Учение о «сущности татхагаты» в индийской канонической литературе

Автор: Ринчинова Сэсэг Захаровна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 8, 2008 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается учение о «сущности татхагаты» - одна из основных учений буддизма махая-ны, как она представлена в индийской канонической литературе.

Короткий адрес: https://sciup.org/148178424

IDR: 148178424

Текст краткого сообщения Учение о «сущности татхагаты» в индийской канонической литературе

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ

В статье рассматривается учение о «сущности татхагаты» - одна из основных учений буддизма махая-ны, как она представлена в индийской канонической литературе.

THE TEACHING OF THE ESSENCE OF TATHAGATA IN INDIAN LITERATURE

S.Z. Rinchinova

Teaching is considered in the article about «essence of tafhagata» - one of the main teachings of the Mahayana buddhism, as it is presented in ind tan canonical literature.

Дня того чтобы проследить философско-религиозные истоки учения о «сущности татхагаты» в индийской канонической литературе, рассмотрим классификацию сутр, принятую в махаянской традиции. Она впервые появилась в «Сандхинирмочана сутре», и осг новным классификационным признаком являлось отношение к «трём поворотам Колеса Учения». Эта сутра классифицирует каноническую литературу сутр, исходя из различного понимания отсутствия «Я» в различные периоды проповеди Будды. Сутры, рассматривающие отсутствие «Я» в аспекте зависимости, относятся к первому повороту, в аспекте приписывания - ко второму, и те сутры, которые понимают отсутствие «Я» в аспекте абсолютном, относятся к третьему повороту. Согласно этой сутре, Будда сначала повернул Колесо Учения, изложив четыре истины Свя того. Во втором повороте был провозглашен принцип несубстациональности. За ним последовало вращение третьего Колеса Учения, суть которого - обоснование концепции Абсолютной Реальности.

Первый поворот Колеса Учения представляет собой корпус хинаянистических текстов. В них отрицание индивидуального «Я» личности выступает в качестве центральной философской позиции. Индивидуальное «Я» личности - это представление о некоей независимой, субстанциональной сущности. Чтобы доказать, что таковой не существует, индивидуальное «Я» разлагается на составляющие его элементы (дхарма; chos). Таким образом, индивидуальное «Я» является лишь потоком дхарм. Для хинаянистов реальны только эти дхармы. Комментаторская традиция, базирующаяся на текстах первого поворота и

40 ----------------------------------------------------------------------------------- посвящённая анализу и классификации этих дхарм, относится к разделу «Абхидхармы» (Истинное знание дхарм). Сюда в первую очередь относится работа буддийского философа Васубандху «Абхидхармакоша» [Васубандху, 1978]. Выделяется ещё одна группа текстов, основывающаяся на сутрах первого поворота. Они относятся к разделу «Виная», где представлены правила поведения монахов, обеты, суть и применение этих обетов. «Виная-сутра» ученика Васубандху Гунапрабхи является главным текстом этого раздела.

Второй поворот является собранием праджня парамитских сутр, где излагается доктрина о пустотности всех дхарм, иными словами, отрицается реальное существование дхарм. В школе Гелуг выделяются две основные комментаторские традиции праджняпара-митских сутр. Первая - это так называемая традиция «глубокого взгляда» Нагарджуны, она представлена шестью работами Нагарджуны по мадхьямике: 1)' «Шуньята-саптати», 2) «Праджня-мула», 3) «Юкти-шаштика», 4) «Виграха-вьявартани», 5) «Вайдалья-сутра», 6) «Вьявахара-сиддхи» [Нестеркин, 2002, с. 65]. В них излагается прямой смысл праджняпарамиты, т.е. пустота всех дхарм. Вторая традиция называется традицией «широкого пути», основанная на «Абхисамаялам-каре» Майтреи. В отличие от первой эта традиция излагает непрямой (условный) смысл праджняпарамиты как пути спасения [Нестеркин, 1995, с. 146-164.].

