Управление цифровыми цепочками создания ценности в жизненном цикле продукции
Автор: Жаринов Игорь Олегович
Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu
Рубрика: Экономика предприятий, регионов и отраслей
Статья в выпуске: 5 (131), 2021 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается задача экономического управления цепочками создания ценности, возникающими в операционном потоке работ компаний, осуществляющих свою деятельность в формате фабрик Индустрии 4.0. Цепочку ценности составляет комбинация бизнес-процессов и бизнес-практик, объединенных в сценарий предоставления полезности конечному потребителю. Цепочки ценности позиционируются как цифровые объекты экономического управления, взаимодействующие с рынком и регулируемые бизнес-системой. Цифровизация цепочек ценности обусловлена массовым внедрением кибертехнологий в бизнес-процессы компаний, параллельно влияющим на межфирменные соглашения о распределении добавленной стоимости во внутренней среде бизнес-системы. Приводится схема экономического управления цифровыми цепочками создания ценности, актуальными для жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
Цепочка создания ценности, цифровизация, индустрия 4.0, экономическое управление, кибертехнологии
Короткий адрес: https://sciup.org/148323865
IDR: 148323865
Текст научной статьи Управление цифровыми цепочками создания ценности в жизненном цикле продукции
Глобализация экономических процессов в машиностроительной отрасли Германии привела [10] сегодня к возникновению концепции Индустрии 4.0, предполагающей проведение масштабных институциональных и инфраструктурных преобразований в первичных и агрегированных звеньях промышленности (бизнес-системы различной специализации), осуществляющих свою деятельность в услови-
ГРНТИ 06.81.12
Статья поступила в редакцию 19.06.2021.
ях инновационной экономики. Концепция предполагает внедрение передовых информационных и кибертехнологий, а также средств киберфизической автоматизации производства в цепочки создаваемой ценности, регулируемые менеджментом компаний.
Управление цепочками ценности осуществляется адаптивными методами, трансформирующими жизненный цикл продукции с целью ее оперативного вывода на рынок. Ожидаемый эффект от внедрения основных положений концепции Индустрии 4.0 в сегменты промышленного производства заключается в усилении конкурентных позиций компаний на рынке и позитивных преобразованиях цепочек ценности, обеспечивающих повышенную добавленную стоимость продукции [5].
Цепочки ценности в Индустрии 4.0
Методологическую базу формирования цепочки ценности составляет идеология М. Портера, закрепляющая в качестве звеньев цепи бизнес-процессы и бизнес-практики компаний, реализуемые для приращения добавленной стоимости продукции, а также бизнес-логистику компаний, продвигающую продукцию на рынке до конечного потребителя. Поэлементное представление цепочки ценности локальными объектами экономического управления необходимо для организации целевого регулирования рыночных стратегий корпоративной бизнес-системы, оптимальность которого достигается по критериям качества операционной деятельности компаний, качества производимой продукции и зависит от их межкритериальной согласованности.
Инновационные механизмы управления цепочками ценности предполагают [11] как трансформацию основных технологических и бизнес-процессов компаний, осуществляемую ресурсами собственного менеджмента, так и трансформацию бизнес-отношений, возникающих между бизнес-партнерами. Целевой функцией управления цепочками создания ценности в Индустрии 4.0 является полезность конечной продукции или сервиса, выраженная в потребительских свойствах и качествах (эксплуатационнотехнических характеристиках), формируемых, в частности, с использованием кастомизации. Максимизация полезности продукции образуется в случае оптимального экономического управления, объектом регулирования в котором являются бизнес-процессы групп цифровых, умных и виртуальных фабрик, интегрированных в общую корпоративную бизнес-систему Индустрии 4.0.
Реализация инновационных механизмов экономического управления цепочками ценности осуществляется в рамках бизнес-процессов компаний, консолидация операционной деятельности которых сконцентрирована на инструментах внутреннего технологического менеджмента и рыночных бизнес-моделях, использующих принципы [4, 6]:
-
• киберпроектирование как сервис, заключающееся в предоставлении потребителю на возмездной основе услуги по кастомизации цифровой продукции (цифровых двойников изделий), свойства которой согласовываются с заказчиком на начальном этапе создания ценности;
-
• киберпроизводство как сервис, заключающееся в предоставлении потребителю в аренду (шеринг) функций киберфизического оборудования, предназначенных для кастомизации физической продукции (изделия), свойства которой настраиваются на этапе ее изготовления;
-
• киберобслуживание как сервис, заключающееся в предоставлении потребителю инструментами web-ресурсов и web-технологий услуги по послепродажному сопровождению цифровой или физической продукции, требующей обновления программного обеспечения, ремонта, обеспечения дополнительными (сопутствующими) компонентами и др.
