Умеренный консерватизм как идеология Российского государства-цивилизации

Автор: Ильичева Л.Е., Лапин А.В., Ильичева М.В.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Тема

Статья в выпуске: 2, 2024 года.

Бесплатный доступ

Возродившееся у российского общества ощущение принадлежности к мировым державам, проявившееся в отношении к специальной военной операции, поставило перед политологами вопрос о цивилизационном выборе России для обеспечения долгосрочного устойчивого развития в неблагоприятном внешнем окружении. В этой связи был проведен анализ предложенной президентом России В.В. Путиным концепции идеологии умеренного консерватизма, которая имеет потенциал, чтобы стать привлекательной для дружественных стран, и позволит России сформировать на этой идеологической платформе свое евразийское цивилизационное сообщество, где Россия будет цивилизационным и духовно-нравственным лидером. При исследовании был использован метод классификационного анализа с целью выявления тех идеологических концепций, которые исторически применялись для преодоления проблем общественного развития. В результате анализа был сделан вывод, что умеренный консерватизм в России выступает не как набор идей, который направляет политическое действие на достижение образа будущего страны, а как политическая технология, рационализирующая политическое поведение действующих социальных групп в сторону, благоприятную для достижения стратегических национальных приоритетов. Умеренный консерватизм (или «гибридный» консерватизм) сущностно объединил ключевые компоненты трех основных идеологий - либерализма, консерватизма и социализма и, в конечном итоге, предъявил обществу такие ценностные ориентиры, которые благоприятно воспринимаются гражданами как соответствующие их ценностным установкам. Такая гибридная конфигурация модели развития страны предполагает наличие общественного видения ценностных приоритетов и ключевых проблем, что означает повышенную ответственность гражданского общества, отстаивающего в процессе поиска баланса интересов власти, бизнеса и общества свое понимание традиционных ценностей и потребностей. Из этого следует, что в России предстоит совершить переход от преимущественно государственной ответственности за социально-экономическое развитие страны к государственно-гражданской доминанте, выстраиваемой на принципах доверия, разумности, справедливости, надежности и честности.

Еще

Цивилизационный выбор, умеренный консерватизм, идеология, государственно-гражданская ответственность, образ будущего, традиционные ценности

Короткий адрес: https://sciup.org/170205566

IDR: 170205566   |   DOI: 10.24412/2071-5358-2024-2-24-42

Список литературы Умеренный консерватизм как идеология Российского государства-цивилизации

