Управление движением денежных потоков предприятия в условиях глобализации мировой экономики
Автор: Ци Ж.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 4-2 (23), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140119398
IDR: 140119398
Текст статьи Управление движением денежных потоков предприятия в условиях глобализации мировой экономики
В современной мировой экономике достигнут такой уровень глобализации, сто структурные соотношения, складывающиеся в сфере международных экономических отношений, оказывают непосредственное воздействие на деятельность отдельных предприятий, создавая специфическую макроэкономическую среду. Финансовые результаты деятельности предприятия в рыночной экономике определяются соотношением положительных и отрицательных денежных потоков, разностью которых и является прибыль. Однако в условиях когда повышение открытости национальной экономики радикально усиливает воздействие мировой макроэкономической конъюнктуры как на основные макроэкономические показатели, так и на государственную макроэкономическую политику, конечный финансовый результат зависит не только от успешности продвижения фирмой своих товаров и услуг на рынке, но и от колебаний валютного курса, уровня цен и других макроэкономических факторов.
Современная мировая экономика характеризуется накопленным за последние десятилетия глобальным дисбалансом, который стал результатом массированного перемещения промышленных мощностей из развитых стран в развивающиеся и формирования в развитых странах постиндустриальной «экономики знаний», занятой, преимущественно, генерированием новых технологий. [1; 14; 15] В результате этого технические идеи, генерируемые «экономикой знаний» развитых стран, преобразуются в конечные товары и услуги в новых индустриальных странах, которые они затем экспортируют в развитые страны, что увеличивает их активное сальдо по текущим операциям. [16] Развитые страны, наоборот, имеют пассивный баланс по текущим операциям и компенсируют его за счет импорта капитала. При этом активы платежных балансов, возникающие у новых индустриальных стран создают повышательное давление на их валютные курсы, рост которых способен нивелировать конкурентные преимущества их экспорта, базирующиеся на относительной дешевизне ресурсов. Для того чтобы избежать этого, многие новые индустриальные страны, и в первую очередь Китай, осуществляют политику валютного протекционизма, которая приводит к накоплению валютных резервов и ускоренному росту денежной массы. [2; 18]
В результате, в экономике новых индустриальных стран формируется долгосрочное внутреннее и внешнее неравновесие, что делает неприменимыми по отношению к ним традиционные макроэкономические модели, базирующиеся на предположении о том, что национальная экономика в долгосрочном плане способна достигнуть равновесия. [3; 4; 5; 7; 8; 11; 12, 13] Хроническое активное сальдо платежного баланса генерирует хронический избыточный спрос, который способен, в зависимости от доминирующего типа экономического поведения, как стимулировать экономический рост, так и провоцировать инфляцию. [6; 9; 10]
Развитие инфляционных процессов, в этих условиях, создает многообразные риски и возможности с точки зрения управления денежными потоками предприятия. С одной стороны, умеренная инфляция может оказывать положительное влияние на инвестиционные потоки предприятия, поскольку снижает реальную процентную ставку и, следовательно, увеличивает доступность кредитных ресурсов. Поскольку денежные власти в этот период, как правило, заняты сдерживанием роста валютного курса и накоплением резервов, сопровождающимся расширением денежного предложения, повышение процентных ставок коммерческими банками будет затруднено и удешевление кредитных ресурсов может иметь значительные масштабы. [17] Однако, ускорение темпов инфляции свыше допустимого предела может быть чревато ужесточением денежно-кредитной политики государства, которое выражается в ограничении денежного предложения, главным образом, за счет финансирования государственных предприятий, а также проведением либеральных мер, направленных на стимулирование конкуренции как между предприятиями государственного и частного сектора, так и внутри государственного сектора. [18] Поэтому при формировании ценовой политики предприятия, которая в значительной мере определяет поток будущих доходов необходимо учитывать, с одной стороны, потенциальный рост цен на ресурсы, который может отрицательно сказаться на будущей прибыли, а, с другой стороны, возможные ограничительные меры со стороны государства, в случае если рост цен будет чрезмерным с точки зрения денежного регулятора. Поэтому предприятие должно, в этих условиях, осуществлять свою ценовую политику таким образом, чтобы с одной стороны рост цен на продукцию предприятия не отставал от роста цен на ресурсы внешних поставщиков а, с другой стороны, вносил минимальный вклад в раскручивание общего инфляционного процесса. В особенности это касается крупных национальных и транснациональных компаний, а также естественных монополий, цены на товары и услуги которых влияют на издержки производства и цены подавляющего большинства товаров и услуг.
Еще один риск, связанный с развитие инфляционных процессов, возникает в связи с возможным изменением валютной политики. Рост цен вызывает повышение реального валютного курса, несмотря на усилия центрального банка сдерживать рост номинального курса. Правда, этот процесс происходит достаточно медленно, но поскольку активное сальдо платежного баланса поддерживается в течение длительного времени, инфляция, вызванная расширением денежной массы, связанной с накоплением валютных резервов, постепенно сводят на нет усилия по сдерживанию роста валютного курса. В этой ситуации центральный банк может избрать один и двух возможных вариантов решения проблемы. Он может либо продолжить политику занижения валютного курса, компенсируя инфляционный рост реального курса снижением номинального, либо – отказаться от занижения валютного курса и допустить ревальвацию национальной валюты.
