Убить змею - душеспасительное ли дело?
Автор: Козлова Наталья Константиновна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Фольклористика
Статья в выпуске: S10, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются восточнославянские, тюркские и бурятские современные полевые материалы, а также фольклорно-этнографические публикации конца XIX - начала XX столетий о змеях-рептилиях у разных народов, в частности восточнославянских. Их представления о змеях во многом сохранили крупицы ранних мифологических представлений и в то же время отразили кардинальные изменения в «змеиной мифологии» с переходом народного сознания от язычества к одной из монотеистических религиозных систем. Особенно ярко это проявилось в народных «инструкциях» о том, как человеку следует вести себя при встрече со змеей. После принятия христианства мифологический Змей стал главным воплощением зла (дьявола), что породило и отношение к его земным ипостасям - рептилиям, уничтожение которых было провозглашено богоугодным делом. Зато буряты сохранили до наших дней самое уважительное и почтительное отношение к змеям, которое некогда было присуще славянскому и, видимо, тюркскому языческому сознанию.
Народные верования, "змеиная" мифология, язычество, христианство, змеи-рептилии, восточные славяне, татары, буряты, уничтожение змей, грех, богоугодное дело, эволюция
Короткий адрес: https://sciup.org/148183151
IDR: 148183151
Список литературы Убить змею - душеспасительное ли дело?
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. -М., 1994. -Т. 2.
- Балов А. К. Очерки Пошехонья//Этнографическое обозрение. -1901. -№ 4. -С. 81-134.
- Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Этнографический очерк А. Е. Богдановича. -Гродно, 1895.
- Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. -М., 1997.
- Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. -СПб., 1880.
- Державин Н. С. Очерки быта южнорусских болгар//Этнографическое обозрение. -1898. -№ 3. -С. 113-125.
- Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость. -СПб., 1905.
- Заварицкий Г. К. Из легенд и поверий Саратовского Поволжья о змеях//Этнографическое обозрение. -1915. -№ 3-4. -С. 76-87.
- Завойко Г. К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии//Этнографическое обозрение. -1914. -№ 3-4. -С. 81-187.
- Козлова Н. К. Восточнославянские мифологические рассказы о змеях. Систематика. Исследование. Тексты. -Омск, 2006.
- Козлова Н. К. Народная несказочная проза русско-бурятского села (к вопросу о взаимоотношении традиций)//Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века: материалы V междунар. науч. симпозиума: в 2 т. -Улан-Удэ, 2005. -Т. 1. -С. 175-180.
- Личный архив Н. К. Козловой.
- Личный архив Р. Ф. Уразалеева.
- Логиновский К. Д. Материалы к этнографии забайкальских казаков//Зап. о-ва изучения Амурского края Владивосток. отд-ния Приамур. отд. Имп. Рус. географ. о-ва. -Т. IX, вып. 1. 1903. -Владивосток, 1904. -С. 1-101.
- Материалы для этнографического изучения Харьковской губернии. Гл. 1. Старобельский у.//Харьковский сборник. -Харьков, 1894. -Вып. 8. -С. 27-319.
- Мошков В. А. Гагаузы Бендерского уезда. VIII. Верования//Этнографическое обозрение. -1901. -№ 4. -С. 1-80.
- Никифоровский Н. Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. Собраны в Витебской Белоруссии. -Витебск, 1897.
- По заветам старины. Мифологические сказания, заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев Литвы/изд. подг. Ю. А. Новиков. -СПб., 2005.
- Романов Е. Р. Белорусский сборник. -Киев, 1885. -Т.1, вып. 2.
- Романов Е. Р. Материалы по этнографии Гродненской губернии. -Вильна, 1911.
- Фольклорный архив Омского государственного педагогического университета.
- Шейковский К. Быт подолян, издаваемый К. Шейковским. -Киев, 1860. -Ч. 1, вып. 2.
- Яковлев Г. Пословицы, поговорки, крылатые слова и поверья, собранные в слободе Сагунах Острожского уезда. Зап. Г. Яковлевым//Живая старина. -1905. -Вып. 1-2. -С. 141-180.