Управление финансовыми потоками предприятия в условиях роста открытости национальной экономики

Автор: Чжан Цзинчао

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 5-2 (36), 2017 года.

Бесплатный доступ

Анализ и управление потоками капитала.

Финансовые потоки, мировое хозяйство, экономика знаний, товарные потоки

Короткий адрес: https://sciup.org/140123959

IDR: 140123959

Текст научной статьи Управление финансовыми потоками предприятия в условиях роста открытости национальной экономики

В наше время процессы глобализации мировой экономики достигли невиданных в истории масштабов. Современная глобальная экономика базируется потсиндустраиализации развитых стран, сделавших своей международной специализацией «экономику знаний», то есть разработку новых технических и организационных идей и индустриальной специализации ведущих развивающихся стран, в первую очередь Китая, взявших на себя роль производителей материальных продуктов. [1, 14; 18] Эта ситуация оказывает существенное влияние на деятельность современных китайских предприятий, существенно осложняя для них задачу управления финансовыми потоками. Сложившуюся в современном мире макроэкономическую ситуацию характеризует глобальный дисбаланс, который создается дефицитами платежных балансов развитых стран и значительными профицитами платежных балансов, развивающихся стран, активно включенных с сложившуюся систему разделения труда в современной мировой экономике. Дефициты платежных балансов в развитых странах покрываются за счет привлечения капиталов из развивающихся стран так что в современной мировой экономике и товарные потоки и потоки капитала преимущественно направлены из развивающихся стран в развитые. [16]

Для того, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества, развивающиеся страны, в первую очередь Китай, вынуждены поддерживать заниженный курс своей национальной валюты, позволяющий им поддерживать высокие объемы товарного экспорта. Эта политика получила в современной экономической литературе наименование валютного протекционизма. [2] Вот как описывает эту политику один из современных исследователей китайской экономики Ю. Юндинг «^большая часть китайских валютных резервов помещена в государственные ценные бумаги США и ценные бумаги других государств. В настоящее время Китай является чистым мировым кредитором с международной инвестиционной позицией в 2 трлн. долларов США. Это происходит потому, что низкий уровень доходности вложений, осуществляемых Китаем, совмещается с высоким уровнем доходности иностранных инвестиций в Китае… Это является отражением существенной неэффективности в использовании финансовых ресурсов. Ситуация может еще более ухудшиться в случае снижения курса доллара в будущем, поскольку китайские международные активы номинированы, в основном, в долларах, а китайские международные обязательства номинированы, главным образом, в юанях». [19, с. 153] Такая политика, если она будет продолжаться в будущем, существенно увеличит валютные, финансовые и политические риски китайской экономики и значительно осложнит финансовую деятельность китайских предприятий.

Эта ситуация в значительной мере не соответствует традиционным представлениям о равновесном характере рыночной экономики, которое лежит в основе подавляющего большинства современных макроэкономических теорий и моделей. [3; 4; 5; 7; 11; 12; 13] На представлении о равновесном характере рыночной экономики построены и так называемые модели «открытой экономики», которые моделируют взаимоотношения национальной экономики с внешним миром и на основе которых традиционно оцениваются внешнеэкономические риски. [15; 17] В противоположность этому современная мировая макроэкономическая ситуация для большинства стран характеризуется хроническим внутренним и внешним неравновесием. Для развивающихся стран и, в частности, для Китая это неравновесие характеризуется профицитом платежного баланса, который вынуждает денежные власти проводить политику занижения валютного курса и тем самым искусственно консервировать эту неравновесную ситуацию. В результате, также нарушается внутреннее равновесие, поскольку занижение валютного курса, осуществляемое путем скупки избыточной валютной выручки, увеличивает денежную массу, что создает избыточный спрос на товарных рынках и провоцирует рост цен. Это происходит из-за неоднородной реакции фирм на стимулирующее воздействие эффективного спроса. [6; 8; 9; 10;]

Сложившаяся ситуация создает ряд существенных рисков на микроуровне, в особенности для фирм, осуществляющих внешнеторговые операции и участвующие в международных инвестиционных проектах. Слишком низкий валютный курс, генерируя внутреннюю инфляцию как бы подрывает сам себя, поскольку рост внутренних цен по сравнению с мировыми приводит к повышению валютного курса в реальном выражении. В результате, денежные власти вынуждены компенсировать это новым понижением номинального курса национальной валюты. Естественно, все участники рынка понимают, что эта политика не может продолжаться до бесконечности. Рано или поздно она сменится на противоположную и денежные регуляторы вынуждены будут смириться с ростом номинального курса, который уравновесит платежный баланс. Это существенно увеличивает валютные и политические риски для тех, кто занимается внешней торговлей или привлечением иностранных инвестиций. Происходит ограничение возможностей импорта высокотехнологичного оборудования, и снижаются возможности привлечения иностранных финансовых ресурсов. Валютное хеджирование может способствовать снижению валютных рисков, но оно не может снизить политические риски, в частности, риски введения дополнительных ограничений во взаимодействии с иностранными инвесторами.

