Учение Кьеркегора: проблема нравственного

Автор: Кравцов Артемий Андреевич

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Рубрика: Студенческие исследования

Статья в выпуске: 2, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье прослеживается возникновение и преобразование моральной установки «рыцаря самоотречения» в нравственную установку «рыцаря веры», предпринята попытка определить значение понятий абсурда и этической всеобщности. Предметом исследования становится исключительность того случая, в который попал Авраам: нравственное повеление, сообщенное Аврааму, было в стороне от «всеобщей» этики лишь из-за того, что Бог непосредственно сообщил свою волю Аврааму. В качестве дополнения разбирается отличие философского устранения этического от «обыденного», приводится доказательство того, что последнее отличается крайней безосновательностью. Вопросы этики рассматриваются взаимосвязанно с вопросами онтологии, в силу чего представленная интерпретация этического учения Кьеркегора учитывает аспекты, которые часто остаются без внимания: зависимость этической установки от состояния экзистенции и возобновляемость абсолютного долга во времени. Общезначимость определяет нравственный закон как для рыцаря самоотречения, так и для рыцаря веры, различна лишь причина, по которой каждый из них выбирает следование этому закону. В обоих случаях ее стоит искать в преданности своему духу - той черте, которая отличает обывателя от рыцаря.

Еще

Нравственный долг, абсолютный долг, воля, этика, экзистенциализм, онтология, религия, самоотречение, вера, учение

Короткий адрес: https://sciup.org/148183491

IDR: 148183491   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2017-2-157-169

Список литературы Учение Кьеркегора: проблема нравственного

  • Алейник Л.М. «Качественная диалектика» С. Кьеркегора//Вестник Российского химико-технологического университета им. Д.И. Мендеелева: гуманитарные и социально-экономические исследования. 2014. № 1. С. 4-17.
  • Богуш Н.Л. Предэкзистенциальная философия Кьеркегора//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 2. С. 96-102.
  • Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. 222 с.
  • Бубер М. Два образа веры/под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. М.: Республика, 1995. 464 с.
  • Королев К.А. Мировоззренческая ориентация на внутреннее в философии С. Кьеркегора//Булгаковские чтения. 2012. № 6. С. 145-153.
  • Куценко В.В. Экзистенциально-религиозная концепция времени С. Кьеркегора//Military and political sciences in the context of social progress/space and time -coordinate system of human society development. Лондон: Международная академия наук и высшего образования, 2012. С. 100-102.
  • Кьеркегор С. Болезнь к смерти/пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. 2-е изд. М.: Академический проект, 2014. 157 с.
  • Кьеркегор С. Несчастнейший//Сборник сочинений. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. 368 с.
  • Кьеркегор С. Страх и трепет/пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. 2-е изд. М.: Академический проект, 2014. 154 с.
  • Настин И.В. Свобода как экзистенциальная составляющая этики//Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные. 2009. № 4. С. 121-129.
  • Пугацкий М.В. О диалектике С. Кьеркегора//Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2012. № 10. С. 223-229.
Еще
Статья научная