Участие личности в обеспечении национальной безопасности как научная проблема
Автор: Липатов Олег Анатольевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Безопасность и общество
Статья в выпуске: 10, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается механизм участия личности в государственной политике по обеспечению национальной безопасности как научная проблема, требующая отдельного исследования. Предлагается принципиально иной взгляд на место личности в системе обеспечения национальной безопасности. Для выделения проблемы используется обзор парадигм личности в политике, категории политического участия и направленности личности. Затрагиваются правовая, психологическая, социологическая и политическая составляющие проблемы. При этом обосновывается необходимость и правомерность использования полидисциплинарного подхода в исследовании.
Личность, национальная безопасность государства, социум, парадигма, социальная общность, методология
Короткий адрес: https://sciup.org/170167227
IDR: 170167227
Текст научной статьи Участие личности в обеспечении национальной безопасности как научная проблема
Л ичность и государство в теории обеспечения национальной безопасности традиционно рассматриваются как объекты обеспечения безопасности. Однако существует необходимость рассмотреть личность не как один из объектов обеспечения безопасности, а как значимого субъекта этой деятельности.
Личность преимущественно является категорией и понятием, изучаемыми психологическими (как таковая), социальными (в системе общественных отношений) и педагогическими (субъект-объект воздействия) науками. В настоящее время одним из наиболее часто цитируемых является определение личности, данное Р.С. Немовым: личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [Немов 2003: 335]. Другое не менее часто встречающееся определение предлагается С.Л. Рубинштейном: личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [Рубинштейн 2002].
Рассматривая участие личности в обеспечении национальной безопасности как научную проблему, мы исходим из того, что научная проблема – это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, т.е. знание о незнании. Это вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения [Баскаков, Туленков 2004: 38].
Исходя из специфики элементов, входящих в структуру рассматриваемого явления – участия личности в обеспечении национальной безопасности государства, – следует, что здесь необходимо применять совокупность методов и подходов, традиционно используемых для их изучения. Так, например, для рассмотрения государственной безопасности в данной системе отношений потребуются методы политических, юридических и общественных наук. Для рассмотрения участия в ней личности дополнительно потребуются методы, изучающие личность в ее психологических и межличностных проявлениях.
Анализ рассматриваемого явления должен проводиться с учетом различных парадигм, определяющих восприятие политической действительности, что позволяет говорить о мультипарадигмальном подходе к его изучению. При этом следует отметить, что наличие множества научных парадигм не должно осложнить изучение рассматриваемой научной проблемы, а наоборот, расширить дифференциальный диапазон результативных выводов.
Участие личности в политике в политологии рассматривается, прежде всего, сквозь призму политического лидерства. Диалектической противоположностью политического лидерства является личность в массе – сообществе, партии, социальной общности. Соотношение личности политического лидера и личности в массе определяется через закон диалектики – единство и борьбу противоположностей. Если индивиды рассматриваются в отношении массы, следует ли учитывать то, что они – личности? Если да, то почему мы ведем речь об их общности? Социальный слой, партия, класс не воспринимаются как отдельные личности до тех пор, пока мы не берем во внимание критерий обобщения. Соответственно, личность в общности обретает черты единичного и индивидуального в условиях отсутствия обобщения.
В авторитарных и тоталитарных политических системах роль личности в массе в обеспечении безопасности будет ниже, а роль личности руководителя в обеспечении безопасности – выше. Соответственно, в государстве, тяготеющем к построению гражданского общества, опора государства на личность в социальных общностях будет шире, а роль личности лидера – уже. Переходя на математический язык, можно вести речь об обратно пропорциональной взаимосвязи приведенных условных переменных, отображающих показатели участия личности в обеспечении безопасности.
Если рассматривать обеспечение безопасности как элемент государственной политики, то личность интегрирована в нее посредством политического участия. Следует выделить следующие виды участия личности в политике, образующие, на наш взгляд, дихотомичные пары: индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, легитимное и нелегитимное, охранительное и, если предположить его антагонистический вариант, угрожающее [Политология… 2002: 375]. Функционально данные виды политического участия реализуются в выборах; в принятии решений; в управлении; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью; в принятии, реализации и охране законов; в избирательных и иных политических компаниях, политических митингах и собраниях; в восприятии и передаче политической информации; в забастовках, массовых кампаниях гражданского неповиновения, освободительных войнах и революциях; в деятельности политических партий и организаций; в индивидуальных поведенческих акциях и т.д. [Политология 2002: 238].
В правовом аспекте участие личности в обеспечении национальной безопасности реализуется в рамках правового поля, которое определяет объем прав на участие личности в обеспечении национальной безопасности.
Отдельной сферой правоприменения личностью норм, позволяющих участвовать в обеспечении национальной безопасности, – это оказание содействия соответствующим органам исполнительной власти, уполномоченным на это законодательством. Здесь законодательством также выделяются несколько видов содействия: гласное, негласное и анонимное [Оперативно-розыскная… 2004: 180-181].
На наш взгляд, следует также рассматривать проявление гражданской позиции как форму участия личности в обеспечения национальной безопасности, поскольку гласные действия личности могут способствовать укреплению авторитета или нормативности тех или иных видов поступков, задействовав этим механизмы социального подражания и популяризируя социально одобряемые нормы общественного поведения, следование которым влияет в т.ч. на результативность обеспечения национальной безопасности.
В указанном контексте нельзя не согласиться со специалистами в сфере военной науки, что «в обеспечении военной безопасности Российской Федерации особую роль играет человеческий фактор» [Лутовинов 2004: 152]. Личность напрямую может участвовать в обеспечении военной безопасности посредством несения военной службы, согласно установленным законодательным нормам 1 .
Таким образом, участие личности в обеспечении национальной безопасности следует рассматривать как со стороны государства (Основной закон, законодательство, политика), так и со стороны личности (направленность, политическое участие, выбор, реализация прав, выполнение обязанностей).
Для полного раскрытия механизма участия следует определить:
-
1) каким образом формирование направленности и иных структурных элементов личности опосредованно влияет на состояние защищенности значимых национальных интересов Российского государства;
-
2) как и каким образом сформированная направленность личности через социальные общности влияет на состояние тех или иных видов безопасности государства и национальную безопасность в целом;
-
3) каковы механизм и технологии взаимосвязи между существующими моделями личности, общества и государства в сфере обеспечения национальной безопасности;
-
4) каким образом повысить эффективность участия личности в политике обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
При этом роль личности в обеспечении безопасности есть фактор, действующая сила, которую следует принимать во внимание при осуществлении политического управления, и в то же время ресурс, который можно использовать для достижения политических целей.
Список литературы Участие личности в обеспечении национальной безопасности как научная проблема
- Баскаков А.Я., Туленков Н.В. 2004. Методология научного исследования: учебное пособие. 2-е изд., испр. Киев: МАУП.216 c.
- Лутовинов В.И. 2004. Личность, общество и государство в контексте проблем обеспечения национальной и военной безопасности Российской Федерации. -Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке: сборник научных статей (под общ. ред. А.В. Квашнина). М.: ГШ ВС РФ. С. 139-152.
- Немов Р.С. 2003. Психология: учебник для студентов пед. вузов. В 3 кн. 4-е изд. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: ГИЦ ВЛАДОС. 688 с.
- Оперативно-розыскная деятельность: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. 2004. (под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова). М.: ИНФРА-М. 848 c.
- Политология: учебник. 2002. (отв. ред. В.С. Комаровский). М.: РАГС. 516 c.
- Рубинштейн С.Л. 2002. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 720 с.