Sustainability of development of regional entrepreneurial systems (based on the materials of the subjects of the Far Eastern federal district)

Бесплатный доступ

The purpose of this study is to assess the sustainability of the development of the regional entrepreneurship system and identify areas for its improvement. The author's approach to the essence of the category «sustainability of the development of the regional entrepreneurship system» is presented; the factors influencing its provision are identified. On the basis of the proposed methodology, an assessment was made of the sustainability of the development of entrepreneurial systems of the subjects of the Far Eastern Federal District and recommendations were made to ensure the sustainability of the development of entrepreneurial systems in the regions.

Еще

Regional entrepreneurship system, sustainability of development, small business, the level of the shadow economy in the region

Короткий адрес: https://sciup.org/143180641

IDR: 143180641

Текст научной статьи Sustainability of development of regional entrepreneurial systems (based on the materials of the subjects of the Far Eastern federal district)

Обеспечение устойчивости развития регионов рассматривается в качестве одного из важнейших условий достижения национальных целей, поставленных Президентом РФ до 2030 г. При этом особая роль в данном процессе принадлежит предпринимательству. Это предопределяет необходимость формирования такой региональной предпринимательской системы (РПС), которая будет способствовать обеспечению устойчивости развития, как отдельных территорий, так и всей страны в целом.

Нужно сказать, что теоретические аспекты исследования предпринимательских систем на региональном уровне в настоящее время находятся в стадии разработки и носят дискуссионный характер [9]. При этом в науке существуют разные точки зрения относительно сущности данной категории. Основные из них представлены в работах П.Н. Машегова, Т.С. Соболевой [11], Н.З. Солодиловой, Р.И. Маликова, К.Е. Гришина [18], А.П. Латкина, А.А. Алфёрова [8] и др.

В то же время отмечаются проблемы теоретической недостаточности исследований вопросов, связанных с оценкой и обеспечением устойчивости развития региональных предпринимательских систем. Учитывая то, что предпринимательство рассматривается в качестве одного из основных факторов развития регионов [7], возникает необходимость в уточнении сущности понятия «устойчивость развития региональной предпринимательской системы», а также в разработке методики её оценки.

Сущность и факторы устойчивости развития региональных предпринимательских систем

В данном исследовании региональная предпринимательская система рассматривается в качестве локализованной в пространстве совокупности подсистем, функционирующих на основе формальных и неформальных институтов. При этом взаимодействие между элементами системы направлено как на реализацию целей предпринимательства, так и на обеспечение потребностей экономики региона.

РПС, как правило, подвержены изменениям вследствие воздействия различного рода факторов. В свою очередь, реакция системы на изменение отдельных условий характеризует ее устойчивость [8].

Отметим, что в науке отсутствует общепринятое определение «устойчивость развития региональной предпринимательской системы». Большинство исследователей [2], [3], [10], [13], [14], [17], [20] рассматривают устойчивость развития в аспекте функционирования предпринимательства. Вопросы устойчивости развития на уровне региональных экономических систем представлены в работах О.А. Мироновой, Р.А. Цой [12], А.М. Петрова [15], Т.В. Шовгенова [22] и др.

Отсутствие единого подхода к трактовке данной дефиниции предопределило необходимость конкретизировать используемое нами понятие. В данном исследовании устойчивость развития РПС рассматривается как процесс систематического перехода системы из одного состояния в другое, который сопровождается приращением качественных и количественных показателей объектной (внутренней среды) и средовой (внешней среды) подсистем.

Среди элементов объектной подсистемы особенно сильно влияние изменения условий внешней среды ощущает малое предпринимательство. В то же время, именно данный сектор обладает высокой гибкостью производства, а также ориентирован на функционирование в рамках существующих институтов РПС. Исходя из этого, устойчивость развития региональной предпринимательской системы нами рассматривается в аспекте функционирования малого предпринимательства, по состоянию которого во многом можно судить об уровне устойчивости развития всей предпринимательской системы региона.

