Умственная отсталость у подростков, ассоциированная с употреблением алкоголя

Автор: Пискарева О.И., Кирина Ю.Ю., Лопатин Андрей Анатольевич, Селедцов Александр Михайлович

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Краткие сообщения

Статья в выпуске: 2 (91), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье освещается проблема употребления алкоголя подростками на фоне умственной отсталостию. Рассматривается роль наследственной отягощенности алкоголизмом и особенностей микросоциальной среды как факторов риска формирования аддикции. Проведен анализ социально-демографических критериев, клинико-психологических особенностей несовершеннолетних с умственной отсталостью с использованием экспериментально-психологических методик. Анализ полученных данных и особенностей формирования наркологической патологии у подростков с легкой степенью умственной отсталости позволил сформировать реабилитационные мероприятия для данного контингента, способствующие социально-трудовой адаптации указанных пациентов.

Еще

Умственная отсталость, несовершеннолетние, злоупотребление пав, аддиктивное поведение, социально-трудовая реабилитация

Короткий адрес: https://sciup.org/14295894

IDR: 14295894   |   УДК: 616.89-008.441.13-053.2

Текст краткого сообщения Умственная отсталость у подростков, ассоциированная с употреблением алкоголя

Наркологическая ситуация в подростковой среде, сложившаяся в настоящее время в России, не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. В частности на протяжении последних лет отмечался непрерывный рост вовлеченности детей и подростков в употребление наркотических средств, синтетических наркотиков, продолжает расти и число злоупотребляющих алкоголем. Обращает на себя внимание и тот факт, что увеличивается число аддиктивных поступков, совершаемых подростками, имеющими нарушения интеллекта. Несмотря на это, изучению умственной отсталости, ассоциированной с регулярным употреблением психоактивных веществ, посвящены лишь единичные публикации в отечественных и зарубежных источниках.

Проблема умственной отсталости (УО) остается актуальной в современной психиатрии. Это связано как с достаточной распространенностью УО, составляющей от 0,6 % до 1—3 % населения, с тенденцией к увеличению в последние десятилетия числа лиц с УО, особенно с её легкими формами, так и с трудностями воспитания, трудового обучения и высоким риском дезадаптации среди умственно отсталых. Согласно данным А. А. Чуркина (1997), распространенность умственной отсталости в России составляет 608,1 на 100 тысяч населения (или 0,6 %), заболеваемость – 0,39 %. По распространенности психической патологии умственная отсталость оказывается на втором месте (31 %), а в подростковом возрасте выходит на первое место (50,3 %, из них 80 % приходится на легкие формы). Б. Д. Менделевич (2009) по данным официальной статистики за период 2001–2007 гг. установил, что умственная отсталость в 2007 г. зарегистрирована у 16,4 % больных в детском и у 22,9 % в подростковом возрасте, причем более тяжелые формы патологии отмечались в 3 % случаев. А. П. Агарков и др. (2006) при исследовании структуры заболеваемости разными формами психической патологии у детей и подростков за 2005 г. – жителей Томска выявили, что в структуре заболеваемости диспансерной группы несовершеннолетних доминировала умственная отсталость (51 %) [1, 3, 4].

Показатели распространенности умственной отсталости среди детского населения в 2006 г. в Кемеровской области достигали значения 56,8 на 10 тысяч населения, среди подростков – 116,7.

При умственной отсталости достаточно часто встречается ранняя алкоголизация. Из-за легкой внушаемости, снижения критики умственно отсталые несовершеннолетние начинают употреблять алкогольные напитки в компании своих сверстников или более старших приятелей. Движущим мотивом у таких подростков являются любопытство, подражательство, но чаще первая проба обусловлена их повышенной внушаемостью. При этом для них типичны измененные формы опьянения, сопровождающиеся психопатоподобным поведением. Умственно отсталые подростки полностью не осознают последствий аддиктивного поведения, не могут выстроить логическую цепочку от начала злоупотребления психоактивными веществами с последующим возникновением зависимости и риском возможных негативных последствий. Это связано не столько с отсутствием или недостаточностью получаемой информации о последствиях аддиктивного поведения, сколько с клинико-психологическими особенностями этой категории подростков, их интеллектуальной неполноценностью.

Несовершеннолетние с легкой степенью умственной отсталости обучаются в коррекционных школах VIII вида по специальной коррекционной программе. Анализируя факторы, оказывающие влияние на развитие аддиктивного поведения среди учащихся коррекционных групп с легкой степенью умственной отсталости, следует учитывать основные черты психического недоразвития: недоразвитие абстрактного мышления и негрубое уплощение эмоционально-волевой сферы личности. Общее психическое недоразвитие учащихся коррекционных школ оказывает влияние на неспособность перенести полученные знания о нравственных нормах и представлениях в реальные жизненные ситуации, о их высокой потребности в социальном одобрении, которая может реализовываться через употребление ПАВ «за компанию», стремление быть «как все», «не хуже других».

