Творчество А. Ю. Сегеня в контексте дискуссий о методе духовного реализма (на материале публицистики)

Автор: Казанцева Ирина Александровна

Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология @philology-tversu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринимается попытка на материале публицистики А. Ю. Сегеня выявить специфику духовного реализма современного писателя. Автор полагает, что этический смысл исторических событий, нравственная доминанта, определённая миропониманием художника, объясняет взаимодействие факта и вымысла в творчестве и является основанием для типологизации явлений реализма.

Духовный реализм, художественные средства, историзм, публицистика

Короткий адрес: https://sciup.org/146278399

IDR: 146278399

Текст научной статьи Творчество А. Ю. Сегеня в контексте дискуссий о методе духовного реализма (на материале публицистики)

А. Ю. Сегень сегодня известен как яркий православный публицист, много внимания уделяющий проблемам сохранения истории, культуры, мировоззренческим вопросам, значимым для укрепления нравственных оснований общества. Не менее интересны его публицистические произведения.

Статья М. Кучерской, посвящённая первым публикациям А. Ю. Сегеня, имеет симптоматичное заглавие «В поисках реальности» [6]. В. Бондаренко [3] отнес творчество А. Сегеня к первой волне неореализма, наследующего художественную практику традиционалистов, ярко заявивших о себе в 60–80-е гг. ХХ в. Подобное наблюдение справедливо в отношении к этической составляющей не только художественного творчества современного автора, но и публицистики.

Сегодня мы имеем возможность оценить широкий диапазон тем художника, хотя исследователи преимущественно сосредотачивают своё внимание на романе «Поп» и сценарии фильма по данному произведению. Для него значима актуализация прошлого, рассмотренного с учётом принципа историзма, и достоверность художественного осмысления фактов. Сильные стороны проявляются в жанре исторического повествования и в публицистике. Именно в ней запечатлены те основания метода, которые могут стать инструментарием для анализа явлений реализма в современной литературе. Авторское определение «героический» указывает на традицию, тематику и мотивную структуру. Качества творчества А. Ю. Сегеня определяются его лёгким стилем, своеобразие которого раскрывается в глубине подтекста, увлекательности интриги, подчинённой при этом этической доминанте. Научно разработанная А. М. Любомудровым концепция метода духовного реализма [8] охватывает подобные явления в современной литературе. В значительном пласте сегодняшней словесности на религиозные темы, рассматриваемом литературоведами, вопрос о видовой дифференциации и критериях реализма остаётся дискуссионным [5]. Творчество А.Ю. Сегеня иллюстрирует наиболее полемичные аспекты проблемы.

Первым условием для разграничения видов реализма, когда мы рассматриваем светскую литературу на религиозные темы, становится выбор событий для художественного воплощения и основание для их оценки. Сегодняшнее творчество А. Ю. Сегеня сближает с ранними его опытами объект изображения: близкое и хорошо изученное. Сфера научных интересов писателя, включающая изучение исторических взглядов Н. М. Карамзина, отечественную и зарубежную историю – ближайшую и далёкую, постепенно стала предметом живого увлечённого познания и воплощения. Жанр биографического, исторического повествования накладывает на автора определённые ограничения, чётко сформулированные в его публицистике [2; 4]. Визуализация современной культуры, преобладание людей экрана обострённо ставит перед писателем и публицистом такие эстетические задачи, реализация которых должна удержать внимание публики. В подобной ситуации для реалиста на первый план выходит сохранение баланса между игровыми приёмами и этической заострённостью, составляющей основу традиционной русской литературы.

В публицистике А. Ю. Сегеня, как и в его художественном творчестве, огромная роль отведена отечественной истории. Интересны переклички романа «Державный», посвященного эпохе Ивана III, и публицистических работ, где в открытом авторском слове дана оценка качества и уровня искусства, развитие которого стало возможно благодаря мудрой воле «державного». «Гимн Евангелию» [16] ферапонтовских росписей стал следствием победы Ивана III с соратниками над ересью. Публицист акцентирует внимание в далёком и близком прошлом на нравственном значении истории. Это древнерусский подход, осмысленный в работе Д.С. Лихачёва, посвящённой Л.Н. Толстому [7] и осуществлённый в духовном реализме И.С. Шмелёва (полемика о значении преподобного Сергия Радонежского в «Куликовом поле»).

