Усиленная холод-индуцированная вазоконстрикция как донозологический признак при адаптации к условиям Севера

Автор: Герасимова Людмила Ивановна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Медицинские науки

Статья в выпуске: 4 (96), 2008 года.

Бесплатный доступ

Донозологическое состояние в условиях Севера характеризуется признаками дезадаптации к холоду и склонностью к вазоконстрикторным реакциям в форме усиленной холод-индуцированной вазоконстрикции. В обзоре обсуждаются патогенетические механизмы появления признаков дезадаптации к холоду.

Адаптация к холоду, донозологические состояния, холод-ассоциированные симптомы, феномен рейно

Короткий адрес: https://sciup.org/14749471

IDR: 14749471

Текст научной статьи Усиленная холод-индуцированная вазоконстрикция как донозологический признак при адаптации к условиям Севера

Проблема сохранения здоровья человека, проживающего в условиях Севера, остается актуальной на протяжении последнего времени, что связано с активным освоением территорий, увеличением миграционных процессов на территории России, повышением доли пожилого населения, в том числе в Северо-Западном регионе. Приспособление к условиям Севера обеспечивается системными изменениями нейро-гормональной регуляции, где ведущее значение имеют повышение участия адренергических механизмов и изменение тиреоидного статуса организма, а перестройка обмена веществ описывается как полярный адаптивный метаболический тип [6], [11], [24], [25].

Согласно современной концепции оценки и прогнозирования функционального состояния организма, предложенной академиком Р. М. Баевским [4], [5], на границе между здоровьем и болезнью находится ряд переходных состояний организма, которые называются донозологиче-скими, главная особенность которых заключается в снижении адаптационных возможностей.

Исследователями в области полярной медицины отмечено, что в условиях высоких широт многие заболевания характеризуются ранним началом, неспецифичностью симптомов, большей распространенностью нарушения функционального состояния организма, чем в других климатических зонах [12], [13]. Значительное место в заболеваемости занимают болезни системного перенапряжения, снижается порог вредного воздействия на организм производственно-экологических факторов, и уменьшаются функциональные возможности организма к восстановлению нарушений гомеостаза [3], [12], [16], [21]. Таким образом, данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что для состояния здоровья населения, проживающего в регионах Севера, характерны системные проявление дезадаптации организма [1], [3], [12], [13], [16], [21].

Цель проведенного исследования заключалась в изучении роли механизмов, лежащих в основе дезадаптации к холоду, в развитии донозологиче-ских состояний человека в условиях Севера. С этой целью изучена роль холод-индуцированнных сосудистых реакций как признаков напряженной адаптации к холоду [14], [20], [23], [27].

Нами был проведен ряд исследований по изучению частоты холод-ассоциированных симптомов в целом и холод-индуцированной вазоконстрикции в частности в группах с различной адаптированностью к условиям Севера [7], у лиц с хроническими заболеваниями [8], а также сопоставлено наличие холод-ассоциированных симптомов с состоянием вегетативной нервной системы на основе исследования параметров вызванного кожного вегетативного потенциала (ВКВП) [9]. Для диагностики усиленной холод-индуцированной вазоконстрикции как одного из основных признаков высокой чувствительности к холоду использованы критерии начальных признаков феномена Рейно, поскольку оба симптома имеют общие механизмы развития [2], [10], [15], [26].

Холод-ассоциированные симптомы объединяют признаки отрицательного действия холода: изменения цвета открытых частей тела, нарушения чувствительности, боли в суставах, мышцах (дискомфорт), а также нарушения функции различных систем организма [16], [21]. Анкетирование с целью выявления холод-ассоциированных симптомов проведено с участием 288 человек, в том числе: 197 резидентов Северо-Западного региона России (71 м, 126 ж); 72 мигранта из южных регионов России (28 м, 44 ж); 19 мигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока (19 м). Исследование показало, что среднее число симптомов, появляющихся во время действия холода, составляло 1,95 ± 0,13, сразу после действия холода -1,45 ± 0,10. У женщин во всех группах среднее количество холод-ассоциированных симптомов было больше, чем у мужчин (р < 0,05). У мигрантов из более южных регионов отмечено более частое появление признаков неблагоприятного влияния холода (р < 0,05), особенно данная тенденция была характерна для мужчин.

Признаки усиленной холод-индуцированной вазоконстрикции в виде начальных проявлений феномена Рейно выявлены у 16 % опрошенных, что сопоставимо с данными в соответствующей возрастной группе, полученными на сопредельной территории Финляндии [21]. Данный симптом чаще наблюдался у женщин (р < 0,05) и у мигрантов из более южных регионов (р < 0,05). Поскольку в исследуемой группе практически отсутствовали заболевания, при которых наблюдается вторичный феномен Рейно, то данный симптом расценен нами как проявление болезни Рейно. В целом в группе преобладали симптомы, возникающие от прямого действия холода на периферические ткани: холод-индуцированная вазоконстрикция, крапивница, нарушения чувствительности, а также болевые ощущения в мышцах, суставах.