Наконец, третий поворот Колеса Учения, как говорилось выше, обосновывает концепцию Абсолютной Реальности. В «Сандхинир-мочане» Будда говорит: «Третье Колесо Учения для сторонников всех Трёх Колесниц учение чудесное и удивительное, так как даёт совершенное различение (того, что является и не является конечной реальностью). И к этому вращению Колеса Учения следует относиться как к непревзойдённому, оно не даёт возможность (для приписывания недостатков), имеет прямой смысл и не может быть объектом диспута» [Будон, с. 162]. Следовательно, два первых поворота имеют условный смысл и могут быть объектами диспута. Поскольку в первом повороте говорится о реальности дхарм, может возникнуть неправильное понимание, из-за которого можно впасть в крайность этерна-лизма («всё есть»). Чтобы этого не случилось. Будда во втором повороте говорит о пустотности всех дхарм. Но здесь появляется опасность падения в крайность нигилизма («ничего нет»). И потому в третьем повороте вводят ся различные аспекты реальности. Их три: в первом дхармы рассматриваются в аспекте приписывания (парикальпита-лакшана). Во втором дхармы рассматриваются в зависимом аспекте (паратантра-лакшана), и в последнем - в конечном аспекте (паринишпанна-лакшана), Будон Ринчендуб также утверждал, в соответствии с «Сандхинирмочаной», что элементы-дхармы в «приписанном» аспекте (ларикальпита) вообще не существуют. Реальное существование, по мнению Будона, имеет паратантра (с точки зрения относительной реальности - самврити) и две формы конечного аспекта (паринишпанна) (с точки зрения абсолютной реальности). Такая точка зрения кладёт конец двум крайностям (этернализму и нигилизму), содержит прямой смысл (нитарт-ха) и не может быть предметом обсуждения. Напротив, первые два поворота имеют условный смысл и могут быть объектами спора [там же, с. 160].

Согласно мадхьямикам, первый и третий повороты являются условными, и только второй поворот содержит прямой смысл. Таким образом, меняется и состав сутр, входящих в тот или иной поворот. «Сандхинирмочана-сутру» они относят к сутрам, имеющим условный смысл. Она -- основная сутра третьего поворота. Хай-дуб Дже - ученик Цзонхавы - произвел радикальную переклассификацию сутр. По его словам, когда в любой сутре Махаяны речь идет о том, что все явления (sarvabhavah) с точки зрения действительного возникновения есть пустота (tattvika-siddhya-sunya), то эта сутра принадлежит к средней проповеди. Также к средней проповеди относятся сутры, в которых речь идёт о конечном единстве колесниц. Но если в сутре говорится, что из трёх аспектов (лакшан) первый, приписанный (ларикальпита), реально не возникает, а второй - зависимый (паратантра) и третий - абсолютный (паринишпанна) возникают реально, то эта сутра является сутрой «последней проповеди». Сутры, утверждающие, что колесниц в конечном счете три, относят сюда же.

Выделяют корпус текстов, которые представляют философско-религиозные истоки учения «Уттаратантры», известных под общим названием «татхагатагарбха-сутры». Главной из них является «Татхагатагарбха-сутра».

По мнению Хайдуба, «Татхагатагарбха-сутра» учит, что все дхармы не имеют реальности и что колесница в конечном счёте одна. Кроме того, она учит, основываясь на предположении, что алая-виджняны не существует.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что «Татхагатагарбха-сутра» в его классификации принадлежит к средней проповеди. Далее Хайдуб утверждает, что она возглавляет список десяти так называемых «татхагата-гарбха-сутр», которые, по мнению сторонников школы Джонангпа, все имеют конечное значение. Это 1) «Татхагатагарбха-сутра», 2) «Дхаранишварараджа-париприччха-сутра», 3) «Махапаринирвана-сутра», 4) «Арья-ангумалия-сутра», 5) «Джняналокаламкара-сутра», 6) «Шрималадэвисимханада-сутра», 7) «Анунатвапурна-твен ирде ма-пери варта-сутра», 8) «Мехабхерихарака-сутра», 9) «Ави-хельпаправеша-дхарани» и 10) «Сандхинир-мочана». В них татхагатагарбха означает то же самое, что и тело Внутренней сущности (свабхавакайя) Совершенного Будды, и он реально завершён, постоянен, непоколебим, верчен, украшен необусловленными (асанскрита) чертами и второстепенными признаками, и он был в потоке сознания всех живых существ с безначальных времён, но был скрыт клешами, которые приняли вид индивидуального «я». Помимо того, они утверждают, что первое и среднее колесо имеют условное значение.

