Устойчивость развития региональных предпринимательских систем (на материалах субъектов Дальневосточного федерального округа)

Автор: Колесникова О.С., Цепелев О.А.

Журнал: Региональная экономика и управление: электронный научный журнал @eee-region

Статья в выпуске: 3 (75), 2023 года.

Бесплатный доступ

Целью данного исследования является оценка устойчивости развития региональных предпринимательских систем в субъектах Дальневосточного федерального округа и определение направлений её повышения. Представлен авторский подход к сущности категории «устойчивость развития региональной предпринимательской системы», определены факторы, влияющие на её обеспечение. На основе предложенной методики проведена оценка устойчивости развития предпринимательских систем субъектов ДФО и предложены рекомендации по обеспечению устойчивости их развития.

Региональная предпринимательская система, устойчивость развития, малое предпринимательство, уровень теневой экономики региона

Короткий адрес: https://sciup.org/143180641

IDR: 143180641

Текст научной статьи Устойчивость развития региональных предпринимательских систем (на материалах субъектов Дальневосточного федерального округа)

Обеспечение устойчивости развития регионов рассматривается в качестве одного из важнейших условий достижения национальных целей, поставленных Президентом РФ до 2030 г. При этом особая роль в данном процессе принадлежит предпринимательству. Это предопределяет необходимость формирования такой региональной предпринимательской системы (РПС), которая будет способствовать обеспечению устойчивости развития, как отдельных территорий, так и всей страны в целом.

Нужно сказать, что теоретические аспекты исследования предпринимательских систем на региональном уровне в настоящее время находятся в стадии разработки и носят дискуссионный характер [9]. При этом в науке существуют разные точки зрения относительно сущности данной категории. Основные из них представлены в работах П.Н. Машегова, Т.С. Соболевой [11], Н.З. Солодиловой, Р.И. Маликова, К.Е. Гришина [18], А.П. Латкина, А.А. Алфёрова [8] и др.

В то же время отмечаются проблемы теоретической недостаточности исследований вопросов, связанных с оценкой и обеспечением устойчивости развития региональных предпринимательских систем. Учитывая то, что предпринимательство рассматривается в качестве одного из основных факторов развития регионов [7], возникает необходимость в уточнении сущности понятия «устойчивость развития региональной предпринимательской системы», а также в разработке методики её оценки.

Сущность и факторы устойчивости развития региональных предпринимательских систем

В данном исследовании региональная предпринимательская система рассматривается в качестве локализованной в пространстве совокупности подсистем, функционирующих на основе формальных и неформальных институтов. При этом взаимодействие между элементами системы направлено как на реализацию целей предпринимательства, так и на обеспечение потребностей экономики региона.

РПС, как правило, подвержены изменениям вследствие воздействия различного рода факторов. В свою очередь, реакция системы на изменение отдельных условий характеризует ее устойчивость [8].

Отметим, что в науке отсутствует общепринятое определение «устойчивость развития региональной предпринимательской системы». Большинство исследователей [2], [3], [10], [13], [14], [17], [20] рассматривают устойчивость развития в аспекте функционирования предпринимательства. Вопросы устойчивости развития на уровне региональных экономических систем представлены в работах О.А. Мироновой, Р.А. Цой [12], А.М. Петрова [15], Т.В. Шовгенова [22] и др.

Отсутствие единого подхода к трактовке данной дефиниции предопределило необходимость конкретизировать используемое нами понятие. В данном исследовании устойчивость развития РПС рассматривается как процесс систематического перехода системы из одного состояния в другое, который сопровождается приращением качественных и количественных показателей объектной (внутренней среды) и средовой (внешней среды) подсистем.

Среди элементов объектной подсистемы особенно сильно влияние изменения условий внешней среды ощущает малое предпринимательство. В то же время, именно данный сектор обладает высокой гибкостью производства, а также ориентирован на функционирование в рамках существующих институтов РПС. Исходя из этого, устойчивость развития региональной предпринимательской системы нами рассматривается в аспекте функционирования малого предпринимательства, по состоянию которого во многом можно судить об уровне устойчивости развития всей предпринимательской системы региона.