Перевод цепочки создания ценности на новые бизнес-модели функционирования компаний и перенос ряда функций компаний в цифровую среду обусловливают внедрение в жизненный цикл продукции бизнес-процессов менеджмента, рассматривающих ресурсы фабрик Индустрии 4.0 в соответствии с парадигмой «все как сервис», адаптирующей промышленность под актуальный спрос и условия инновационных рынков. Ориентация производителей на конечного потребителя и его индивидуальные предпочтения является отличительной чертой наблюдаемой сегодня трансформации промышленности, драйверами которой выступают бизнес-системы и отраслевые бизнес-сети, использующие кибертехнологии искусственного интеллекта, аддитивные и облачные технологии, интернет вещей и др., обеспечивающие цифровизацию и автоматизацию бизнес-процессов компаний.
Цепочки ценности как объект управления
Цифровая цепочка создания ценности [1], возникающая в бизнес-отношениях инновационных компаний, является объектом экономического управления, автоматический контроль бизнес-процессов в котором возлагается на программно реализуемые смарт-контракты. Смарт-контракты взаимодействуют посредством транзакций данных с материальными ресурсами (киберфизические системы) основных производственных фондов компаний и с нематериальными активами, участвующими в изготовлении продукции. Интеграция бизнес- и технологических процессов в общую цепочку ценности применяется по отношению к этапам создания нового типа продукции. Это – смарт-продукция, менеджмент которой полностью осуществляется в цифровой (виртуальной) среде. Виртуальная среда содержит инструменты автоматизации, координирующие совместную деятельность фабрик в сквозных бизнес-процессах формирования, распределения и потребления ценности.
Участие в бизнес-системе разнопрофильных фабрик, совместно работающих над созданием смарт-продукции, приводит к задаче экономического управления крупным хозяйствующим объектом и его внутренними бизнес-процессами, разрешаемой в многомерном параметрическом пространстве. Система экономического управления цифровой цепочкой создания ценности, актуальной для бизнес-системы Индустрии 4.0, приведена на рис. 1. Объектами управления представлены наиболее специфичные для фабрик виды деятельности.
--- Целевые показатели смарт-контракта жизненного цикла продукции в бизнес-системе
Индивидуальный Л
—Н Потребитель заказ V V
Рыночные вызовы
Н Менеджмент цифровой фабрики
Объект управления
(киберпроектирование)
Менеджмент умной фабрики
Добавленная стоимость и показатели
качества цифровой смарт-продукции
Показатели смарт-контракта
Рыночные вызовы
Добавленная стоимость и показатели качества физической смарт-продукции
Индивидуальный _ Л
Потребитель заказ V V
Г Объект управления к (киберобслуживание)
Индивидуальный заказ
Менеджмент виртуальной фабрики
Потребитель
Объект управления
(киберпроизводство)
Добавленная стоимость и показатели качества сервисных услуг
Рис. 1. Система экономического управления цифровой цепочкой создания ценности, актуальной для бизнес-системы Индустрии 4.0
Технологии экономического управления, применяемые [7] для регулирования характеристик звеньев в цепочках ценности, основаны на контроле организационных, технологических, финансовых и др. показателей компаний, значимо влияющих на положение бизнес-системы на рынке и свойства предлагаемой потребителям смарт-продукции. Экономическое управление цифровой цепочкой ценности, таким образом, регулирует внутренние бизнес-процессы целостной бизнес-системы, реагирующей на рыночные вызовы внешней среды.
Значимой для экономического управления цифровой цепочкой ценности является комплементар-ность бизнес-процессов фабрик, реализующих взаимозависимую систему отношений «разработчик – изготовитель – потребитель». Прослеживаемость смарт-продукции на всех этапах ее жизненного цикла актуализирует проблему синтеза открытых бизнес-моделей, наблюдаемость и управляемость финансово-технологических параметров которых обеспечивается корпоративными механизмами, «размывающими» границы бизнес-процессов отдельных компаний.
