Участие кубанцев в русско-японской войне

Автор: Ретивова М.А., Гусарова Е.А., Микаэлян А.С.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 12 (40), 2019 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена теме Русско-Японской войны. В этой статье повествуется о том, как Кубанцы участвовали в данной войне. Так же рассматриваются знаменательные даты, роль тех или иных людей в ней и ее итоги.

Война, кубань, Россия, япония, жертвы, победа

Короткий адрес: https://sciup.org/140285498

IDR: 140285498

Текст научной статьи Участие кубанцев в русско-японской войне

100 лет назад стартовала русско-японская война. Обе стороны были нацелены    расширить    и закрепить сферы собственного воздействия в

Манчжурии и в Корее. Не обращая внимания на то, что Правительство Русского Союза готовилось к данной войне, но, как это случалось всякий раз, к началу ее Россия оказалась не готова.

Япония, которая была лучше подготовлена, прервала деловые отношения с Россией и в ночь 26-го января 1904 г. без объявления войны силами 10 миноносцев атаковала русскую эскадру на рейде Порт-Артура.

Наша Артурская эскадра была подорвана минной атакой Японцев, вследствие чего потеряла 2 лучших броненосца и один крейсер.

27 января на рейде Chemulko приняли неравный бой и погибли от превосходствующих японских сил легендарные крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

С первого же дня Войны японцы добились власти на море и это стало тактическим преимуществом их на суше.

Русская армия, лишенная побуждения, под командованием генерала Куропаткина терпела поражение в Манчжурии.

Плохо складывалась оборона крепости Порт-Артур, где генералы Стессель и Смирнов – начальник укрепленного района и комендант крепости из-за личной неприязни игнорировали друг друга.

Наилучшим в защите Порт-Артура был генерал Роман Исидорович Кондратенко. Он был в это необходимое время единым связывающим звеном меж сухопутными и мореплавателями, «стесселевцами» и «смирновцами», идентично ценившими и уважавшими его прямоту, твердость духа, великодушие и волю к победе. Иной герой Порт-Артура – наш земляк выходец из кубанских казаков генерал Белый Василий Федорович,    благополучно управлял    артиллерией прочности, от пламени которой японские войска несли большие потери. Принимали участие в той дальней войне и кубанские казаки.

Наказные атаманы Кубанского и Терского казачьего войск 23 октября получили веление военнослужащего министерства о переводе на военного м инистерство по два первоочередных казачьих полка с целью формирования сводной Кавказской казачьей дивизии. Приказано было еще образовать Кавказский казачий артиллерийский дивизион. К началу декабря 1904 г. Кавказская казачья дивизия была сформирована. В ее состав от Кубанского казачьего войска входили первый Екатеринодарский казачий полк и первый Уманский казачий полк, которыми в соответствии с этим командовали полковник Непокупный А. и полковник Акулов В.

24 ноября 1904 г. десятый Кубанский пластунский батальон, располагавшийся в ст. Кавказская, получил приказ о мобилизации и развертывании его во вторую Кубанскую пластунскую бригаду. В течение месяца под руководством генерала М.В. Мартынова бригада кубанских пластунов в составе шести батальонов была сформирована.

25 февраля 1905 г. состоялся смотр сформированных казачьих соединений и на грядущий денек стартовала их погрузка в эшелоны для следования в Манчжурию. Всего Кубанское казачье армия выставило в этап русско-японской войны 8574 человека, в что количестве 6142 конных казака, 2132 – пеших казака и 300 казаков в артиллерию.

Так через несколько дней после начала войны, по решению местной общины сестер милосердия Красного Креста в Екатеринодаре стала формироваться группа сестер и врачей для отправки на фронт.

На Дальнем Востоке они работали в госпитале на плавучей барже «Кубанская область», а потом – в г. Харбине в лазарете на 200 коек.

Среди екатеринодарцев вызвались добровольцами популярный хирург И.Л. Меерович и доктор И.Д. Скочко, семь мед. сестер, четырнадцать санитаров и одна сиделка. Кубанские патриоты – врачи спасли жизнь почти всем раненым воякам.

В эту тяжелую годину Родины находилось немало добровольцев. Среди многочисленных казаков, просившихся на фронт, были: И.И. Воеводин из станицы Баталпашинской, он обратился лично в письме с просьбой к военному министру – обосновывал свое желание «послужить дорогому Отечеству и сложить голову за честь и благо матушки России, если это нужно будет в критическую минуту», отставной урядник Фастовец из станицы Тихорецкой.

Высокий патриотизм проявили и народы Северного Кавказа. Так, 16 карачаевцев из селения Ukulan обратились с просьбой отправить их на фронт. Со второй половины марта по всем сельским обществам Северного Кавказа началась запись добровольцев.

По прибытии кубанских казаков на Дальний Восток в апреле 1905 г. они практически незамедлительно же обрели боевое крещение. Принимали участие в поединках у Sandepu, в 500 километровом рейде по японским тылам в Honghe, Nanzhou, Yingkou, в поединках у деревни Sumanu, в рейде по японским тылам в регионе на Xicheng и Dantuko, отличились в рейде на Fakumin, в нападению врага у деревни Donsyazoy.

31 мая 1905 г. пластуны в долине реки Qinghe, напали на офицерский разъезд противника и многих из них перебили, а двоих взяли в плен.

Все 6 пластунских батальонов были пожалованы знаками отличия на папахах, очень многие из пластунов – Георгиевскими крестами.

Не считая того, казаки данных полков за смелость, проявленную в борьбе с противником были награждены медалями. В одном только Майкопском отделе было награждено 900 человек. Почти все возымели Георгиевские кресты третей и четвертой степеней.

Основная масса командиров корпусов и начальников дивизий и ничем себя не показали. Генерал Линевич – отважный офицер кавказских войн и усмиритель Пекина – не оказался выше ни командуя армией, ни что больше в роли Главнокомандующего, заменив на посту Куропатки.

Выручила Японию от проигрыша надвигающаяся революция, а России принесла неисчислимые мучения, стыд раннего мира, лишившего ее части и сторической земли и нанесшей неисправимый урон авторитету величавой державы.

Только через 40 лет в результате разгрома японского авторитаризма во второй мировой войне наша страна вернула Сахалин и Курильские острова.

Жертвы сторон в русско-японской войне были огромны. Россия потеряла около 270 тысяч человек, из них 50 тысяч убитыми, Япония при потерях 270 тысяч человек, имела 86 тысяч убитыми.

Список литературы Участие кубанцев в русско-японской войне

  • О.В. Агафонов. Казачьи войска Российской Империи. М. Калининград, В.П.Бардадым Ратная доблесть кубанцев. Краснодар.
  • А.А. Керсновский. История русской армии.
  • О.В. Матвеев. Слово о кубанском казачестве. С. Шептун. Из истории православной церкви на Кубани. "Советская Кубань", Краснодар.
  • Н. Смирнов. Слово о забайкальских казаках.
  • Г.Л. Воскобойников. Казачество в русско-японской войне.
Статья научная