Базовые компоненты внешней среды (экономическая, социальная, экологическая) выделены в соответствии с целями устойчивого развития России [4].

Нужно сказать, что в настоящее время отсутствует единое представление о системе факторов устойчивости развития региональных предпринимательских систем и их элементов. Наиболее популярной является их классификация на внутренние и внешние [1], [16], [19].

Когда мы рассматриваем РПС в аспекте развития малого предпринимательства, то, на наш взгляд, классификация факторов устойчивости развития не может рассматриваться без учёта того факта, что среда функционирования малых предприятий, как правило, характеризуется наличием теневой сферы [5], [21], [23].

Исходя из этого, все факторы устойчивости развития предпринимательских систем региона разграничены нами на факторы устойчивости развития РПС в официальном секторе экономики и в теневом. В свою очередь выделенные факторы классифицированы на первичные и вторичные (рис. 1).

Факторы устойчивости развития региональных предпринимательских систем

1

Первичные факторы (предшествующие)

1

Вторичные факторы (факторы-последствия)

совокупность факторов внутренней и внешней среды региональной системы предпринимательства, создающих условия осуществления предпринимательской деятельности и обусловливающих выбор хозяйствующими субъектами сектора функционирования

совокупность последствий, которые начинают оказывать влияние на предпринимательскую систему региона уже в процессе осуществления деятельности хозяйствующим субъектом, когда имеется возможность сопоставить выгоды и издержи функционирования в разных секторах

Источник: Составлено автором

Рис. 1. Факторы устойчивости развития РПС

Учитывая то, что первичные факторы обусловливают существование индуцированного оппортунизма, а вторичные – естественного [6], при разработке мероприятий по обеспечению устойчивости развития РПС в условиях существования теневых экономических отношений первостепенное значение для регионов с высоким уровнем теневой экономики будет иметь работа с первичными факторами, а в регионах с низким уровнем теневой экономики – со вторичными.

Оценка устойчивости развития региональных предпринимательских систем субъектов ДФО

За последние годы в российской экономической науке выработаны различные подходы к измерению уровня устойчивости развития предпринимательства и среды его функционирования. Однако отсутствуют комплексные методики оценки устойчивости развития на уровне предпринимательских систем.

Исходя из сказанного, нами предложена методика оценки устойчивости развития РПС на основе принципов устойчивого развития, включающая в себя оценку статической (1) и динамической (2) устойчивости развития:

где             – статическая устойчивость развития РПС; Eint – показатель, характеризующий состояние внутренней среды; Eext – показатель, характеризующий состояние внешней среды.

где            – уровень динамической устойчивости развития

РПС; S Dr?,., .■-■,.*... - значение статической устойчивости развития в период n; - значение статической устойчивости развития в период n-1.

$DRES(stQt-)ni

Отметим, что оценка объектной подсистемы осуществляется на основе показателей малого предпринимательства. В свою очередь, по внешней среде расчёты производятся в рамках трёх компонент: экономической, социальной и экологической.

Для учёта теневой экономики в исследовании используется показатель «уровень теневой экономики региона», который определяется по формуле:

Lsh = 100% Tcal X 100%, (3)

^theo где Lsh – уровень теневой экономики региона; ^сп! – сумма налога, исчисленная к уплате (по данным ФНС России); ^theo – расчётная величина налога, которая должна поступить в бюджет при условии отсутствия влияния теневой экономики.

Апробация методики на материалах субъектов ДФО позволила понять, что для данных регионов наиболее характерна устойчивость развития ниже среднего (0,3 ≤ < 0,4). При этом в 2021 г. наибольшее значение показателя отмечено в

RES (stat) Магаданской области и в Приморском крае (рис. 2).

Рис. 2. Результаты оценки статической устойчивости развития РПС субъектов ДФО в 2021 г.

Источник: Рассчитано автором

Важно отметить, что в Еврейской автономной области, Приморском и Хабаровском краях и в Амурской области в качестве проблемной области выступает экономическая компонента. При этом данные субъекты характеризуются высоким уровнем теневой экономики (рис. 3).