На формирование аддиктивного поведения у подростков с нарушением интеллекта оказывают влияние такие факторы риска, как интеллектуальное нарушение, эмоционально-личностное неблагополучие и связанные с ними нарушения адаптации и социализации. При изучении факторов, способствующих ранней алкоголизации подростков, необходимо учитывать весь комплекс действующих на них неблагоприятных биологических и микросоциальных условий, связанные с этим индивидуально-психологические особенности обследуемых и возникающие у них разнообразные личностные проблемы. Воспитание в асоциальных условиях или помещение ребенка из отягощенной алкоголизмом семьи в детский дом, имитация им на ранних этапах онтогенеза алкогольного поведения родителей является важным фактором формирования у него в дальнейшем мотивационных установок в отношении употребления алкогольных напитков, а возникающая в связи с разрушением семьи дополнительная фрустрация способствует усилению этой мотивации.

С целью изыскания путей для коррекционной работы с подростками, склонными к злоупотреблению алкоголем, мы провели клиникопсихологический анализ их состояния в зависимости от наследственной отягощенности алкоголизмом и некоторых особенностей микро-социальной (семейной) среды. Во всех наблюдениях факторами риска формирования аддик-ции явились дисфункциональные семейные условия, с преимущественно конфликтным, дисгармоничным характером, что проявлялось алкогольным бытом с безразличием членов семей по отношению друг к другу. Одновременно определяющим отношение к потреблению спиртных напитков было влияние сверстников, которому очень легко подвергались подростки с умственной отсталостью.

Материал исследования. Нами проанализированы истории болезней 40 пациентов мужского пола с умственной отсталостью легкой степени, в возрасте от 15 лет. В ходе исследования проводилась экспериментально-психологическая диагностика, направленная на изучение интеллектуально-мнестической деятельности несовершеннолетних. Все представители исследуемой группы являлись выпускниками коррекционных школ-интернатов VIII вида.

Методы исследования : клинико-психопатологический, клинико-динамический, экспериментально-психологический, математико-статистический.

Результаты и их обсуждение. Поскольку одним из определяющих факторов развития аддиктивного поведения у подростков является модель потребления ПАВ в семье, выявлено следующее. Обследованная выборка характеризовалась высоким процентом алкоголизма родительского – в 34 случаях из 40, что составляет 85 %, причем в 18 случаях алкоголем злоупотребляли и отец, и мать. В 5 % случаев в семейном анамнезе прослеживалась умственная отсталость одного из родителей. Большая часть детей (92,5 %) воспитывалась в дисфункциональных семьях. Следовательно, становление жизненных установок у изучаемого подросткового контингента происходило в условиях эмоциональной депривации, отвержения родителями, которые характеризовались узким, ограниченным кругом интересов, односторонностью запросов, безразличием к собственной судьбе, положению и воспитанию детей [2, 5].

Большое внимание в работе уделялось изучению таких социально-демографических критериев, как состав семьи. Анализ состава семьи участников исследования показал, что 16 человек (40 %) воспитывались в неполных семьях, из них 15 % воспитывались в многодетных семьях. В связи с лишением родителей прав у родителей 8 подростов (20 %) была оформ- лена опека и подростки проживали с опекунами или воспитывались в приемных семьях. Воспитанниками государственных учреждений являлись 9 человек (22,5 %). Большая часть обследованного контингента до поступления в государственное учреждение проживала определенное время в родительских семьях или у родственников с асоциальным и алкогольным бытом в условиях гипоопеки и безнадзорности. Большинство матерей были социально неблагополучными – не имели образования, постоянного места работы, в 70 % случаев дети родились вне брака. У многих женщин беременность протекала на фоне гипоксии плода, было патологическое течение родов. Для детей, перенесших внутриутробное воздействие алкоголя, характерны стигмы дисэмбриогенеза (малые аномалии развития). Дети рождались маловесными, даже при нормальной продолжительности беременности. Характерной особенностью женщин, употребляющих алкоголь, является отсутствие их заинтересованности в благополучном исходе беременности, в рождении и воспитании здорового ребенка.

Таким образом, в большинстве случаев дети воспитывались в условиях недостаточной заботы, ухода и внимания со стороны матерей и семьи, а часть детей вообще не воспитывалась родителями с раннего возраста. Вследствие злоупотребления родителями алкоголем дети были свидетелями скандалов, драк, жили в состоянии хронического стресса.