Однако Хайдуб говорит, что нет оснований утверждать, что содержание десяти «тат-хагатагарбха-сутр» совпадает, как считают представители Джонан. По его мнению, «Сандхинирмочана-сутра» посвящена наставлениям о том, что колесниц в конечном счёте три; паратантра и паринишпанна реально возникают, алая-виджняна отлична от восприятия, основанного на интеллекте (мано-виджняна), и поэтому основной сутрой последнего поворота колеса является именно она. Так как он считал сутры промежуточного колеса имеющими прямой смысл, то получается, что «Сандхинирмочана-сутра» у него является сутрой, требующей истолкования. Содержанием всех остальных девяти сутр является то, что в них все дхармы не имеют реальности и что колесница, в конечном счёте одна, и они учат о несуществовании алая-виджняны, и поэтому они относятся ко второму повороту и являются сутрами окончательного смысла.

Итак, в традиции махаяны помимо литературы праджняпарамиты получила развитие литература татхагатагарбхи. Однако уже в сутрах праджняпарамиты затрагивается и концепция татхагатагарбхи. Так, Д. Сейфорт Руегг указывает, что в «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутре» есть упоминание о «дхату», в выражении «татхагата-дхату», ко торое относится к реликвии, содержащейся в ступе. Цитируя этот источник, он пишет: «Поскольку представление о ступе как татхагата-дхату-гарбхе обнаруживается в литературе праджняпарамиты, можно предположить, что в этом корпусе текстов содержится учение, являющееся по крайней мере одним из предшественников классического учения татхагатагарбхи» [Ruegg, 1977, р. 288.].

Традиция считает наиболее важными для понимания учения о «сущности татхагаты» четыре «татхагатагарбха-сутры»: «Шримала-дэви-симханада-сутру», «Анунатвапурнатва-нирдеша-сутру», «Махапаринирвана-сутру» и собственно «Татхагатагарбха-сутру». Эти тексты были составлены в Индии до времён Асанги и Васубандху, примерно между 200 и 350 г. до н. э. [Sebastian 2005, р. 16-17.]

Однако, согласно последним исследованиям, источниковая база этого учения существенно шире. Так, согласно Б.Е. Броуну, элементы учения татхагатагарбха содержат следующие тексты: «Дхаранишвара-раджа-сутра», «Ратнадарика-сутра», «Джняналока-лам кара-сутра», «Сагарамати-париприччха», «Гаганагарджабодхисаттва-париприччха», «Ратна ку да-сутра»,      «Махаянабхидхарма- сутра», «Махая на-сутралан кара», «Ваджрачч-хедика», «Аштасахасрнка», «Дридхадхьясая-париварта», «Татхагата-гуна-джняна-чинтья-вишаяватара-нирдеша», «Кашьяпа-париварта» и «Шадаятана-сутра».

Рассмотрим вкратце содержание важнейших сутр. Главным предметом «Татхагатагарбха-сутры» является концепция о зародыше Будды в живых существах. Все содержание работы можно разделить на четыре части: 1. Введение, где со слов Ананды говорится, что Будда пребывает на горе Гридхракута в Раджагрихе [«De bzhin gshegs pa'i snying po mdo», L.245.2]. Затем идет перечисление слушателей Будды. 2. Основная часть, представленная девятью примерами в виде сравнений, с помощью которых раскрывается концепция о природе Будды [там же. 248.1 -255.1 ]. 3. Описание заслуг, которые могут быть приобретены посредством чтения и изучения этой сутры. 4. Заключение.