Как справедливо подчеркивает Ю. Юндинг: «Согласно теории «исключенного третьего» можно одновременно соблюдать лишь два из трех условий: поддерживать фиксированный курс, свободное движение капитала и независимость денежной политики. Такая крупная экономика как китайская, без сомнения, должна осуществлять независимую денежную политику. Следовательно, необходимо ограничить свободу движения капитала. В противном случае международные потоки капитала могут дестабилизировать экономику». [19, с. 152] Поэтому денежные регуляторы в любой момент могут ввести дополнительные ограничения на операции с иностранной валютой и иностранными инвестиционными ресурсами.

В этих условиях оптимизация финансовой деятельности предприятий требует гибкой оценки инвестиционных возможностей с учетом всего комплекса существующих рисков. Правильная оценка инвестиционных проектов предполагает, в первую очередь, реалистичное определение ожидаемой доходности проекта, поскольку только в этом случае можно будет с уверенностью ответить на вопрос компенсирует ли эта доходность все возможные риски. Также необходимо эффективно использовать привычные для современной валютного рынка методы хеджирования в сочетании с целенаправленным управлением финансовыми потоками предприятия, которое позволит осуществлять своевременную конвертацию получаемых средств и тем самым уменьшить потери от колебания валютных курсов и стабилизировать финансовые результаты предприятия.

Список литературы Управление финансовыми потоками предприятия в условиях роста открытости национальной экономики

  • Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность. -М.: ТЕИС, 2003.
  • Брюне А., Гишар Ж.-П. Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения -М.: Новый хронограф, 2012.
  • Лихачев М.О. Теория макроэкономического равновесия (историко-эволюционный аспект). -М.: МГОУ, 2007.
  • Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие: методологические проблемы и реалии переходной экономики. -М.: МГОУ, 2007.
  • Лихачев М. Теория макроэкономического равновесия в контексте методологических проблем современной экономической науки//Вопросы экономики, 2008. №7
  • Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие и модели экономического поведения.//Экономические науки, 2008, № 4. -С. 104-108.
  • Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М., 2010.
  • Лихачев, М. О. Кейнсианская концепция макроэкономического равновесия как альтернатива неоклассическим представлениям (формирование и развитие)//Экономические науки. -2011. -№ 4. -С. 43-46.
  • Лихачев М. Роль поведенческих моделей в онтологической структуре современной макроэкономики//Вопросы экономики. -2013. -№ 7. -С. 98-110.
  • Лихачев М.О. Дискреция или «правила»: старая дилемма макроэкономической политики в контексте глобального экономического кризиса//European Social Science Journal. 2013. № 11-1 (38). С. 346-354.
  • Лихачев М.О. Равновесие экономической системы и занятость. Вопросы теории. Дис. на соиск. уч. степ, к.э.н. М., 1997.
  • Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики (историческая эволюция и методологический статус). Дис. на соиск. уч. степ, д.э.н. М., 2010.
  • Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как теоретический принцип анализа рыночной экономики//Журнал экономической теории. 2008. № 2. С. 105-112.
  • Лихачев М.О. Кризис современной модели глобализации и роста мировой экономики//Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2. С. 54.
  • Манделл Р. А. Выбор экономической политики для достижения внутреннего и внешнего равновесия.//Этот изменчивый обменный курс. -М. 2001. С. 155 -164.
  • Попов В. Глобальные дисбалансы -нетрадиционная трактовка//Вопросы экономики. -2013. -№ 1. -С. 69-80.
  • Флеминг Д. М. Внутренняя финансовая политика при фиксированном и плавающем обменных курсах.//Этот изменчивый обменный курс. -М. 2001. с. 165 -178.
  • Eekelen B. Knowledge for the West, Production for the Rest?//Journal of Cultural Economy, 2015,8:4, 479-500.
  • Yu Y. Мacroeconomic management of the Chinese economy since the 1990s//Routledge handbook of the Chinese economy. NY, 2015. pp. 138 -156.
Еще
Статья научная