Рис. 3. Уровень теневой экономики субъектов ДФО по данным 2021 г., %

Источник: Рассчитано автором

Низкий уровень теневой экономики отмечен в регионах, в которых основная доля валовой добавленной стоимости приходится на добычу полезных ископаемых (Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ) и на сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство (Камчатский край). Их особенностью является низкое значение экологической компоненты.

Согласно данным рис. 4, для Забайкальского и Приморского краев, Чукотского автономного округа, Республики Саха (Якутия) и Магаданской области характерна

SDRES^yn^

положительная динамическая устойчивость развития (), что свидетельствует о наличии положительной динамики в рамках контрольного периода (с 2010 г. по

SDRES^tat) 2021 г.).

Рис. 4. Динамическая устойчивость развития РПС субъектов ДФО за период с 2010 г. по 2021 г.

Источник: Рассчитано автором

В свою очередь, в зоне риска находятся региональные предпринимательские системы Еврейской автономной области и Камчатского края, статическая устойчивость развития которых расположена на уровне ниже среднего, а динамическая характеризуется отрицательной динамикой (0 <  ^^RES^dyn) < 1). В сложившихся условиях возникает необходимость разработки мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости развития предпринимательских систем на уровне регионов.

Обеспечение устойчивости развития региональных предпринимательских систем субъектов ДФО

Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что обеспечение устойчивости развития РПС целесообразно осуществлять в три этапа. На первом этапе оценивается уровень устойчивости развития РПС по авторской методике с целью выявления её сильных и слабых компонент [6]. Учитывая то, что выбор индикаторов внешней среды осуществлен согласно целям устойчивого развития России, на данном этапе потребуется только перераспределение усилий между компонентами. Исключение составляет показатель, характеризующий масштабы распространения теневой деятельности в регионе.

Исходя из этого, на втором этапе на основе предложенной классификации факторов определяются меры снижения теневой экономики. Так, для регионов с низким её уровнем (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ) основной мерой сокращения теневого сектора будет являться ужесточение «ожидаемого» наказания. Для регионов с высоким уровнем (Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Амурская область, Еврейская автономная область) – стимулирование добровольного выхода из «тени» за счет улучшения состояния внешней среды.

На третьем этапе производится определение потенциальных источников финансирования, необходимого для практической реализации мер сокращения теневого сектора. Для этого в рамках исследования произведён перерасчет уровня бюджетной обеспеченности и предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъектов ДФО с учётом теневой экономики для перераспределения средств, направляемых в регионы из федерального бюджета в рамках государственной поддержки субъектов предпринимательства.

По результатам расчётов установлено, что субсидии, определённые на основе предельного уровня софинансирования, рассчитанного с учетом теневой экономики, необходимо направить непосредственно на поддержку предпринимательства. Оставшуюся часть данные регионы потенциально способны профинансировать самостоятельно, в том числе за счёт средств, сосредоточенных в «тени». Для этого разница между величиной субсидий, рассчитанных без учёта теневой экономики, и субсидиями, определёнными с учётом потенциала теневого сектора, будет перенаправляться на меры по мобилизации налоговых доходов из теневой экономики в бюджет.

Выводы

В ходе проведённого исследования установлено, что устойчивость развития региональных предпринимательских систем большинства субъектов ДФО находится на уровне ниже среднего. При этом в части регионов зарегистрирован высокий уровень теневой экономики. Исходя из этого, обеспечение устойчивости развития РПС возможно только в случае снижения масштабов распространения теневого сектора в структуре региональной экономики.

Предложенная в рамках исследования методика, а также алгоритм обеспечения устойчивости развития РПС с учётом теневой экономики окажет содействие в повышении уровня устойчивости развития предпринимательских систем на региональном уровне, что, в свою очередь, благоприятно скажется и на устойчивости развития соответствующих территорий.

Еще в рубриках

Статья научная