Участие кубанцев в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф в СССР (вторая половина ХХ в.)
Автор: Бондаренко Владимир Игоревич
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 3, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье рассказывается об участии представителей Краснодарского края в работах по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф в СССР в Ташкенте, Дагестане, Армении, а также последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Природные и техногенные катастрофы, землетрясения, аварии, ликвидация последствий, помощь, краснодарский край, история кубани
Короткий адрес: https://sciup.org/14940554
IDR: 14940554
Текст научной статьи Участие кубанцев в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф в СССР (вторая половина ХХ в.)
Во второй половине ХХ в. в Советском Союзе произошел ряд стихийных бедствий, технологических аварий, которые, без тени сомнения, можно отнести к разряду катастроф. В этот список входят землетрясения в Узбекской ССР 1966 г., Дагестанской АССР 1970 г., Армянской ССР 1988 г., авария на Чернобыльской АЭС 1986 г. Ликвидация последствий этих катастроф - масштабная, героико-трагическая эпопея с многочисленными примерами мужества и отваги, сострадания, соучастия и милосердия. Восстановительные работы в зоне бедствия имели всесоюзное значение, а помощь пострадавшим районам оказывали все уголки Советского Союза.
Свой достойный вклад в ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф внес и Краснодарский край. Кубанцы постоянно были в числе первых, кто откликался на беду. Помощь края всегда была многогранной и широкомасштабной: это и сбор гуманитарной помощи, денежных средств, размещение на кубанской земле жителей пострадавших регионов. Однако главным является тот факт, что всегда представители Кубани принимали активное участие в работах непосредственно в зоне бедствия.
Уже 4 мая 1966 г., спустя неделю после землетрясения, в г. Ташкент прибыли сотрудники Краснодарского управления строительства [1]. Отметим, что приезд кубанской делегации был встречен ташкентцами с большой радостью [2]. Целью пребывания посланцев Кубани в столице Узбекистана являлось определение места для строительства силами края 60-квартирного жилого дома, который по решению Краснодарского крайкома КПСС и крайисполкома был подарен ташкентцам [3]. Во второй половине мая 1966 г. из Краснодара в Ташкент был отправлен строительно-монтажный поезд, проработавший в Узбекской ССР до 1970 г. За это время здесь успели потрудиться более 2 тыс. кубанских строителей, которые возвели жилые дома общей площадью 17 тыс. м2, а также объекты социально-бытового назначения [4]. Многие из посланцев Краснодарского края за свой ударный и добросовестный труд по восстановлению Ташкента были награждены правительственными наградами и почетными грамотами.
Не осталась в стороне от беды и молодежь Кубани. По решению Краснодарского крайкома ВЛКСМ в 1966 г. 150 кубанских юношей и девушек уехали восстанавливать столицу Узбекистана [5].
Одновременно с оказанием помощи Ташкенту Краснодарский край помогал Дагестанской АССР, пострадавшей от землетрясения в апреле 1966 г. В Дагестан отправились кубанские специалисты. Согласно архивным документам, наибольшую активность посланцы Кубани проявили в оказании помощи г. Белиджи Дагестанской АССР [6].
-
14 мая 1970 г. в Дагестане снова произошло землетрясение, которое носило более разрушительный характер. В качестве помощи Дагестанской АССР по решению руководства Краснодарского края силами строительных организаций Кубани в г. Махачкале был построен 90-квартирный жилой дом [7]. Всего же кубанские строители в столице Дагестана сдали в эксплуатацию 3 тыс. м2 жилой площади [8].
Краснодарский край оказал помощь и Буйнакску. Это стало серьезным испытанием для Краснодарского управления промышленного строительства. В производственном объединении «Краснодарпромстрой» в составе треста № 14 в июле 1970 г. организован строительно-монтажный поезд, который и был направлен в зону бедствия [9]. За три года кубанцы должны были построить школу на 1280 мест, две школы по 1176 мест, столовую на 150 мест, три 60-квартирных жилых дома, один 56-квартирный жилой дом, сборнощитовые общежития, здание городского комитета КПСС, дом быта, очистные сооружения, семь 70-квартирных крупнопанельных жилых дома, два детских сада по 140 мест, агрегатный завод [10].
Следует сказать, что строительные работы в Буйнакске шли довольно тяжело. В связи с перегруженностью объединения «Краснодарпромстрой» объемами работ на 1972 г. и последующие годы, а также неудовлетворительным руководством СМП из-за территориальной отдаленности было решено передать управление поездом с 1 января 1972 г. тресту «Ставропольхимстрой», которому и поручили закончить строительство [11]. Несмотря на многочисленные трудности, кубанские строители вместе представителями других регионов СССР все же построили в Буйнакске целый микрорайон, получивший символическое название «Дружба».