Согласно примерам, иллюстрирующим сущность Будды, присутствующую во всех живых существах, она подобна: 1) Будде в безобразных лотосах, 2) мёду, (скрытому) роем пчёл, 3) фруктам в кожуре, 4)-золоту в нечистотах, 5) сокровищнице, которая находится под землей, 6) ростку (побегу), скрытому в маленьком семени (зерне), 7) статуэткам Будд,

42 покрытых вонючими лохмотьями, 8) чакра-вартину в утробе жалкой женщины, 9) изваяниям, покрытым глиной.

Татхагатагарбха пребывает в живых существах под покровами клеш, которые имеют случайный характер. Клеши существуют с безначальных времён и, в сущности, не связаны с природой ума (sems kyi rang bzhin) и являются случайными по отношению к татхага-тагарбхе. Также и Абсолютная сущность не имеет начала, но совершенно чиста и связана с сущностью каждого живого существа. Она не загрязняется клешами, и благодаря ей живые существа могут очиститься.

Клеши подобны лотосу, пчёлам, кожуре, нечистотам, земле, зерну, лохмотьям, женщине и глине. Что касается зародыша Будды, то он имеет сходство с татхагатами, мёдом, зерном, золотом, сокровищницей, деревьями, драгоценной статуей, чакравартином и изваяниями. В этих девяти примерах все содержание основной части сутры.

Здесь необходимо отметить, что в самой сутре местом, где было проповедано учение татхагатагарбхи, названа гора Гридхракута [Там же, L.245.2.]. А по Будону, на этой горе было возвещено учение промежуточного поворота (мадхья-чакра) о всеобщей несубстан-циональности [Будой, с. 160], так что, основываясь на этом признаке, сутру можно отнести и ко второму повороту.

Ещё одним источником, излагающим учение татхагатагарбхи, является «Ланкаватара-сутра». В ней излагается синтез учения татхагатагарбхи с учением поздней йогачары. Термины «татхагатагарбха» и «алая-виджняна» начали рассматриваться практически как синонимы. Алая-виджняна - это охваченная клешами татхагатагарбха, а татхагатагарбха является очищенной от клеш алая-виджняной. По мнению Е.А. Торчинова, в этом синтезе более нуждалась йогача-ра, нежели теория татхагатагарбхи. Вершины и полной теоретической зрелости этот синтез достиг в тексте «Трактат о пробуждении веры в Махаяну» («Махаяна шраддхотпада шастра») [Торчинов, с. 191].

«Махапаринирвана-сутра» является одной из более поздних махаянских сутр. В ней излагается природа дхармакаи (подлинное бытие Будды), а также природа Будды, или татхагатагарбха, имеющаяся во всех живых существах. Особенно интересным для нас в этой сутре является определение нирваны. В Маха-паринирване утверждается, что нирвана есть атман, или Великое Я. Этот атман приравни вается к дхармакае и татхагатагарбхе, присущей всем живым существам, как потенциальной возможности просветления.

«Анунатвапурнатва-нирдеша-сутра» сохранилась в китайском переводе Бодхиручи (VI в.). Не существует уцелевшего ни санскритского, ни тибетского текста. Но фрагменты этого текста уцелели на санскрите как цитаты в «Ратна-готра-вибхаго-махаяноттара-тантре» и других текстах, из чего можно заключить, что текст раньше существовал на санскрите. Современное санскритское название сутры является реконструкцией с китайского. В этом тексте проводится полная идентификация татхагатагарбхи, саттва-дхату и Дхармакаи (или дхарма-дхату).