Для того чтобы установить значение холод-ассоциированных симптомов в качестве возможных факторов риска ухудшения здоровья людей в условиях холодного климата, проведено исследование частоты данных симптомов в группе лиц с хроническими заболеваниями. В исследовании приняли участие 95 человек (44 м, 51 ж), находившихся на лечении в терапевтических отделениях стационаров г. Петрозаводска.

Исследование показало, что в группе больных с хроническими заболеваниями число симптомов, возникающих на холоде, было 3,17 ± 0,14, после действия холода - 1,70 ± 0,10, что достоверно больше, чем в группе практически здоровых лиц. Наибольшее количество хо-лод-ассоциированных симптомов наблюдалось у лиц, имеющих заболевания системы кровообращения, дыхания и опорно-двигательного аппарата. В исследованной группе чаще встречалась усиленная холод-индуцированная вазоконстрикция, она составляла от 20 до 28 % в зависимости от характера патологии, и чаще наблюдались холод-ассоциированные симптомы, возникающие на основе рефлекторных механизмов регуляции, например затруднения дыхания, боли в груди и аритмии (р < 0,05), что может отражать формирование патологической системы, связанной с дезадаптацией к холоду.

Исследование функционального состояния вегетативной регуляции у мигрантов по сравнению с постоянными жителями Севера и у лиц с усиленной холод-индуцированной вазоконстрикцией показало, что у мигрантов наблюдается снижение параметров ВКВП, характеризующих трофотроф-ную активность, и повышение параметров, характеризующих эрготропную активность [9]. У лиц с усиленной холод-индуцированной вазоконстрикцией определяется уменьшение участия холинергических механизмов (снижением параметров 1-й фазы А1 и S1, р < 0,05) и повышение адренергической регуляции (рост параметров 2-й фазы А2 и S2, р < 0,01), что является признаком напряженной адаптации.

Результаты функциональных исследований соответствуют литературным данным о механизмах формирования феномена Рейно в качестве усиленной холод-индуцированной вазоконстрикции. Оба симптома расцениваются как проявления гиперреактивности сосудистой системы, которая опосредована постсинаптическими а2С-адренорецепторами [14], [17], [22], [23]. Таким образом, выявленная нами повышенная активность сосудистых реакций в группах мигрантов и у людей с повышенной чувствительностью к холоду является признаком напряженной адаптации к холоду и служит фактором риска для населения, проживающего в условиях Севера [20], [21], [27].

Результаты, полученные нами, во многом совпадают с данными литературы. Исследованиями последних лет в области определения факторов риска для населения высоких широт показано, что распространенность феномена Рейно со ставляет, по разным данным, от 0,5 до 20 % [19], [28], наблюдается зависимость частоты феномена Рейно от широты местности [15], [26], установлена связь между наличием данного

Усиленная холод-индуцированная вазоконстрикция как донозологический признак при адаптации к условиям Севера      71

симптома и частотой холодовых повреждений (отморожений) [18], [29], а также возможность участия механизмов развития феномена Рейно в формировании соматических заболеваний человека [19]. Выявленные факты, а также то, что одним из факторов, участвующих в развитии холод-индуцированной вазоконстрикции и феномена Рейно, является усиление активности адренергических механизмов [14], [23], позволяют расценивать холод-ассоциированные симптомы в качестве признаков напряженной адап- тации к холоду и факторов риска для населения, проживающего в условиях Севера [21].

Таким образом, холод-ассоциированные симптомы характеризуют состояние «предболезни», связанное с неадекватным обеспечением процесса долговременной адаптации к холоду. Холод-ассоциированные симптомы, возникающие на основе вазомоторных реакций (феномен Рейно), являются признаком повышения участия адренергических механизмов и напряженной адаптации организма к холоду.

Список литературы Усиленная холод-индуцированная вазоконстрикция как донозологический признак при адаптации к условиям Севера