Коммерческий успех в условиях Индустрии 4.0 сегодня прогнозируется [8] бизнес-системам, функционирующим на основе цифровых экосистем, адаптационные возможности которых на рынке сконцентрированы в направлениях оптимизации цепей поставок, индивидуализированного открытого киберпроектирования и абсолютно автоматического киберпроизводства массовой и кастомизирован- ной продукции. Экосистема в цифровой цепочке создания ценности является интегратором бизнес-процессов, обеспечивающим автоматическое (на уровне смарт-контрактов и управления киберпроизводством) и автоматизированное (на уровне кастомизации и открытого киберпроектирования) взаимодействие бизнес-системы и потребительского сообщества, подчиняющееся определенным правилам. Экосистемы, таким образом, имеют системообразующее значение для отраслей промышленности и определяют бизнес-сети группы компаний, каждая из которых по-своему приращивает стоимость конечной продукции (экономика масштаба).
Клиентоцентричность промышленности и ориентация деятельности инновационных фабрик на потребителя являются источниками дополнительной выгоды, раскрывающими в цифровой цепочке ценности потенциал внутренней и внешней логистики бизнес-системы. Цифровизация внутренней логистики приводит к снижению издержек компаний, связанных с агрегацией и контролем данных, отражающих движение продукции промежуточного потребления. Эффективность внешней логистики повышается в результате новых бизнес-стратегий: идентификация потребительских предпочтений и вовлечение потребительского сообщества в контроль бизнес-процессов дистрибуции продукции, осуществляемый, в частности, через мобильные приложения и web-ресурсы.
В итоге, субъектами экономического управления цифровыми цепочками ценности наравне с биз-нес-системой выступают потребители, влияющие на рыночный спрос продукции, логистику цепей поставок, кастомизированные свойства и спецификации продукции. Бизнес-система в цепочке ценностей сохраняет за собой функцию экономического управления, максимизирующего добавленную стоимость конечной продукции. Фабрики Индустрии 4.0 в цепочке ценности наделяются полномочиями субрегуляторов, технологический менеджмент которых обеспечивает субоптимальную эффективность внутренних бизнес-процессов компаний.
Экономическое преимущество бизнес-системы в такой модели управления цифровыми цепочками ценности заключается в сочетании рыночной бизнес-стратегии поведения крупного хозяйствующего объекта во внешней среде с внутренними бизнес-моделями фабрик, предлагающих розничным потребителям продукцию, отвечающую их кастомизированным запросам. Перенос рыночной активности бизнеса от уровня фабрик на уровень бизнес-системы необходим для максимизации добавленной стоимости конечной продукции и реализации потенциала кибертехнологий, в совокупности достигаемых в результате использования приемов активного менеджмента и способов адаптивного экономического управления группами фабрик, контролируемых корпоративно при совместном преобразовании потоков ресурсов.
Трансформация кривой распределения стоимости
Различные конфигурации кривых, характеризующих распределение добавленной стоимости продукции, созданной в цепочках ценности бизнес-системы Индустрии 4.0, приведены на рис. 2. Выпуклость (вогнутость) кривых определяется [9, 12] конкурентными положениями фабрик и бизнес-системы на рынке, применяемыми на соответствующем этапе создания продукции кибертехнологиями, ценовыми соглашениями компаний с бизнес-партнерами и др.
Основанные на кибертехнологиях инновационные методы управления цифровыми цепочками ценности исходят из гипотезы о кусочно-линейной аппроксимации последовательности взаимодействия компаний. Фрагментированный взгляд на бизнес-отношения соседних звеньев цепочки проявляется в модульном принципе конфигурирования потоков ценности, учитывающем, с одной стороны, уникальность, самозакмкнутость и самодостаточность бизнес-процессов цифровой, умной и виртуальной фабрик, а с другой – сквозное корпоративное управление бизнес-системы. Управленческий потенциал иерархически более крупного экономического субъекта реализуется в перераспределении издержек, возникающих в бизнес-системе на различных этапах создания ценности, и в снижении конкурентного давления, изолированно испытываемого фабриками на рынке.
Переход промышленности на цифровые и физические смарт-продукты, созданные (кастомизированные) при непосредственном участии потребителя, обусловливает возникновение укороченных цепочек ценности, в которых этапы киберпроектирования или киберпроизводства становятся замыкающими. Аналогичный эффект возникает при шеринге киберфизического оборудования, аренда процессных функций которого и подконтрольные потребителю изготовление и дистрибуция продукции «мигрируют» вправо в цепочке ценности. Пропорционально снижению добавленной стоимости этапа исходящей логистики изменяется и распределение дохода компании, что неизбежно отражается на конфигурации цепочек.