«Шрималадэви-симханада-сутра» - это текст, в котором некая царица Шримала учит собрание (сангху) о татхагатагарбхе как обладающей позитивными качествами. Этот текст весьма критичен к негативистскому пониманию шуньяты и является одним из самых ранних буддийских писаний, посвящённых описанию концепции татхагатагарбхи. Гарбха наделяется в нем четырьмя гуна-парамитами (т.е. качествами): вечность, блаженство, самость и чистота, о которых также говорится и в «Уттаратантре». В тексте гарбха полностью отождествляется с дхармакаей татхагаты.

Указанные сутры явились основной комментаторской литературой, рассматривающей учение татхагатагарбхи. Суммируя содержание этих сутр, можно выделить следующие ключевые аспекты учения татхагатагарбхи: I. В концепции татхагатагарбхи делается упор на позитивную природу реализации и, в особенности, даётся позитивная интерпретация учения о пустоте. 2. Существует неразрывность между природой живых существ и природой Будды. Они нераздельны, и природа живых существ является реальной потенцией буддовости, 3. Путь в рамках теории татхагатагарбхи допускает недвойственность субъекта и объекта. 4. Ум и мир рассматриваются как возникающие одновременно друг с другом. 5. Татхагатагарбха имеет позитивный взгляд на феноменальный мир. В этом учении материальная реальность не отличается от реальности Таковости. 6. Практикующие переходят от заблуждения к пробуждению. 7. Природа Будды и буддийская практика являются одним и тем же. Природа Будды это не теория.

ОС. Литвинцев. ДАО ШЭН В ИСТОРИИ КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА

Список литературы Учение о «сущности татхагаты» в индийской канонической литературе

  • Будон Ринчендуб. История буддизма (Индия и Тибет)/Будон Ринчендуб/пер. с тиб. Е.Е. Обермиллера, пер. с англ. A.M. Донца. -СПб.: Евразия, 1999. -336 с.
  • Васубандху. Абхидхармакоша (Гл.1, 2)/пер. с тиб. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Улан-Удэ, 1978.
  • Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей/С.П. Нестеркин//Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. С.48-82.
  • Нестеркин С.П. «Абхисамаяламкара» в Индии и Тибете/С.П. Нестеркин//Тибетский буддизм. Новосибирск, «Наука», 1995. С. 146-164.
  • Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны/Е.А. Торчинов. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.-320с.
  • De bzhin gshegs pa'i snying po mdo (Татхагата-гарбха-сутра). ЬКа 'gyur, mdo, vol ZA, LL.245.2-259.2
  • Mkhas grub rje. rGyud sde spyi'i rnam par gzhag pa rgyas par brjod/Fundamentals of the Buddhist tantras, Indo-iranian monographs, Volume VIII. 1968. Mouton. The Hague -Paris. 381 p.
  • Rgyal tshab dar ma rin chen. «Theg pa chen po rgyud bla ma'i bstan bcos 'grel ba dang bcas pa'i rnam par bshad pa», gsung cbum, Vol. III.
  • Obermiller E.E. The Sublime Science of the Great Vehicle to Salvation, being a Manual of Buddhist Monism. The Work of Arya Maitreya with a Commentary by Aryasangha/ActaOrientalia, vol. IX., 1931.-306 p.
  • Sebastian C.D. Metaphysics and mysticism in Mahayana Buddhism. Sri Satguru Publications, a division of Indian Books Centre. Delhi, India, 2005. -323 p.
  • «Theg pa chen po rgyud bla ma'i bstan bcos rnam par bshad pa». («Махаяна уттаратантра-шастра вьякхья»). Toh. 4025.
  • «Theg pa chen po rgyud bla ma'i bstan bcos» («Уттаратантра-шастра»). Toh. 4024.
  • Ruegg D. Seyfort, "The Gotra, Ekayana, and Tathagatagarbha theories of the Prajnaparamita according to Dhramamitra and Abhayakaragupta", in Prajnaparamita and Related Systems, Lewis Lancaster (Ed), California, Berkeley Buddhist studies series, 1977, pp. 283-312.
Еще
Краткое сообщение