Городское и сельское в цветовой культуре
Автор: Грибер Юлия Александровна
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Искусство и культура
Статья в выпуске: 10 (23), 2017 года.
Бесплатный доступ
Объектом исследования является цвет города как самостоятельное явление культуры, а его предметом - социокультурный контекст формирования городской колористики. В статье представлена теоретическая модель структуры городской колористики, дается характеристика механизмов взаимодействия ее основных компонентов и приводится анализ конкретного случая, подтверждающего и иллюстрирующего основные принципы базовой теоретической модели. В исследовании применялась комбинация двух основных методов. На первом этапе теоретическая модель структуры цветовой культуры города строилась на основе анализа документов. На втором этапе использовалась методология кейс-стади. Источники исследования составили документы из фондов архивов, архитектурные фотографии, живописные и графические произведения, многоцветные фотооткрытки с видами городов, документы, регламентирующие городскую колористику. Проведенный теоретический и эмпирический анализ позволил сделать вывод о том, что ключевой особенностью цветовой культуры города является расщепление городской колористики на две части - официальную и бытовую. Каждый из элементов этой дихотомической модели имеет собственную семантику и выполняет различные социальные функции. В официальной цветовой культуре реализуются нормы городского образа жизни. Ее цвета исторически изменчивы, прогрессивны и подвержены так называемой «цветовой глобализации». Наоборот, бытовые цветовые пространства отражают особенности сельского уклада и имеют выраженные территориальные особенности. Компоненты цветовой культуры города не просто сосуществуют, вместе составляя городскую колористику. Они постоянно взаимодействуют, и в результате их взаимодействия в городском пространстве проявляется определенная цветовая композиция. Синхронные и диахронные срезы цветового поля хорошо поддаются реконструкции. Они довольно точно отражают характер и расстановку социальных сил, показывают особенности взаимоотношений индивидуальных и коллективных агентов социального поля, характерных знаково-символических кодов, механизмов цветовой репрезентации и сохранения цветовых значений. Вместе компоненты городской культуры образуют устойчивую систему, структуру которой обязательно нужно учитывать при разработке цветовых решений для современных городов.
Цвет, цветовое проектирование городского пространства, цветовая культура, городская колористика, городское, сельское
Короткий адрес: https://sciup.org/14111261
IDR: 14111261 | DOI: 10.5281/zenodo.1012407