Улан-Удэ - центр региональной науки
Автор: Боронова Маргарита Максимовна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Колонка редактора
Статья в выпуске: 7, 2009 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению основных этапов формирования и развития научных учреждений в столице Бурятии в советский период отечественной истории. Автор рассматривает рост числа научных кадров, развитие материально-технической базы научных учреждений, а также проблемы и трудности в развитии региональной науки
Наука, развитие, народное хозяйство, научный потенциал, рост числа научных кадров, внедрение научных разработок
Короткий адрес: https://sciup.org/148178987
IDR: 148178987
Текст научной статьи Улан-Удэ - центр региональной науки
Как и в большинстве национальных регионов бывшего СССР, становление науки в Бурятии происходило в советский период. При этом центром формирования и развития региональной науки была столица – г. Улан-Удэ.
В числе первых учреждений, появившихся в республике, следует назвать научное общество им. Д. Банзарова, Бурятский ученый комитет (Буручком), преобразованный в 1929 г. в Государственный институт культуры, краеведческий музей им. М.Н. Хангалова, Баргузинский государственный заповедник, Онохойскую опытную селекционную станцию, республиканский ботанический сад, ветеринарно-бактериологическую лабораторию и другие организации, занимавшиеся исследовательской деятельностью.
Следует отметить, что ведущей тенденцией в развитии научных исследований на начальном этапе стала разработка проблем в области гуманитарных и сельскохозяйственных наук. Актуальность исследований в данных отраслях знаний была обусловлена теми задачами, которые стояли перед республикой в 1920-1930-х гг.
Одной из таких проблем стала разработка нового литературного бурятского языка, заменившего старомонгольскую письменность. Над этими вопросами работали бурятские ученые Г.Д. Санжеев, Д.Д. Амоголонов, Т.А. Бертагаев,
Д.А. Абашеев, Ч.Ш. Шагдарон, М.Н. Имехелов, Д.Д. Дугаржабон, Д.А. Мижидон.
Усилия ученых-аграриев были направлены на выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, улучшение племенных и продуктивных качеств животных, повышение урожайности местных кормовых угодий и т.д. Большой объем работ по ветеринарии проводился в Бурятском зооветеринарном институте, открытом в Улан-Удэ в 1932 г. Исследования ученых К.М. Крамма, А.М. Останина, В.И. Кузнецова, И.А. Спирюхова, В.Я. Суетина, И.И. Архангельского и других внесли важный вклад в развитие сельскохозяйственной науки в республике.
Вместе с тем, необходимо отметить, что дефицит научных кадров, крайне низкий уровень развития материально-технической базы научных учреждений сдерживали развитие науки в регионе. Научные организации подвергались частой реорганизации, структурной перестройке. Некоторые из них, как например, Институт здравоохранения, Клинико-бактериологический институт по вышеуказанным причинам не получили дальнейшего развития. Немалый урон становлению науки в республике нанесли массовые репрессии 1930-х гг., в ходе которых пострадали многие представители научной интеллигенции.
В годы Великой Отечественной войны научные исследования в Бурятии продолжали развиваться. Особую актуальность в этот период приобрели работы по изучению богатейших природно-сырьевых ресурсов края, имевших стратегическое значение для экономики страны. Несмотря на трудности военного времени в республике проводились крупномасштабные геолого-разведочные работы по изысканию редких и цветных металлов, стекольного и строительного сырья, бокситов и других полезных ископаемых.
В послевоенные годы наука в Бурятии поднялась на качественно новую ступень своего развития. Расширилась и углубилась тематика разработок в традиционных для республики отраслях знаний, появились новые направления научных исследований, сформировались кадры научно-технической интеллигенции, открылись новые научные учреждения. Всестороннюю помощь и поддержку ученым Бурятии продолжали оказывать головные институты Академии наук СССР, ведущие научные центры страны.
С завершением восстановительного периода особую значимость приобрела разработка проблем экономического развития Бурятии на долгосрочный период. Активизировались работы по изучению производительных сил республики, начатые еще в довоенный период.
Созданная по решению правительства в 1952 г. Бурят-Монгольская комплексная экспедиция Совета по изучению производительных сил (СОПС) АН СССР совместно с ВосточноСибирским филиалом АН СССР впервые на основе всестороннего экономического анализа подготовила перспективный план развития народного хозяйства республики на 1956-1975 гг. На состоявшемся в августе 1958 г. в г. Улан-Удэ региональном совещании по развитию производительных сил были рассмотрены вопросы отраслевой специализации республики, определено ее место в формировавшемся народнохозяйственном комплексе страны.
Однако дальнейшее развитие науки в Бурятии сдерживалось отсутствием собственного научного центра, способного координировать научные исследования в регионе. Предпосылки для создания такого центра сформировались к концу 1950-х гг.
