Уголовно-правовая характеристика воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности
Автор: Бажанов С.В.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 2 (47), 2017 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье дается краткая уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного статьёй 169 УК РФ, акцентируется внимание на основных направлениях совершенствования уголовного законо- дательства Российской Федерации в этой части.
Свобода экономической деятельности, экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, ущерб
Короткий адрес: https://sciup.org/14120185
IDR: 14120185
Текст научной статьи Уголовно-правовая характеристика воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности
З ащита свободы экономической деятельности является важнейшей задачей, в решении которой, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1], участвуют все государственные органы, в том числе органы местного самоуправления. Практика, однако, свидетельствует, что чиновники именно этихуровней нередко нарушают права и законные интересы субъектов хозяйственной деятельности, создавая для них искусственные административные барьеры. Именно поэтому своевременное выявление преступлений, предусмотренных, в частности, ст. 169 УК РФ, относится, в первую очередь, к компетенции органов прокуратуры [2].
Авторы учебника по особенной части уголовного права (2015) отмечают, что при определении родового объекта преступлений в экономике как установленного законом порядка в различных сферах экономической деятельности, под объектом преступного посягательства принято понимать систему общественных отношений, складывающихся в сфе- ре экономической деятельности, а равно интересы участников экономического оборота[3]. Одним из таковых как раз и является преступление, предусмотренное ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности».
В соответствии с ч. 1 ст. 169 УК РФ [4] неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лицалибо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати ме- сяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов [5].
Согласно ч. 2 ст. 169 УК РФ, те же деяния, совершенные в нарушение вступившего взаконнуюсилусу-дебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет1.
Заметим сразу, что с точки зрения русского языка название данной статьи представляется неудачным, поскольку по смыслу содержащихся в нём установлений преступлением можно признавать воспрепятствование любой «иной», в том числе, получается, и противозаконной предпринимательской деятельности. К тому же при буквальном, но раздельном прочтении включенных в него формулировок, не исключается излишне «вольная» интерпретация термина «воспрепятствование иной деятельности». Подобный законодательный приём является некорректным в виду неопределенности декларируемой им юридической формулы.
Общественная опасность названного преступления проявляется, прежде всего, в том, что субъекты предпринимательской деятельности лишаются или ущемляются в праве на её осуществление. Диспозиция ст. 169 УК РФ – бланкетная (отсылочная), вследствие чегодля правильногоеётолкования приходится обращаться к нормам других нормативных правовых актов, в частности к ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, провозглашающей, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работы или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [6].
В диспозиции ст. 169 УК РФ соединены, по меньшей мере, два состава преступления, в которых разли- чаются непосредственные объекты соответствующих противоправных посягательств: в одном из них речь идет об отношениях, в которых реализуются права граждан, еще не ставших субъектами предпринимательской деятельности, а в другом – об отношениях в сфере собственно предпринимательской деятельности. Именно поэтому непосредственный объект состава анализируемого преступления в теории уголовного права позиционируется по-разному. Считается, что в качестве такового могут выступать общественные отношения, обеспечивающие интересы предпринимательской деятельности, а равно интересы органов государственной власти, государственной службы (службы в органах местного самоуправления), общественные отношения, складывающиеся в сфере их функционирования, и др. Представляется, однако, что в качестве непосредственного объекта в данном случае выступают общественные отношения, связанные с возможностью свободной реализации гражданами своего права на предпринимательскую деятельность.
Объективная сторона характеризуется формальным составом, поскольку момент его окончания сопряжен с (не-) выполнением определенных действий в отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица: неправомерным отказом (уклонением от) в регистрации; неправомерным отказом (уклонением от) в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; ограничением прав и законных интересов, а также самостоятельности; иным незаконным вмешательством.
Обязательная государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрена ст. ст. 23 и51 ГК РФ. Осуществляется она в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7] специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти [8].
Субъективная сторона состава преступления – вина в форме прямого умысла.
(Специальным) субъектом признаётся должностное лицо (представитель власти, в иных случаях – государственный служащий или служащий органов местного самоуправления), постоянно или временно по специальному полномочию выполняющий конкретные функции, используя своё служебное положение. В юридической литературе высказывается не лишенное оснований мнение, согласно которому субъектами разных форм воспрепятствования могут быть и разные должностные лица:
субъектами неправомерного отказа в регистрации или уклонения от неё – должностные лица федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на её осуществление;
субъектами неправомерного отказа в выдаче лицензии и уклонения от ее выдачи – должностные лица (работники лицензирующих органов);
субъектами ограничения прав и законных интересов, незаконного ограничения их самостоятельности, а также вмешательства в их деятельность – сотрудники правоохранительных, контролирующих, в том числе налоговых, и иных государственных органов (органов местного самоуправления) и т.д.
Поэтому при определении субъекта преступления желательно учитывать то, на какой непосредственный объект оно направлено; в первом из перечисленных выше случаев к их числу следует относить должностных лиц, чьи полномочия связаны с регистрацией индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а в другом круг субъектов значительно шире; в их число входят практически все должност- ные лица, определенные таким образом в примечании к ст. 285 УК РФ, однако лишь с тем условием, что их служебное положение позволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельность граждан и организаций [3].
Для привлечения должностного лица к уголовной ответственности обязательным признаком является использование им своего служебного положения.
В ч. 2 ст. 169 УК РФ выделяются два квалифицирующих признака: совершение преступления в нарушение судебного акта, вступившего в законную силу, и причинение крупного ущерба.
Представляется, что перечисленные обстоятельства следует учитывать при дальнейшем совершенствовании уголовного законодательства Российской Федерации.
Список литературы Уголовно-правовая характеристика воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности
- Свод законов Российской Федерации. 2008. №52 (ч.1) Ст. 6249.
- Бажанов С.В., Воронцов А.А. Участие органов прокуратуры в профилактике преступлений экономической и коррупционной направленности // Российская юстиция. 2015. № 11. С. 2 - 4.
- Уголовное право России. Особенная часть: учебник в 2-х т. Т. 1. / под ред. О.С. Капинус. М.: Юрайт, 2015. С. 292.
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 169 и 171 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Свод Законов Российской Федерации. 2002. № 26. Ст. 2518.
- Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Свод Законов Российской Федерации. 2010. № 15. Ст. 1756.