Результирующая кривая добавленной стоимости продукции бизнес-системы Индустрии 4.0 с учетом экономического самоуправления фабрик
^ Добавленная стоимость
Маркетинговые

\ исследования
иберпроектирование (дизайн)

^Логистика
Киберобслуживание (сервис продукции)
Киберобслуживание (сервис продукции)
Г Киберобслуживание
(сервис продукции)
Q Логистика

(транспортиро-
Операционная деятельность
"Распределение добавленной стоимости продукции / бизнес-системы без самоуправления фабрик /
Логистика

(снабжение, подготовка производства)
Рис. 2. Различные конфигурации кривых, характеризующих распределение добавленной стоимости продукции, созданной в цепочках ценности бизнес-системы Индустрии 4.0
Наличие в цепочке ценности звеньев, приносящих фабрикам неравномерно распределенную добавленную стоимость, обусловливает отличия в настройках промежуточных регуляторов (внутренний менеджмент компаний), применяемых в системе экономического управления. Непропорциональность управления цепочками ценности приводит [2, 3] к перераспределению потоков доходов компаний, связанному с усилением роли технологий в бизнес-процессах киберпроектирования (начальный цикл), киберпроизводства (промежуточный цикл) и киберобслуживания (конечный цикл) продукции. Количественное установление соотношения факторов, влияющих на добавленную стоимость продукции, прослеживаемую вдоль цепочки создания ценности, актуально для синтеза функции экономического управления, закладываемой в рыночную стратегию поведения бизнес-системы.
Заключение
Доходные звенья и их агрегации в цепочке создания ценности являются объектами первоочередных институциональных и инфраструктурных преобразований, определяющих наиболее привлекательные позиции для инвестирования, способствующего переводу отечественной промышленности на кибертехнологии Индустрии 4.0. Такая динамика в современной экономической теории породила самостоятельное направление исследований, связанное с перераспределением материальных и нематериальных активов внутри цепочки ценности и максимизацией финансового участия компаний в этапах жизненного цикла продукции, приносящих повышенную долю добавленной стоимости.
Список литературы Управление цифровыми цепочками создания ценности в жизненном цикле продукции
- Götz М., Jankowska B. Adoption of Industry 4.0 technologies and company competitiveness: case studies from a post-transition economy // Foresight and STI governance. 2020. Vol. 14. № 4. Р. 61-78.
- Акбердина В.В., Смирнова О.П. Сетевые сопряженные производства в контексте четвертой промышленной революции // Журнал экономической теории. 2017. № 4. C. 116-125.
- Амоша А.И., Вишневский В.П., Ляшенко В.И., Харазишвили Ю.М., Пидоричева И.Ю., Мадых А.А., Ох-тень А.А., Дасив А.Ф., Миночкина О.М. Индустрия 4.0: направления привлечения инвестиций с учетом интересов отечественных производителей // Экономический вестник Донбасса. 2019. № 3 (57). C. 189-216.
- Анисимов К.В. Перспективы формирования киберфизических систем в промышленности в условиях Индустрии 4.0 // Экономика и управление в машиностроении. 2020. № 4. C. 27-31.
- Барсуков А.П. Трансформация цепочек создания ценности на основе внедрения цифровых технологий // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2019. № 2 (66). C. 92-105.
- Габриелян О.Р. Особенности развития шеринг-экономики в России // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2018. № 4 (35). С. 36-37.
- Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровая трансформация цепочек создания ценности: «улыбка» может оказаться «хмурой» // Журнал институциональных исследований. 2018. Т. 10. № 4. С. 58-77.
- Захаркина А.В. Смарт-контракт в условиях формирования нормативной платформы экосистемы цифровой экономики Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 47. С. 66-82.
- Кондратьев В.Б. Глобальные цепочки стоимости, индустрия 4.0 и промышленная политика // Журнал новой экономической ассоциации. 2018. № 3 (39). С. 170-178.
- Попкова Е.Г., Морозова И.А., Позднякова У.А. Модернизация экономики России с помощью построения Индустрии 4.0: проблемы, тенденции, перспективы // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6 (216). С. 23-27.
- Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Цифровая бизнес-модель: управление технологиями и контроль прибыли // Инновации в менеджменте. 2020. № 3 (25). С. 68-78.
- Щекотурова С.Д., Кашпаров Д.В., Пурыжова Л.В., Савченко В.А., Фарафонова Ю.Ю. Обзор положения российских промышленных предприятий в период смены государственной парадигмы от инновационной экономики к концепции «Индустрия 4.0» (на примере предприятия металлургической отрасли) // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 1036-1040.