Базовые компоненты внешней среды (экономическая, социальная, экологическая) выделены в соответствии с целями устойчивого развития России [4].

Нужно сказать, что в настоящее время отсутствует единое представление о системе факторов устойчивости развития региональных предпринимательских систем и их элементов. Наиболее популярной является их классификация на внутренние и внешние [1], [16], [19].

Когда мы рассматриваем РПС в аспекте развития малого предпринимательства, то, на наш взгляд, классификация факторов устойчивости развития не может рассматриваться без учёта того факта, что среда функционирования малых предприятий, как правило, характеризуется наличием теневой сферы [5], [21], [23].

Исходя из этого, все факторы устойчивости развития предпринимательских систем региона разграничены нами на факторы устойчивости развития РПС в официальном секторе экономики и в теневом. В свою очередь выделенные факторы классифицированы на первичные и вторичные (рис. 1).

Факторы устойчивости развития региональных предпринимательских систем

1

Первичные факторы (предшествующие)

1

Вторичные факторы (факторы-последствия)

совокупность факторов внутренней и внешней среды региональной системы предпринимательства, создающих условия осуществления предпринимательской деятельности и обусловливающих выбор хозяйствующими субъектами сектора функционирования

совокупность последствий, которые начинают оказывать влияние на предпринимательскую систему региона уже в процессе осуществления деятельности хозяйствующим субъектом, когда имеется возможность сопоставить выгоды и издержи функционирования в разных секторах

Источник: Составлено автором

Рис. 1. Факторы устойчивости развития РПС

Учитывая то, что первичные факторы обусловливают существование индуцированного оппортунизма, а вторичные – естественного [6], при разработке мероприятий по обеспечению устойчивости развития РПС в условиях существования теневых экономических отношений первостепенное значение для регионов с высоким уровнем теневой экономики будет иметь работа с первичными факторами, а в регионах с низким уровнем теневой экономики – со вторичными.

Оценка устойчивости развития региональных предпринимательских систем субъектов ДФО

За последние годы в российской экономической науке выработаны различные подходы к измерению уровня устойчивости развития предпринимательства и среды его функционирования. Однако отсутствуют комплексные методики оценки устойчивости развития на уровне предпринимательских систем.

Исходя из сказанного, нами предложена методика оценки устойчивости развития РПС на основе принципов устойчивого развития, включающая в себя оценку статической (1) и динамической (2) устойчивости развития:

где             – статическая устойчивость развития РПС; Eint – показатель, характеризующий состояние внутренней среды; Eext – показатель, характеризующий состояние внешней среды.

где            – уровень динамической устойчивости развития

РПС; S Dr?,., .■-■,.*... - значение статической устойчивости развития в период n; - значение статической устойчивости развития в период n-1.

$DRES(stQt-)ni

Отметим, что оценка объектной подсистемы осуществляется на основе показателей малого предпринимательства. В свою очередь, по внешней среде расчёты производятся в рамках трёх компонент: экономической, социальной и экологической.

Для учёта теневой экономики в исследовании используется показатель «уровень теневой экономики региона», который определяется по формуле:

Lsh = 100% Tcal X 100%, (3)

^theo где Lsh – уровень теневой экономики региона; ^сп! – сумма налога, исчисленная к уплате (по данным ФНС России); ^theo – расчётная величина налога, которая должна поступить в бюджет при условии отсутствия влияния теневой экономики.

Апробация методики на материалах субъектов ДФО позволила понять, что для данных регионов наиболее характерна устойчивость развития ниже среднего (0,3 ≤ < 0,4). При этом в 2021 г. наибольшее значение показателя отмечено в

RES (stat) Магаданской области и в Приморском крае (рис. 2).

Рис. 2. Результаты оценки статической устойчивости развития РПС субъектов ДФО в 2021 г.

Источник: Рассчитано автором

Важно отметить, что в Еврейской автономной области, Приморском и Хабаровском краях и в Амурской области в качестве проблемной области выступает экономическая компонента. При этом данные субъекты характеризуются высоким уровнем теневой экономики (рис. 3).