Свой вклад жители Краснодарского края внесли и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В издании «Чернобыль. Долг и мужество» говорится, что «более 40 тыс. кубанцев приняли участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы» [12, с. 15]. В категорию «кубанцев» здесь входят как уроженцы Краснодарского края, так и жители Кубани, призванные по линии министерства обороны, а также отправленные в служебные командировки в район ЧАЭС. Однако стоит отметить, что никакого подтверждения достоверности этой цифры не найдено.
На наш взгляд, в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС участвовало около 10–11 тыс. жителей Краснодарского края, которые были отправлены в Чернобыль непосредственно с Кубани. Только с мая 1986 г. по 1990 г. военкоматами края было призвано и направлено на ликвидацию последствий аварии 8980 кубанских резервистов [13]. К этому числу стоит добавить солдат срочной службы и специалистов кубанских научных организаций и предприятий, которые также были отправлены в район ЧАЭС.
Первый массовый призыв кубанцев в Чернобыль был произведен военными комиссариатами края в ночь с 14 на 15 мая 1986 г. в течение нескольких часов. За это короткое время под предлогом участия в военных сборах было призвано свыше тысячи кубанских резервистов. В станице Динской из собранных мужчин был укомплектован Краснодарский полк ГО (в/ч 47049), который с 15 мая 1986 г. по 24 октября 1988 г. участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на территории Украины [14, с. 25].
Из еще одной группы кубанцев был сформирован отряд и присоединен к в/ч 61666, которая также отправилась в район ЧАЭС. Здесь были собраны представители городов Армавир, Кропоткин, районов края Новокубанского, Успенского и других [15]. Кубанцы участвовали в ЛПА на ЧАЭС и в составе других подразделений министерства обороны.
В служебные командировки для участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС выезжали сотрудники многих кубанских предприятий, строительных организаций, НИИ.
Жители Краснодарского края, среди которых труженики предприятий и колхозов, представители научных коллективов, строители, кадровые военные и резервисты, были в числе тех, кто лопатами убирал радиоактивный графит, разгружал и доставлял материалы на ЧАЭС, строил объект «Укрытие» и новые села, проводил дезактивацию помещений станции и населенных пунктов. Многие из них за свою ответственную, а порой и опасную работу награждены почетными грамотами, орденами и медалями, а один из уроженцев Краснодарского края - генерал-полковник В.К. Пикалов указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.12.1986 за «мужество и самоотверженный труд, проявленные при ликвидации аварии на ЧАЭС и устранении ее последствий» был удостоен высокого звания Героя Советского Союза [16].
Краснодарский край принял активное участие в спасательных и восстановительных работах в Армянской ССР, серьезно пострадавшей от Спитакского землетрясения 7 декабря 1988 г. Спустя 10 дней после трагедии в зоне бедствия уже трудилось свыше 2,5 тыс. кубанских специалистов [17, с. 2]. К сентябрю из народного хозяйства края в Армению для ликвидации последствий землетрясения было направлено свыше 6 тыс. чел. [18].
В ночь с 7 на 8 декабря из аэропорта Краснодара спецрейсом в Ереван было отправлено 34 врача и медсестры столицы Кубани [19]. Группу возглавил врач-травматолог Краевой клинической больницы П.А. Голубцов, который за свою работу в Армянской ССР был награжден медалью «За трудовое отличие» [20]. Краснодарские медики оказали медицинскую помощь сотням жителей Армении в Эчмиадзинской центральной больнице [21]. В зоне бедствия также работали врачи и из других районов края.
-
9 декабря 1988 г. в Армянскую ССР из краевого центра был отправлен сводный строительный отряд Краснодарского крайисполкома в количестве 302 чел. со 102 единицами техники под руководством Ю.Г. Палия [22]. Кубанцы прибыли в Кировакан 11 декабря 1988 г. и сразу включились в аварийно-спасательные работы [23]. Данный отряд, получивший название «Спецстроймеханизация», с 11 декабря 1988 г. по 25 января 1989 г. «обеспечил проведение значительного объема работ при двух- и трехсменном режиме по восстановлению промышленных предприятий и объектов жизнеобеспечения г. Кировака-на, Спитака, Степанавана и Гугарского района» [24]. Кубанские специалисты этого подразделения за свой напряженный и добросовестный труд были удостоены многочисленных благодарностей от руководства Армянской ССР, а некоторые из них - правительственных наград. Руководитель отряда - Ю.Г. Палий в 1989 г. был награжден орденом Дружбы народов [25].
-
11 декабря 1988 г. в поселок Ширакамут Спитакского района прибыла механизированная колонна п/о «Краснодарагропромстрой» в составе 59 чел. под руководством зам. начальника объединения В.П. Рыбалко [26]. Отметим, что восстановление этого населенного пункта целиком выпало на долю агропромышленного комитета Краснодарского края [27]. К сожалению, из-за тяжелого экономического и политического положения в стране восстановительные работы здесь не были доведены до конца.
Еще один строительный отряд Краснодарского края в начале 1989 г. отправился в Ленинакан. С Кубани в этот город был направлен строительный поезд с техникой и 300 специалистами, которые должны были сдать здесь в эксплуатацию за два года несколько жилых домов общей площадью 9,5 тыс. м2 и две школы [28].
