Учение о принципах богословского познания в основном богословии архиепископа Никанора (Бровковича; 1826-1890)

Автор: Лушников Дмитрий Юрьевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: К 300-летию духовного образования в Санкт-Петербурге

Статья в выпуске: 3 (98), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье производится анализ фундаментально-теологического наследия архиеп. Никанора (Бровковича) - преподавателя основного богословия Санкт-Петербургской и Казанской духовных академий. Автором аргументируется то положение, что появление оригинальной философской системы архиеп. Никанора стало результатом поиска им достаточных оснований для положительного обоснования главных религиозных истин - существования Бога и бессмертия души. Именно богословская проблематика была началом и конечной целью его научно-исследовательской деятельности, а философия - необходимым инструментом решения богословских вопросов. Поэтому разработка гносеологических вопросов, которые нашли свое выражение в трехтомном сочинении архиеп. Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие», проходила по линии четвертого раздела основного богословия «de locis theologicis», или «богословское учение о познании». Делается вывод: несмотря на то, что архиеп. Никанору удалось представить ясное методологическое оправдание сближения религиозной веры и научного знания - а именно обосновать тезис, что вера и знание в своих последних основаниях и выводах не могут противоречить друг другу, - поставленная им изначальная цель обоснования теистических истин так и не была достигнута.

Еще

Архиепископ никанор (бровкович), митрополит макарий (булгаков), и. кант, доказательства бытия божия, основное богословие, гносеология, богословское учение о познании

Короткий адрес: https://sciup.org/140257063

IDR: 140257063   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_3_192

Список литературы Учение о принципах богословского познания в основном богословии архиепископа Никанора (Бровковича; 1826-1890)

  • Архиепископ Никанор (1900) — Архиепископ Никанор. Биографические материалы. ТЛ / Сост. С. Петровский. Одесса, 1900.
  • Б. Александр (1861) — Б. Александр. Описание некоторых сочинений, изданных раскольниками в пользу раскола. СПб.: Д. Е. Кожанчиков; Тип. Товарищества «Общественная польза», 1861.
  • Борисова (2002) — Борисова С.Г. Философско-религиозное учение архиеп. Никанора (А.И.Бровковича): Опыт системной реконструкции и интерпретации. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2002.
  • Воронцов (1900) — Воронцов А. Метафизика Преосвященного Никанора, архиепископа Херсонского // Сборник сочинений студентов Казанской академии. Казань: Типо-литогра-фия Императорского Университета, 1900. С. 1-54.
  • Гаврюшин (2018) — Гаврюшин Н.К. Никанор (Бровкович) // Православная энциклопедия. М., 2018. Т. ХЫХ. С. 418-421.
  • Зеньковский (1991) — Зеньковский В. В. История русской философии. Т. II. Ч. 1. Л.: ЭГО, 1991.
  • Знаменский (1892) — Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии за первый (до-реформенный) период ее существования (1842-1870 годы). Вып. II: Состояние учебной части в Академии до 1870 года. Казань, 1892.
  • Карасева (2000) — Карасева С. Г. Религиозно-метафизические основания мировоззрения А. И. Бровковича (архиепископа Никанора). Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Минск, 2000.
  • Колубовский (1891) — Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России: X. Архиепископ Никанор // Вопросы философии и психологии. 1891. №4. Кн. 8. С. 122-133.
  • Красносельцев (1893) — Красносельцев Н.. Ф. Никанор архиепископ Херсонский и Одесский и его учено-литературная деятельность. Одесса, 1893.
  • Крылов (1893) — КрыловА.Л.Архиепископ Никанор, как педагог. Новочеркасск: Донская типография, 1893.
  • Кудрявцев-Платонов (2008) — Кудрявцев-ПлатоновВ.Д.Философия религии. М.: Фонд ИВ, 2008.
  • Несмелов (2015) — НесмеловВ. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. СПб.: Общ-во памяти игумении Таисии, 2015.
  • Никанор Бровкович (1871а) — Никанор (Бровкович), архим. Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в Церкви, сделанный на основании Св. Писания и Св. Предания первых веков христианства до I Вселенского собора // Соч. архим. Никанора, ректора Казан. духов. акад. д-ра богословия. 2-е изд., испр. и доп. Казань: Унив. тип., 1871.
  • Никанор Бровкович (1871б) — Никанор (Бровкович), архим. Можно ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного — Бога, духовной бессмертной души и т. п.? // Православный собеседник. 1871. Ч. 2. С. 41-110.
  • Никанор Бровкович (1875-1888) — Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. I. СПб., 1875; Т. II. СПб., 1876; Т. III. СПб., 1888.
  • Никольский (1901) — Никольский А.А. Философские воззрения преосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского // Вера и разум. 1901. № 16. С. 105-131; № 17. С. 182-202; № 19. С. 259-280; № 20. С. 297-332.
  • Пилипенко (2014) — ПилипенкоЕ.А. Клее // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. XXXV. С. 353-356.
  • Потапов (1879) — Потапов М. Позднее слово о преждевременном деле // Православное обозрение. 1879. Т. I. С. 266-292.
  • Светлов (1907) — Светлов П., прот. Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы на русском, немецком, французском и английском языках (248-1906 гг.). Киев, 1907.
  • СоловьевВ. (1876) — СоловьевВ.С. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Сочинение епископа Никанора. Том первый. С-Петербург. 1875 // Православное обозрение. 1876. Т. I. С. 570-573.
  • Соловьев В. (1966) — Соловьев В. С. Опыт синтетической философии. Несколько слов о книге епископа Никанора: «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». Том II. СПб.. 1876. // Соловьев В. Собр. соч. / Под ред., прим. С.М. Соловьева, Э.А. Радлова. Т. 1: 1873-1877. [Фототипическое издание: Брюссель, 1966.] С. 240-249.
  • Соловьев А. (2015) — СоловьевА.П. «Согласить философию с православной религией»: идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) в истории русской мысли XIX-XX веков. Уфа: Издатель Словохотов А.А., 2015.
  • Тихомиров (1899) — ТихомировП.В.Проблема и метод Кантовой критики познания // Вера и разум. 1899. Т. II. Ч. II. С. 1-24, 36-64.
  • Шаравский (1916) — Шаравский М, прот. Воспоминание об архиепископе Никаноре (Бровковиче). Одесса, 1916.
  • Fundamental-theologie (2000) — Handbuch der Fundamental-theologie / Hrsg. von W. Kern, H.J. Pottmeyer, M. Seckler. Tübingen und Basel: Francke Verlag, 2000. Bd. 1: Traktat Religion; Bd. 2: Traktat Offenbarung; Bd. 3: Traktat Kirche; Bd. 4: Traktat Theologische Erkenntnislehre, mit Schlußteil Reflexion auf Fundamentaltheologie.
  • Klee (1835) — Klee. G. Katholische Dogmatik. Bd. 1-4. Mainz, 1835.
Еще
Статья научная