Ультразвуковая и рентгенологическая маммография в диагностике рака молочной железы, развившегося в фиброаденоме или кисте
Автор: Величко С.А., Фролова И.Г., Бухарин Д.Г., Вяткина Н.В.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Материалы конференции
Статья в выпуске: S2, 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14056105
IDR: 14056105
Текст статьи Ультразвуковая и рентгенологическая маммография в диагностике рака молочной железы, развившегося в фиброаденоме или кисте
Материал и методы. В исследование включено 260 женщин с кистами и фиброаденомами. Среди этих пациенток у 125 выявлены кисты и у 15 из них диагностирован рак молочной железы, развившийся в кисте. Фиброаденомы определялись у 135 пациенток, у 18 из них была верифицирована малигнизация доброкачествен- ной опухоли. Диагноз верифицирован во всех случаях при гистологическом исследовании послеоперационного материала.
Результаты. Сравнительная характеристика чувствительности перечисленных выше методов в выявлении патологии молочной железы в различных возрастных группах показала, что у женщин 30–40 лет эффективность ультразвукового метода и маммографии достоверно отличаются друг от друга и составляют – 91 ± 2,8 % и 69 ± 4,6 % соответственно. В группе пациенток в возрасте 40–50 лет данный показатель существенно не различался.
Анализ наших данных свидетельствовал о том, что ультразвуковое исследование является высокоэффективным методом диагностики фиброаденом и кист на фоне выраженной диффузной патологии молочных желез, чувствительность, которого составила 90 ± 2,6 % и 100 % соответственно. При сравнительном анализе критериев, которые наблюдались при доброкачественных опухолях и фиброаденомах с признаками малигнизации, наибольшие различия определялись при характеристике контуров образования. В 28 ± 11 % наблюдений с малигнизированной фиброаденомой встречается плохо определяемый контур образований, в то время как в группе с доброкачественными опухолями, данный признак имел место в 9 ± 2,6 % случаев. Другим характерным признаком была неоднородная внутренняя структура опухоли. Этот симптом был отмечен в 89 ± 7,6% при установленном раке молочной железы. Вероятно, этот факт был обусловлен наличием гипоэхогенных участков в опухолевом узле, которые наблюдались более чем у половины пациенток – 56 ± 12 %). При фиброаденомах такие проявления ультразвуковой картины встречались значительно реже. Так, в 4 ± 1,8 % наблюдений гипоэхогенные участки определялись в узле, а неоднородная внутренняя структура была отмечена в 24 ± 3,9 %. Из вторичных феноменов при малигнизированных фиброаденомах наиболее часто встречалось центральное акустическое ослабление – в 17 ± 9,1 %. Уро- вень этих значений оказался на порядок выше, чем при доброкачественной патологии – 1,7 ± 1,1%. Специфичными ультразвуковыми критериями для малигнизированной фиброаденомы явились неровный контур опухоли – в 72 %, неоднородная внутренняя структура – в 89 % и центральное акустическое ослабление – в 17 % наблюдений. Для рака в кисте – наличие синдрома внутреннего эхо (87 %) и ослабление акустического сигнала позади образования (66,7%). Чувствительность сонографии в выявлении малигнизированных фиброаденом оказалась невысокой и составила 61 %. Рак в кисте был выявлен при ультразвуковом исследовании в 93,3% случаев, при рентгеновской маммографии – в 40 %. Аспирационную биопсию кист в ткани молочной железы целесообразно проводить под контролем ультразвукового исследования.
Выводы. Обоснована целесообразность расширения возрастного ценза для применения сонографии как первичного метода обследования женщин при диагностике заболеваний молочной железы, а именно до 50 лет.