Рис. 3. Уровень теневой экономики субъектов ДФО по данным 2021 г., %

Источник: Рассчитано автором

Низкий уровень теневой экономики отмечен в регионах, в которых основная доля валовой добавленной стоимости приходится на добычу полезных ископаемых (Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ) и на сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство (Камчатский край). Их особенностью является низкое значение экологической компоненты.

Согласно данным рис. 4, для Забайкальского и Приморского краев, Чукотского автономного округа, Республики Саха (Якутия) и Магаданской области характерна

SDRES^yn^

положительная динамическая устойчивость развития (), что свидетельствует о наличии положительной динамики в рамках контрольного периода (с 2010 г. по

SDRES^tat) 2021 г.).

Рис. 4. Динамическая устойчивость развития РПС субъектов ДФО за период с 2010 г. по 2021 г.

Источник: Рассчитано автором

В свою очередь, в зоне риска находятся региональные предпринимательские системы Еврейской автономной области и Камчатского края, статическая устойчивость развития которых расположена на уровне ниже среднего, а динамическая характеризуется отрицательной динамикой (0 <  ^^RES^dyn) < 1). В сложившихся условиях возникает необходимость разработки мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости развития предпринимательских систем на уровне регионов.

Обеспечение устойчивости развития региональных предпринимательских систем субъектов ДФО

Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что обеспечение устойчивости развития РПС целесообразно осуществлять в три этапа. На первом этапе оценивается уровень устойчивости развития РПС по авторской методике с целью выявления её сильных и слабых компонент [6]. Учитывая то, что выбор индикаторов внешней среды осуществлен согласно целям устойчивого развития России, на данном этапе потребуется только перераспределение усилий между компонентами. Исключение составляет показатель, характеризующий масштабы распространения теневой деятельности в регионе.

Исходя из этого, на втором этапе на основе предложенной классификации факторов определяются меры снижения теневой экономики. Так, для регионов с низким её уровнем (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ) основной мерой сокращения теневого сектора будет являться ужесточение «ожидаемого» наказания. Для регионов с высоким уровнем (Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Амурская область, Еврейская автономная область) – стимулирование добровольного выхода из «тени» за счет улучшения состояния внешней среды.

На третьем этапе производится определение потенциальных источников финансирования, необходимого для практической реализации мер сокращения теневого сектора. Для этого в рамках исследования произведён перерасчет уровня бюджетной обеспеченности и предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъектов ДФО с учётом теневой экономики для перераспределения средств, направляемых в регионы из федерального бюджета в рамках государственной поддержки субъектов предпринимательства.

По результатам расчётов установлено, что субсидии, определённые на основе предельного уровня софинансирования, рассчитанного с учетом теневой экономики, необходимо направить непосредственно на поддержку предпринимательства. Оставшуюся часть данные регионы потенциально способны профинансировать самостоятельно, в том числе за счёт средств, сосредоточенных в «тени». Для этого разница между величиной субсидий, рассчитанных без учёта теневой экономики, и субсидиями, определёнными с учётом потенциала теневого сектора, будет перенаправляться на меры по мобилизации налоговых доходов из теневой экономики в бюджет.

Выводы

В ходе проведённого исследования установлено, что устойчивость развития региональных предпринимательских систем большинства субъектов ДФО находится на уровне ниже среднего. При этом в части регионов зарегистрирован высокий уровень теневой экономики. Исходя из этого, обеспечение устойчивости развития РПС возможно только в случае снижения масштабов распространения теневого сектора в структуре региональной экономики.

Предложенная в рамках исследования методика, а также алгоритм обеспечения устойчивости развития РПС с учётом теневой экономики окажет содействие в повышении уровня устойчивости развития предпринимательских систем на региональном уровне, что, в свою очередь, благоприятно скажется и на устойчивости развития соответствующих территорий.