  • Авцын А. П., Жаворонков А. А., Марачев А. Г., Милованов А. П. Патология человека на Севере. М.: Медицина, 1985. 416 с.
  • Алекперов Р. Т. Синдром Рейно//Лечащий врач. 2005. № 4. С. 46-48.
  • Афанасьева Р. Ф., Бурмистрова О. В. Холодовой стресс, критерии оценки, прогнозирование риска охлаждения человека//Безопасность жизнедеятельности. 2006. № 2. С. 16-21.
  • Баевский Р. М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья//Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2003. Т. 89. № 4. С. 473-487.
  • Баевский Р. М. Проблема оценки и прогнозирования функционального состояния организма и ее развитие в космической медицине//Успехи физиологических наук. 2006. Т. 37. № 3. С. 42-57.
  • Бойко Е. Р. Физиолого-биохимические основы жизнедеятельности человека на Севере. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. 190 с.
  • Герасимова Л. И. Влияние длительности проживания на Европейском Севере на частоту холод-ассоциированных симптомов//Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2000. № 3. С. 35-38.
  • Герасимова Л. И. Частота холод-ассоциированных симптомов у пациентов с терапевтической патологией//Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2003. Т. 24. № 5. С. 61-65.
  • Герасимова Л. И. Усиленная холод-индуцированная вазоконстрикция (феномен Рейно) как признак аварийного регулирования функций организма при адаптации к холоду//Регионарное кровообращение и микроциркуляция. 2007. Т. 21. № 1. С. 40-42.
  • Гусева Н. Г. Кисти -зеркало феномена Рейно//Consilium medicum. 2005. Т. 7. № 2. Режим доступа к статье http://www.consilium-medicum.com/media/consilium/05_02/90.shtml, свободный. Аналог печатного издания.
  • Панин Л. Е. Полярный метаболический тип//Вопросы экологии человека в условиях Крайнего Севера. Новосибирск: Наука, 1979. С. 23-32.
  • Потапов А. И., Истомин А. В., Шушкова Т. С. и др. Гигиенические проблемы сохранения здоровья населения в экстремальных условиях Севера//Вестник Российской АМН. 2005. № 3. С. 19-23.
  • Хаснулин В. И., Собакин А. К., Хаснулин П. В., Бойко Е. Р. Подходы к районированию территорий России по условиям дискомфортности окружающей среды для жизнедеятельности населения//Бюллетень СО РАМН. 2005. Т. 117. № 3. С. 106-111.
  • Bailey S. R., Mitra S., Flavahan S., Flavahan N. A. Reactive oxygen species from smooth muscle mitochondria initiate cold-induced constriction of cutaneous arteries//Amer. J. Physiol. Heart. Circ. Physiol. 2005. Vol. 289. № 1. Р. H243-50.
  • Block J. A., Sequeira W. Raynaud's phenomenon//Lancet. 2001. Vol. 357. P. 2042-2049.
  • Campbell D. A., Kay S. P. What is cold intolerance?//J. Hand. Surg. (Br). 1998. Vol. 23. № 1. P. 3-5.
  • Cooke J. P., Marshall J. M. Mechanisms of Raynaud's disease//Vascular Medicine. 2005. Vol. 10. P. 293-307.
  • Ervasti O., Virokannas H., Hassi J. Frostbite in reindeer herders//Arct. Med. Res. 1991. Vol. 50 (Suppl. 6). P. 89-93.
  • Generini S., Kahaleh B., Matucci-Cerinic M. et al. Raynoud's phenomenon and systemic sclerosis//Ann. Ital. Med. Int. 1996. Vol. 11. № 3. P. 125-131.
  • Hassi J., Juoperi K., Remes J. et al. Cold exposure and cold-related symptoms among Finns aged 25-64 years//2nd Int. Conf. on Human-Environmental System. 1998. P. 271-274.
  • Hassi J., Raatikka V. P., Huurre M. Health-check questionnaire for subjects exposed to cold//Int. J. Circumpolar Health. 2003. Vol. 62. № 4. P. 436-443.
  • Herrick A. L. Pathogenesis of Raynaud's phenomenon//Rheumatology (Oxford). 2005. Vol. 44. № 5. Р. 587-596.
  • Kanagy N. L. Alpha(2)-adrenergic receptor signaling in hypertension//Clin. Sci. 2005. Vol. 109. № 5. P. 431-437.
  • Leonard W. R., Snodgrass J. J., Sorensen M. V. Metabolic adaptation in Indigenous Siberian Populations//Annu. Rev. Antropol. 2005. Vol. 34. P. 451-471.
  • Leppäluoto J., Pääkkönen P., Korhonen I., Hassi J. Pituitary and autonomic responses to cold exposures in man//Acta Physiol. Scand. 2005. Vol. 184. P. 255-264.
  • Maricq H. R., Carpentier P. H., Weinrich M. C. et al. Geographic variation in the prevalence of Raynaud's phenomenon: A 5 region comparison//J. Rheumatol. 1997. Vol. 24. P. 879-889.
  • Maximov A. L., Koscheyev V. S. Thermal profile of the hands as an indicator of the human adaptation to extreme environments//VIII World Congress of ISAM. Moscow, 2006. P. 25-26.
  • Suter L. G., Murabito J. M., Felson D. T., Fraenkel L. The incidence and natural history of Raynaud's phenomenon in the community//Arthritis Rheum. 2005. Vol. 52. № 4. P. 1259-1263.
  • Virokannas H., Anttonen H. Risk of frostbite in vibration-induced white finger cases//Arct. Med. Res. 1993. Vol. 52. P. 69-72.
Еще
Статья научная