В первом случае наибольший выигрыш получат предприятия, работающие на внешний рынок и фирмы испытывающие конкурентное давление иностранных импортеров, поскольку эта конкуренция будет существенно ослаблена. Кроме того в выигрыше окажутся фирмы, имеющие значительные иностранные активы, поскольку доходы от этих активов, измеренные в национальной валюте, возрастут. Но при этом, неизбежно, пострадают фирмы, имеющие значительные международные обязательства, поскольку стоимость обслуживания этих обязательств возрастет. [19]
Во втором случае пострадают фирмы-экспортеры и фирмы, испытывающие конкурентное давление иностранных фирм на внутреннем рынке страны, а также фирмы, имеющие значительные иностранные активы, поскольку их доходность, номинированная в национальной валюте, уменьшится. И, наоборот, выиграют те, кто имеет значительные международные обязательства, поскольку стоимость их обслуживания в национальной валюте сократится.
Возможность двух диаметрально противоположных вариантов развития событий создает ситуацию неопределенности и существенно увеличивает риски. В этих условиях главным с точки зрения управления денежными потоками будет проведение диверсификации, как производственной деятельности, так и международных активов и обязательств фирмы. Это предполагает проведение сбалансированной инвестиционной политики, которая позволит правильно распределить производственную и маркетинговую активность фирмы между внешним и внутренним рынком, а также взаимно уравновесить международные активы и обязательства фирмы. В этом случае финансовая стабильность фирмы не будет существенно зависеть от выбора валютной политики центральным банком. Разумеется, подобного рода диверсификация на практике трудноосуществима. Поэтому более реалистичным представляется политика управления денежными потоками, которая гибко ориентируется на текущую макроэкономическую политику государства и способна предвидеть будущие действия регуляторов и гибко адаптировать к ним структуру активов и обязательств фирмы. Такая политика, очевидно, не сможет полностью обезопасить фирму от потерь, связанных с произвольными действиями макрорегулятора. Однако, она позволит минимизировать эти потери и повысить финансовую устойчивость фирмы в условиях современной глобальной экономики.
Список литературы Управление движением денежных потоков предприятия в условиях глобализации мировой экономики
- Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность. -М.: ТЕИС, 2003.
- Брюне А., Гишар Ж.-П. Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения -М.: Новый хронограф, 2012.
- Лихачев М.О. Теория макроэкономического равновесия (историко-эволюционный аспект). -М.: МГОУ, 2007.
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие: методологические проблемы и реалии переходной экономики. -М.: МГОУ, 2007.
- Лихачев М. Теория макроэкономического равновесия в контексте методологических проблем современной экономической науки//Вопросы экономики, 2008. №7
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие и модели экономического поведения.//Экономические науки, 2008, № 4. -С. 104-108.
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М., 2010.
- Лихачев, М. О. Кейнсианская концепция макроэкономического равновесия как альтернатива неоклассическим представлениям (формирование и развитие)//Экономические науки. -2011. -№ 4. -С. 43-46.
- Лихачев М. Роль поведенческих моделей в онтологической структуре современной макроэкономики//Вопросы экономики. -2013. -№ 7. -С. 98-110.
- Лихачев М.О. Дискреция или «правила»: старая дилемма макроэкономической политики в контексте глобального экономического кризиса//European Social Science Journal. 2013. № 11-1 (38). С. 346-354.
- Лихачев М.О. Равновесие экономической системы и занятость. Вопросы теории. Дис. на соиск. уч. степ, к.э.н. М., 1997.
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики (историческая эволюция и методологический статус). Дис. на соиск. уч. степ, д.э.н. М., 2010.
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как теоретический принцип анализа рыночной экономики//Журнал экономической теории. 2008. № 2. С. 105-112.
- Лихачев М.О. Кризис современной модели глобализации и роста мировой экономики//Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/49EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ DOI: 10.15862/49EVN216
- Eekelen B. Knowledge for the West, Production for the Rest?//Journal of Cultural Economy, 2015,8:4, 479-500.
- Fung K. C., Sarah Y. T. Foreign trade of China//Routledge handbook of the Chinese economy. NY, 2015. pp. 208 -221.
- Gang Y., Kai G. Banking and financial institutions//Routledge handbook of the Chinese economy. NY, 2015. pp. 235 -254.
- Ligang S. State and non-state enterprises in China’s economic transition//Routledge handbook of the Chinese economy. NY, 2015. pp. 182 -207.
- Yasheng H. China’s inbound and outbound foreign direct investment//Routledge handbook of the Chinese economy. NY, 2015. pp. 222 -234.
- Yu Y. Мacroeconomic management of the Chinese economy since the 1990s//Routledge handbook of the Chinese economy. NY, 2015. pp. 138 -156.