Еще в рубриках

Список литературы Устойчивость развития региональных предпринимательских систем (на материалах субъектов Дальневосточного федерального округа)

  • Арошидзе, А.А. Особенности формирования системы факторов устойчивого развития предприятий // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 11. Т. 10. С. 2849-2868.
  • Безрукова, Т. Л., Яковлева, Е.А., Чжаося, Ц. Устойчивое развитие предприятия: вопросы методологии // Механизм регулирования экономики. 2008. № 2. С. 214-221.
  • Бекренев, И.В., Лозовская, Я.Н. Методические аспекты формирования адаптивного механизма устойчивого развития предприятия на основе целевого комплексного подхода // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017. № 2. 233-241.
  • Колесникова, О.С. Малое предпринимательство субъектов Дальневосточного федерального округа в системе стратегического планирования Российской Федерации // Региональная экономика и управление. 2023. № 2 (74). URL: https://eee-region.ru/article/7407/.
  • Колесникова, О.С. Теневая экономика как фактор устойчивости развития малого предпринимательства в регионах Дальнего Востока России // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2022. № 8. С. 56-66.
  • Колесникова, О.С. Обеспечение устойчивости развития малого предпринимательства на региональном уровне (на примере Амурской области) / О.С. Колесникова // Региональная экономика: теория и практика. - 2022. - № 11(506). - Т. 21. - С. 2105-2121.
  • Кузьмина, Е.В., Замыцкая, А.Д. Предпринимательство как фактор развития региона // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 2-1 (72). С. 122-124.
  • Латкин ,А.П., Алфёров, А.А. Современные подходы к регулированию международных миграционных потоков в региональной предпринимательской системе //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. № 4 (17). Т. 5. С. 238-241.
  • Левченко, Т.П., Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование концептуальных подходов к исследованию предпринимательства как социально-экономической системы // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 5 (13). 18 с.
  • Мацнева, Е.А., Магарил Е.Р. Устойчивое развитие промышленного предприятия: понятие и критерии оценки // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2012. № 5. С. 25-33.
  • Машегов, П.Н., Соболева, Т.С. Региональная система предпринимательства: структура и ключевые элементы // Экономика и управление. 2012. № 2. С. 198203.
  • Миронова, О.А., Цой, Р. А. К вопросу о методике анализа устойчивости развития региона // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2022. № 1 (77). С. 39-45.
  • Мокеев, В.В., Нелюбина, М.С. О построении рейтинга устойчивого развития предприятий методом собственных состояний // Вестник ЮУрГУ. Серия: Вычислительная математика и информатика. 2016. № 1. Т. 5. С. 69-84.
  • Морковина, С.С. Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в сфере промышленного производства // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 1 (13). С. 68-81.
  • Петров, А.М. Обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы региона в современных условиях // Региональное развитие. 2014. № 1. С. 25-28.
  • Прохорова, О.В. Факторы устойчивости региональной экономической системы в условиях турбулентности // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 18-22.
  • Светуньков, С.Г., Смолькин, В.П. Подход к оценке устойчивого развития промышленного предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2. С. 89-94.
  • Солодилова, Н.З., Маликов, Р.И., Гришин, К.Е. Региональная система предпринимательства: параметры развития и потенциал реконфигурации // Экономика региона. 2017. Т. 13. С. 1107-1122.
  • Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография / Т.В. Ускова. Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2009. 355 с.
  • Филобокова, Л.Ю. Экологическая устойчивость и устойчивое развитие малого предпринимательства с позиции современной парадигмы управления // Государственный советник. 2017. № 3. С. 24-28.
  • Цепелев, О.А. Ненаблюдаемая экономика: региональный аспект / О.А. Цепелев, С.Г. Сериков, О.С. Колесникова, М.О. Какаулина. М.: Наука, 2021. 111 с.
  • Шовгенов, Т.М. Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2007. №3 (11). URL: https://eee-region.ru/article/1107/.
  • Tsepelev, O.A., Bobrov,a V.V. Non-observed economy: features of assessment and management at the regional level // Proceedings of the International Scientific Conference «FarEastCon» (ISCFEC 2020). Advances in Economics, Business and Management Research. Vladivostok, 2020. DOI: 10.2991/aebmr.k.200312.247.
Еще
Статья научная