  • Алексеева Т.А. 2023. Роль идеологии в современном мире. - Международные отношения: грани настоящего и будущего (под ред. И.С. Иванова, И.Н. Тимофеева, Е.О. Карпинской, Е.А. Солодухиной, С.М. Гавриловой). М.: НП РСМД. С. 294-308.
  • Арендт Х. 1996. Истоки тоталитаризма (пер. с англ. И.В. Борисовой, Ю.А. Кимелева, А.Д. Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л.А. Седова; послесл. Ю.Н. Давыдова; под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова). М.: ЦентрКом. 672 с.
  • Ачкасов В.А. 2022. Зачем русским статус «государствообразующего народа»? - Политическая экспертиза. ПОЛИТЭКС. Т. 18. № 2. С. 215-224.
  • Бьюкенен П. 2015. Секреты глобального путинизма. М.: Алгоритм. 224 с.
  • Войтоловский Ф.Г. 2007. Идеологическая рефлексия мировой политики. -Международные процессы. Т. 5. № 3(15). С. 44-56.
  • Глаголев В.С. 2017. Гражданское единение России: задачи и проблемы. -Интегративная перспектива в гуманитарных науках. № 1. С. 43-50.
  • Гусейнов А.А. 2019. От личности к обществу, или В каком обществе мы живем? — И вновь на перепутье? Постсоветским трансформациям 30 лет...: монография (под общ. ред. М.К. Горшкова, Г.А. Тосуняна). М.: Изд-во ФНИСЦ РАН. С. 177-178.
  • Дробинин А.Ю. 2022. Уроки истории и образ будущего: размышления о внешней политике России. - Международная жизнь. 03.08.
  • Жилина В.А. 2009. Проблема определения идеологического субъекта. -Вестник Челябинского государственного университета. № 29(167). С. 44-50.
  • Зубок Ю.А., Селиверстова Н.А. 2022. Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодежи. - Наука. Культура. Общество. Т. 28. № 4. С. 56-74. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.
  • Иванов В.Н. 2021. Идеология:pro et contra. М.: У Никитских ворот. 72 с.
  • Ильичева Л.Е., Кондрашов А.О., Лапин А.В. 2022. Ценностные детерминанты социальной напряженности в российских регионах. - Политическая экспертиза. ПОЛИТЭКС. № 4. С. 362-391.
  • Караганов С.А. 2022. От не Запада к Мировому большинству. - Россия в глобальной политике. Т. 20. № 5. С. 6-18.
  • Колтон Т. 2022. В чем смысл путинского консерватизма. Валдайские записки. - Россия в глобальной политике. 28.01.2022. Доступ: https://globalaifairs.ru/ articles/smysl-putinskogo-konservatizma/ (проверено 15.03.2024).
  • Лекции по политологии (авт. колл: В.И. Якунин - рук.авт. колл., С.Г. Кара-Мурза, А.А. Вершинин, А.В. Каменский). 2014. М.: Научный эксперт. 304 с.
  • Межуев В.М. 2016. Цивилизация или цивилизации? (к спорам вокруг понятия цивилизации). - Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 40-52. DOI: 10.17805/ zpu.2016.2A
  • Мигранян А.М. 2004. Что такое «путинизм»? - Россия и мусульманский мир. № 11. С. 4-17.
  • Милошевич З. 2009. «Путинизм» - современная идеология Российской Федерации. - Вестник Череповецкого государственного университета. № 1(20). С. 49-54.
  • Панарин А.С. 1996. Философия политики: учебное пособие для вузов М.: Новая школа. 422 с.
  • Панарин А.С., Василенко И.А., Карцев Е.А., Новикова Л.И., Овчинников Г.К., Сиземская И.Н. 1999. Философия истории: учебное пособие (под ред. А.С. Панарина). М.: УИЦ «Гардарики». 223 с.
  • Политология: учебник (под общ. ред. В.С. Комаровского). 2-е изд., доп. и перераб. 2006. М.: Изд-во РАГС. 598 с.
  • Поломошнов Б. 2016. Д. Белл: Конец идеологии. Доступ: https://фб2.рф/d-bell-laquo-konec-ideologii-raquo-17200899 (проверено 15.03.2024).
  • Равио Ж.-Р. 2018. Путинизм как преторианская система. - Russie.Nei.Visions. № 106. Ифри, март 2018. 32 с. Доступ: https://www.ifri.org/sites/default/iiles/ atoms/iiles/rnv_106_raviot_putinizm_2018.pdf (проверено 15.03.2024).
  • Равочкин Н.Н. 2022. Социально-философские дискурсы постпостмодернизма. - Гуманитарные и социальные науки. Т. 94. № 5. С. 2-9. DOI: 10.18522/2070-1403-2022-94-5-2-9.
  • Россия и идеология (опыт практического философско-хозяйственного концептуализма) (под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой, Н.П. Недзвецкой). 2020. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова. 152 с.
  • Соловьев А.И. 2001. Политическая идеология: логика исторической эволюции. - Полис. Политические исследования. № 2. С. 5-23.
  • Соловьев А.И. 2021. Политика и управление государством. Очерки теории и методологии: монография. М.: Аспект Пресс. 252 с.
  • Сулакшин С.С. 2018. Российское государство превращается в криминальное. - Россия в эпоху развитого путинизма: материалы научной конференции. Москва, 31 мая 2018 г. М.: Наука и политика.
  • Хабермас Ю. 2007. Техника и наука как «идеология» (пер. с нем. М.Л. Хорькова). М.: Праксис. 202 с.
  • Хантингтон С. 2003. Столкновение цивилизаций (пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова). М.: АСТ. 603 с.
  • Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. 2022. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации). - Журнал политических исследований. Т. 6. № 3. С. 9-19. doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-3.
  • Хейвуд Э. 2005. Политология: учебник для студентов вузов (пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского). М.: ЮНИТИ-ДАНА. 525 с.
  • Ходанович В.Н. 2016. Проблема идеологии в философии франкфуртской школы. - Современные проблемы и пути их решения в науке, производстве и образовании. № 1. С. 102-110.
  • Dumont F. 1974. Les ideologies. Paris: Presses universitaires de France. 183 p. Lemberg E. 1971. Ideologie und Gesellscgaft, eine Theorie der ideologischen Systeme, ihrer Struktur und Funktion. Stuttgart: W Kohlhammer. 350 p.
Еще
Статья научная