В эти годы одной из стратегических задач правительства становится создание системы научных учреждений в отдаленных от центра, но перспективных в экономическом отношении регионах страны, в число которых входили Сибирь и Дальний Восток.
Освоение богатейших природных ресурсов Сибири, подъем производительных сил края на- стоятельно требовали дальнейшего развития здесь науки и научных учреждений. Научную базу для долговременного, крупномасштабного развития края призвана была обеспечить, прежде всего, академическая наука.
В соответствии с выбранным курсом ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли в мае 1957 г. постановление «О создании Сибирского отделения Академии наук СССР». Появление научного центра с филиалами в крупных городах и республиках края стимулировало дальнейшее развитие научных исследований в Сибирском регионе.
Открытие в Улан-Удэ в 1958 г. Бурятского комплексного научно-исследовательского института (БКНИИ) в составе Сибирского отделения АН СССР ознаменовало начало нового этапа в развитии науки в республике. Значительно расширилась тематика научных разработок. С образованием БКНИИ развернулись фундаментальные исследования по физике, химии, биологии, почвоведению, геологии, энтомологии, географии, востоковедению.
Однако следует отметить, что на начальном этапе существования академического центра ощущался острый дефицит квалифицированных научных кадров, особенно по естественным наукам, которые практически не были развиты в республике. Отделы и лаборатории института имели крайне слабую укомплектованность специалистами высшей квалификации. Например, в лабораториях химии, радиофизики, молекулярной физики и энтомологии работало всего по одному кандидату наук, а в отделении почвоведения числился один доктор наук [1].
Проблема со специалистами решалась за счет привлечения ученых из других городов, а также подготовки собственных научных кадров через местную и целевую аспирантуру в центральных научных институтах страны. Последнее относилось прежде всего к тем отраслям знаний, которые по тем или иным причинам не имели достаточно широкой научноисследовательской базы в республике. Это технические, физико-математические, химические, экономические, медицинские науки.
Появление академического центра в лице БКНИИ (с 1966 г. – Бурятского филиала СО АН СССР; с 1991 г. – Бурятского научного центра СО РАН), безусловно, стимулировало развитие научных исследований и привело к росту числа занятых в сфере науки.
В 1960-1980-х гг. произошли глубокие количественные и качественные изменения в структуре научных кадров республики. Численность научных работников в Бурятии возросла более чем в 3 раза. Значительно вырос и уровень квалификации научных кадров. Так, если в 1962 г. удельный вес кандидатов и докторов наук в общей численности научных работников составлял всего 28%, то в 1988 г. он достиг 50%. В научных учреждениях республики трудились лауреат Ленинской и Государственной премий, академик АН СССР Н.Л. Добрецов, член-корреспондент АН СССР М.В. Мохосоев, доктор филологических наук В.Ц. Найдаков, доктор исторических наук, востоковед К.М. Герасимова, доктор филологических наук В.И. Рассадин, доктор физико-математических наук Ч.Ц. Цы-дыпов и многие другие крупные ученые.
В рассматриваемый период совершенствовалась отраслевая структура науки в регионе. Так, если ранее преобладали кадры по историческим, филологическим и сельскохозяйственным наукам, то теперь значительно возросла численность работников естественнонаучного и технического профиля. При этом следует отметить, что наиболее быстрыми темпами в эти годы росло число научных кадров по техническим дисциплинам. Это было связано с деятельностью Восточно-Сибирского технологического института, открытие которого в 1962 г. положило начало развитию технических наук в регионе.
Расширение отраслевой структуры, увеличение научных кадров способствовали росту научно-технического потенциала республики. В 1990 г. в сфере науки и научного обслуживания (НиНО) было занято примерно 2,0% общей численности работников народного хозяйства Бурятии [2]. В их число входили сотрудники научноисследовательских учреждений, проектноконструкторских, геолого-разведочных органи- заций, гидрометеорологической службы и других учреждений, отнесенных ЦСУ к сфере научного обслуживания.
Вместе с тем, необходимо отметить, что развитие региональной науки, как и всего народнохозяйственного комплекса республики, в советский период происходило преимущественно на экстенсивной основе. Ведущей тенденцией в развитии научно-технического потенциала выступал, прежде всего, численный рост научных кадров. Однако их увеличение не сопровождалось соответствующим ростом материальнотехнической базы научных учреждений, которая продолжала финансироваться по «остаточному» принципу.
В Бурятии из-за отсутствия крупных научнопроизводственных комплексов, отраслевых НИИ технического профиля, слабости опытноэкспериментальной базы научные учреждения не могли достаточно эффективно влиять на темпы научно-технического прогресса в регионе. Таким образом, складывалось противоречие между уровнем развития научного потенциала в республике и степенью его практической реализации.