Нравственный смысл истории – предмет осмысления в публицистике А. Ю. Сегеня, историзм исследователя сочетается с инструментом художника. Так, оценивая Бородинское сражение [14] с точки зрения критериев военной победы XIX в. и её значимости в формировании сознания народа, А. Ю. Сегень именно нравственный смысл события считает основанием для квалификации этого факта. Он служит тем ориентиром, который возвращает источнику и документальной основе заслуженное место в литературе. События отечественной истории не раз подтверждали, что художественная правда, помогающая преодолеть отчаяние, не противоречила объективным фактам.

Так, в жанре сценария художественного фильма о Псковской миссии была воплощена правда о тех священниках, которые ощутили себя частью единой страны, вставшей на защиту Отечества, и часто ценой собственной жизни реализовывали послание митрополита Сергия (Страгородского) 22 июня 1941 года: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге перед родиной и верой и выходили победителями» [11]. Фильм получил Патриаршую премию в области кинематографа и вызвал неоднозначную оценку кинокритиков и зрителей. Художественная правда в вариантах романа «Поп» и киносценарии, написанном А.Ю. Сегенем, не расходится с исторической. Данная проблема оказалась в фокусе внимания учёных и общественности [1; 9]. Смещение акцентов, выразившееся в изменении первоначального замысла, осуществляет право художника на отбор фактов, необходимых для представления «низовой» истории, воплощённой не в деятельности руководителей миссии, а в служении её рядовых членов. Выбор главного героя, несовпадение судеб основных прототипов и персонажей, воплощающих образы о. Александра (Ионина) и Фрайгаузена, полное исключение из фильма линии Сталина, новые ре- дакции произведения выявляют принципиальную значимость для духовного реализма А. Ю. Сегеня верность исторической правде. Обнаруженные уже после первой публикации факты об убийстве митрополита Сергия (Воскресенского) привели к изменениям в последующих редакциях «Попа». Документальным подтверждением справедливости версии сценариста А. Ю. Сегеня и режиссёра фильма В. И. Хотиненко, выбравших преданных вере и Отечеству членов Псковской миссии, стали примеры взаимодействия церкви и государства в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Факты, логически вытекающие из Послания митрополита Сергия (Страгородского), обнаруживаются в судьбах разных деятелей русской православной церкви. Например, эпизод с отказом отпевать полицаев, после которого часть из них перешла к партизанам, по словам А. Ю. Сегеня, был взят из книги С. Куличкина «Вставай, страна огромная!» [10].

Примеры, ставшие предметом осмысления в православной публицистике А. Ю. Сегеня, воссоздают целостный образ истории, в символических событиях которой раскрывается Божий Промысел. Согласие вечного и временного, реализация высокого смысла служения Отечеству, вылившемуся в создание танковой колонны «Дмитрий Донской», созданной на пожертвования священников и мирян, стала следствием их деятельного отклика на Послание митрополита Сергия (Страгород-ского) 1942 года, приведённого в статье публициста полностью [13].

В сценариях, биографических повествованиях, публицистике, исторической прозе разных лет А. Ю. Сегеня прослеживаются единые основания реализма, общий взгляд на отечественную историю. Когда писатель обращается к судьбам патриарха Алексия I, митрополита Московского и Коломенского Филарета, патриарха Алексия II, написанных для серии книг «ЖЗЛ», скрупулёзная работа с архивными документами, фольклорными источниками и с научной оценкой сегодняшних историков не довлеет над художником, а даёт ему твёрдые основания для целостного взгляда на прошлое и настоящее. Это помогает избежать авторского произвола, который может привести к огромному разбросу в диапазоне оценок прошлого даже при высоком целеполагании.

