и прогнозирования//Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4. С. 123-128.
  • Каразаева А.Ю. Особенности межполушарного взаимодействия при образной и вербальной креативности в группах абсолютных правшей и левшей//МНКО. 2010. № 3. С. 149-150.
  • Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностей творческой личности//Фундаментальные исследования. 2014. № 6-2. С.369-374.
  • Кураев Г. А., Пожарская Е. Н., Глумов А. Г. Межполушарное распределение функций//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 1996. № 2. С. 56-63.
  • Мешкова Т. А. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека//Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 144151.
  • Поляков В.М., Колесникова Л.И. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов)//Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2006. № 5. С.322-331.
  • Ротенберг В. С. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез//Руководства по Функциональной Межполушарной Асимметрии. Москва. URL: http://www.rjews.net/v_rotenberg/glava6.html#.Ucfo0jvjfPY. (дата обращения: 30.01.2015).
  • Серпионова Е.И. Психофизиологические детерминанты вербальной креативности старшеклассников//Известия ВолгГТУ. 2008. № 5. С. 87-95.
Еще
Статья научная