Не остались в стороне от беды и комсомольцы Кубани. Краснодарским крайкомом ВЛКСМ в зону бедствия было направлено несколько спасательных отрядов. Уже 10 декабря 1988 г. в пострадавших районах Армении трудились 240 посланцев комсомола Кубани [29].
Участие в восстановительных работах в Армянской ССР принял вновь собранный из кубанских резервистов Краснодарский полк ГО (в/ч 47049), который прибыл в разрушенный Спитак 12 декабря 1988 г. Кроме этого, в Армении работали летчики Краснодарского и Сочинского авиаотрядов, водители Краснодарского транспортного управления, представители кубанской милиции и другие специалисты.
Многие кубанцы, принявшие активное участие в спасательных и восстановительных работах в Армянской ССР, за свой самоотверженный и добросовестный труд в зоне бедствия были удостоены государственных наград. В 1989 г. с формулировкой «за мужество и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации последствий землетрясения в Армянской ССР» награжден 141 житель Краснодарского края, из которых орденами Трудового Красного Знамени – 3 чел., Дружбы народов – 21 чел., Почета – 29 чел., «За личное мужество» – 4 чел., Трудовой славы 3-й ст. – 1 чел., медалями «За трудовую доблесть» – 46 чел., «За трудовое отличие» – 37 чел. [30].
Подводя итоги, отметим, что Краснодарский край всегда оказывал всестороннюю помощь регионам СССР, пострадавшим от стихийных бедствий и технологических аварий. Кубанцы с заметным постоянством принимали участие в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф в зоне бедствия. За свой труд многие посланцы Краснодарского края были удостоены многочисленных благодарностей от партийных органов и руководства Советского Союза, пострадавших регионов, но главное, снискали уважение и сердечную признательность народов СССР.
Ссылки и примечания:
-
1. Новые кварталы на Чиланзаре // Правда Востока. 1966. 7 мая. С. 4.
-
2. ГАРФ. Ф. Р 5446. Оп. 100. Д. 267. Л. 6.
-
3. ГАКК. Ф. Р-1520. Оп. 2. Д. 347. Л. 58.
-
4. ГАКК. Ф. Р-1702. Оп. 2. Д. 3. Л.29.
-
5. Молодежь Кубани помогает Ташкенту // Комсомолец Кубани. 1966. 16 сент. С. 1.
-
6. ГАКК. Ф. Р-1520. Оп. 2. Д. 347. Л. 71,103.
-
7. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 16. Д. 33. Л.8.
-
8. ГАРФ. Ф. Р 5446. Оп. 104. Д. 281. Л. 27.
-
9. ГАКК Ф. Р-1520. Оп. 3. Д. 356. Л. 101.
-
10. ГАКК. Ф. Р-1520. Оп. 3. Д. 518. Л. 33
-
11. ГАКК Ф. Р-1520. Оп. 3. Д. 476. Л. 43.
-
12. Цит. по: Дьяченко А.А., Жуков Г.А. Герой Советского Союза генерал-полковник Владимир Карпович Пикалов // Чернобыль. Долг и мужество / под ред. А.А. Дьяченко. М., 2001. Т. 2.
-
13. Адерехин А. Чернобыль и Кубань // Комсомолец Кубани. 1990. 7 января. С. 2.
-
14. Подвиг кубанцев-чернобыльцев / сост. В.П. Неподоба. Краснодар, 1996.
-
15. Казанцев А. Символ мужества и братства // Блокнот агитатора. 1986. № 17. С. 22–28.
-
16. Герои Чернобыля // Правда. 1986. 25 декабря. С. 1.
-
17. Отчет о работе Краснодарского крайкома КПСС за период с января 1986 г. по декабрь 1988 г. // Политический собеседник. 1989. № 1.
-
18. ГАКК. Ф. Р-687. Оп. 7. Д. 3867. Л. 106.
-
19. ГАКК Ф. Р-1393. Оп. 8. Д. 1934. Л. 234–235.
-
20. ГАКК. Ф. Р-687. Оп. 4. Д. 2195. Л. 129.
-
21. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 31. Д. 547. Л. 2.
-
22. ГАКК. Ф. Р-345. Оп. 2. Д. 1679. Л. 54.
-
23. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 31. Д. 547. Л. 3.
-
24. ГАКК. Ф. Р-687. Оп. 7. Д. 3910. Л.31.
-
25. ГАКК. Ф. Р-687. Оп. 4. Д. 2195. Л.304.
-
26. ГАКК. Ф. Р-1826. Оп. 3. Д. 176. Л.35.
-
27. РГАЭ. Ф. 650. Оп. 1. Д. 3885. Л. 22.
-
28. ГАКК. Ф. Р-1520. Оп. 5. Д. 70. Л. 18–25.
-
29. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 166. Д. 117. Л. 14.
-
30. Посчитано по: ГАКК. Ф. Р-687. Оп. 4. Д. 2195.