Все испытуемые были членами подростковых групп, употребляющих алкогольные напитки. Возраст начала первых проб алкогольных напитков варьировал от 10 до 17 лет. Средний возраст первого знакомства с алкогольными напитками составлял 14 лет. Чаще всего первая проба алкоголя происходила в компании сверстников. Как правило, первое знакомство со спиртным было связано с желанием испытать его действие на себе, удовлетворить любопытства. Более или менее систематическое употребление алкогольных напитков у всех обследуемых происходило в кругу приятелей, под непосредственным влиянием компании. По выбору предпочитаемых напитков преобладало пиво (48 %) и алкогольные коктейли (36 %), с более редкой частотой подростки употребляли крепкие спиртные напитки (водка, коньяк) – 16 %.

У 14 подростков (35 %) склонность к употреблению алкогольных напитков появлялась на фоне уже имевшихся девиаций поведения, которые чаще всего проявлялись в отказе от посещения школы, уходах из дома, драчливости. Несколько человек имели проблемы с законом, состояли на учете в полиции за совершенные правонарушения. Эти подростки игнорировали замечания родителей и педагогов или откровенно негативно относились к ним.

Помимо клинического метода, в ходе исследования нами использовались экспериментально-психологические методики, направленные на исследование интеллектуально-мнестической сферы, особенностей поведения подростков в сложных жизненных ситуациях, оценку собственного восприятия своих поступков. Все исследования выполнялись с направляющей помощью экспериментатора, причем зачастую с неоднократным повторением инструкции.

Определение самооценки выявило формальный подход у подростков к исследованию. Показатели на среднем уровне по всем шкалам отметили 18 (45 %) подростков. Завышенные показатели по шкалам определялись у 15 (37,5 %) подростков, что характеризовалось снижением критической оценки себя и отсутствием признаков реалистичности ситуации. По шкале алкоголизации все обследуемые не признавали наличие проблемы. У подростков с отягощенной по алкоголизму наследственностью, выходцев из неполных семей, воспитываемых одной матерью, а также у подростков, воспитывающихся в детском доме, характерными были проявления инфантилизма, неустойчивости, импульсивности. Кроме того, у них отмечались трудности переключения внимания, склонность к стереотипным реакциям, страхам, подавленности. При проведении проективных методик у подростков с умственной отсталостью характер их ответов был связан с особенностями личности, сюжетные картинки содержательны, в отдельных случаях эмоционально отражают суть понятия, у большинства обследованных прослеживается склонность к употреблению спиртных напитков. У 28 подростков (70 %) из 40 обследованных умственная отсталость сочеталась с поведенческими нарушениями, что отражалось в проявлениях физической агрессии, косвенной агрессии, раздражительности в различных ситуациях и подтверждалось результатами психологических исследований.

Заключение. Обобщая полученные результаты, следует констатировать, что у большинства подростков с умственной отсталостью наблюдаются несформированное отрицательное отношение к курению, склонность к употреблению алкоголя и наркотических средств, отсутствие знаний о негативном влиянии психоактивных веществ на организм человека, отсутствие способности логически проследить, к каким последствиям может привести употребление психоактивных веществ. Все это делает данную категорию подростков группой повышенного риска в отношении аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение микросоциального окружения у большинства этих подростков так же не способствует становлению отрицательного отношения к употреблению ПАВ,

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения подросткам с умственной отсталостью, склонным к злоупотреблению ПАВ, программ коррекционных и лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на повышение их уровня знаний о вредных последствиях употребления различных видов ПАВ, помощь в освоении жизненных навыков по принятию решений и сопротивляемости давлению со стороны сверстников с отрицательными поведенческими установками, обучение альтернативным, более конструктивным и здоровым формам реализации потребности в социализации.

Список литературы Умственная отсталость у подростков, ассоциированная с употреблением алкоголя

  • Агарков А. А., Глушко Т. В., Погорелова Т. В. Социальная адаптация лиц допризывного и призывного возрастов, страдающих умственных отсталостью//Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2006. -№ 5. -С. 72.
  • Лопатин А. А. Реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, в условиях общеобразовательного учреждения//Мать и дитя в Кузбассе. -2002. -Спецвыпуск. 1. -С. 30-31.
  • Менделевич Б. Д. Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения детского населения Российской Федерации//Социальные аспекты здоровья населения . -2009. -№ 3 (11).
  • Чуркин А. А. Психическое здоровье населения России в 1985-1995 гг.//Российский психиатрический журнал. -1997. -№ 1. -С. 53-58.
  • Семке В. Я., Мандель А. И., Бохан Н. А. и др. Эмоционально-личностные особенности подростков с противоправным поведением (особенности психологической диагностики). -Томск, 2005. -52 с.