Таким образом, определяя соотношение правды и вымысла в художественном произведении, трактуя специфику духовного реализма в современной литературе, справедливо будет исходить из нравственного смысла оценки события, воспитательного значения. При этом, как показывает творчество А. Ю. Сегеня, не требуется жертвовать занимательностью и стилевым изяществом. Справедливо возражая против бессмысленного тиражирования произведений псевдорелигиозной тематики в любом виде искусства [10], писатель, безусловно, верен в своём методе базовой установке, определённой в статьях [12; 15]. Не всегда очевидный факт для исследователей разных направлений современного литературоведения становится объективным свидетельством истории, которая удивляет нас многочисленными символическими датами и событиями, ставшими объектом осмысления в духовном реализме. Вопросы мировоззрения в отношении к культурообразующей религии, являющиеся ядром публицистики А. Ю. Сегеня [17], позволяют сформулировать ясные основания художественного метода и могут стать критериями для типологизации явлений реализма.

Tver State University

Об авторe:

КАЗАНЦЕВА Ирина Александровна – доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Тверского государственного университета (171100, Тверь, ул. Желябова, 33), e-mail: irina10768@ mail.ru.

About the author:

Список литературы Творчество А. Ю. Сегеня в контексте дискуссий о методе духовного реализма (на материале публицистики)

  • Архангельская А. А. Измерения человеческого в человеке в романе А. Сегеня «Поп»//Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. Филология и искусствоведение. 2011. № 12. С. 244-249.
  • Басинский П. А. Сегень. Похоронный марш. Коротко о книгах//Новый мир.1989. № 9. С. 269.
  • Бондаренко В. Новый реализм //Завтра. 2003. № 34. URL: http://Zavtra.ru/blogs/2003-08-2071. (Дата обращения: 11.12.2017.)
  • Ганичев В. Державный//Наш современник. 1997. № 12. С. 281-284.
  • Казанцева И. А. Неореализм в современной русской прозе//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2017. № 1. С. 45-49.
  • Кучерская М. В поисках реальности//Литературная учёба. 1991. № 5. С. 62-66.
  • Лихачёв Д. С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы//Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 т. Т. 3. Л.: Худож. лит., 1987. С. 298-321.
  • Любомудров А. М. Духовный реализм в прозе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелёв. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 272 с.
  • Моторин А. А. Исторические свидетельства и художественная правда о Великой Отечественной войне в романе А. Сегеня «Поп» и его экранизации режиссёром В. Хотиненко//Вестник Новгородского гос. университета. 2016. № 94. С. 90-93.
  • «Не надо снимать много православного кино»: интервью Е. Ямпольской с А. Сегенем //Известия. URL: https://iz.ru/news/360092. (Дата обращения: 2.11.2017.)
  • Послание митрополита Сергия (Страгородского) //Седмицы.RU. URL: http://sedmitza.ru/text/1136739.html. (Дата обращения:16.11.2017.)
  • Сегень А. Ю. Аристократ духа. О прозе А. А. Кузнецова//Наш современник.2011. № 2. С. 218-220.
  • Сегень А. Ю. Вечный бой Дмитрия Донского //Русский Дом. URL: https://russdom.ru/?q=node/1791. (Дата обращения: 10.09.2017.)
  • Сегень А. Ю. «Война священная…»//Москва. 2012. № 9. С. 3-18.
  • Сегень А. Ю. «И сила несметна, а правда бессмертна…»//Наш современник. 2007. № 11. С. 271-275.
  • Сегень А. Ю. «Началохудожник» Дионисий //Наш совремсенник. URL: https://nash-sovremennik.ru/main.php?m=num_i&y=2002&n=12. (Дата обращения: 10.09.2017.)
  • Сегень А. Ю. Учись умирать //Русский Дом. URL: https://russdom.ru/?q=node/2826. (Дата обращения: 10.09.2017.)
Еще
Статья научная