Утраченные колокола Первой мировой войны
Автор: Фомичв Михаил Викторович
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Культура повседневности
Статья в выпуске: 3, 2014 года.
Бесплатный доступ
Влияние Первой мировой войны на судьбы колоколов в Европе и России.
Эвакуация колоколов, переплавка колоколов для военных нужд, российское производство колоколов, царский серебряный колокол, колокол мира
Короткий адрес: https://sciup.org/170173798
IDR: 170173798
Текст научной статьи Утраченные колокола Первой мировой войны
Использование колокольной бронзы в годы лихолетий для военных нужд не было редкостью в разных странах мира. В России переплавка колоколов для нужд армии осуществлялась при Иване Грозном. Пётр I повелел четверть всех церковных колоколов отдать государству и перелить на пушки и мортиры. Во время Великой французской революции (1789–1804 гг.) была уничтожена основная часть колоколов Франции, часть из них ушла на монеты, часть на пушки. Чудом уцелели знаменитые колокола собора Парижской Богоматери. В Испании со времён секуляризации (обращения церковной собственности в светскую в 1837–1851 гг.) старинных колоколов почти не осталось по той причине, что все они были проданы в Англию. В годы Первой мировой войны для военных нужд было уничтожено почти 70% всех европейских колоколов.
Первая мировая война привела к оккупации Латвии кайзеровскими войсками, и Рига не стала исключением — немцы взяли город и основали здесь военный гарнизон. Колокола рижских церквей пошли на нужды немецкой армии.
Во времена Первой Мировой войны в Россию было эвакуировано около 2000 рижских колоколов, из которых, к сожалению, позже вернулись только 500 1.
В журнале «Искра» за 1914 г. в разделе «Свидетельства времени» был размещён интересный материал о колоколах, эвакуированных из Прибалтики во время Первой мировой войны. «Колокола установлены тесно в ряд, иногда сложены один под другой: меньший под больший. Все эти временно онемевшие колокола — наши гости, которые снова вернутся к себе на родину, чтобы радостно приветствовать изгнание немцев, нарушивших их столетний покой» 2.
В Чехии Первая мировая война не принесла серьёзных разрушений архитектуре столицы, но восемь основных колоколов и карильон в базилике св. Петра и Павла в Вышеграде были конфискованы и сброшены с башни также для военных нужд 3. С самого начала Первой мировой войны Австро-Венгрия постоянно терпела поражения. С 1916 г. Австро-Венгрия экономически всё более и более истощалась. В мае 1917 г. правительство Австрии обязало церковь сдать все имеющиеся колокола, а так же изъять все колокола из румынских церквей Трансильвании и Баната. В дополнение было издано распоряжение, которое вообще запретило колокольный звон, причём произошло это в конце 1917 г., когда звонить было уже просто нечем! 4
Первая мировая война уничтожила почти 70 тысяч только немецких колоколов, бронза которых пошла на нужды военной промышленности. В Германии в порту Гамбурга было организовано печально известное «Кладбище колоколов», куда свозили колокола со всей страны на переплавку 5.
В день окончания Первой мировой войны, 11 ноября, в день святого Мартина, над Словакией прозвучал благовест исторического Веде-рина, это самый большой колокол кафедрального собора св. Мартина в Братиславе. В дни Первой мировой войны пять колоколов меньшего веса кафедрального собора были конфискованы и переплавлены, в башне собора остался лишь Ведерин, один из ценнейших колоколов Европы 6.
По приказу военных властей во время Первой мировой войны была проведена массовая эвакуация имущества белорусских церквей в Центральную Россию. Колокола, иконы, метрические книги — всё подлежало эвакуации. О размерах имущества, вывезенного тогда из зоны оккупации, свидетельствуют документы, хранящиеся в Фонде Московского Совета рабо- чих и крестьянских депутатов. Среди архивных материалов Фонда имеются акты, описи эвакуированного имущества, различные ведомости, переписка Московской Духовной Консистории с Минской, Гродненской и Литовской консисториями в период с 1915 по 1917 гг.
Пример из переписки Московской Духовной Консистории с консисториями Западного края об эвакуированном имуществе церквей Гродненской и Литовской епархий: «Лунинецкая церковь — 90 мест весом 260 пудов с колоколами и разной церковной утварью; Дубенская церковь — 12 колоколов; книги и документы СвятоПокровской Гончарской церкви Лидского уезда; 4 колокола и 8 ящиков церковной утвари Доку-довской церкви» 7. Значительная часть документов, имеющихся в Фонде, касается церковного имущества, вывезенного из Минской губернии, в том числе и колоколов. Служители церкви подробно описывали вес, количество, форму и материал отлитых колоколов, место и дату их изготовления, а также их принадлежность к той или иной церкви. В записях давались даже тонально-звуковые характеристики колоколов. Например, служитель Пуховичской церкви так записал в описи: «1. Большой колокол, очень звучный — 30 пудов; 2. Средний колокол, тенор — 15 пудов; 3. Средний колокол, баритон — 10 пудов; 4. Малый колокол, дискант — 5 пудов; 5. Малый колокол, звучный — 2 пуда» 8. Изучение документов Фонда позволяет составить список мест и количество колоколов, которые были вывезены из Минской губернии в Россию в 1915 г.: «из Минского кафедрального собора — 11 колоколов, весом 892 пуда, из Минской архиерейской церкви — 1 колокол, весом 212 пудов; из Марьиной Горки — 8 колоколов и 7 ящиков церковной утвари; из Копыля — 7 колоколов весом 103 пуда; из Заславля — 9 колоколов весом 118 пудов; из Березино — 11 колоколов весом 48 пудов; из Пухович — 6 колоколов весом 65 пудов; из Дукоры — 7 колоколов весом 98 пудов» 9. В годы Первой мировой войны эвакуация церковного имущества была связана с огромными трудностями, так как нужно было управляться с тяжёлыми колоколами весом в десятки пудов.
С возвратом церковного имущества в храмы Белоруссии возникало множество проблем.
Во время революционного лихолетья часть документов была безвозвратно утрачена. Однако, уже в августе 1921 г., были подготовлены 163 колокола для возвращения их в белорусские православные храмы 10.
В России осталась значительная часть эвакуированного, в том числе и три самых больших колокола весом 350, 212 и 177 пудов Минского кафедрального собора, колокол весом 212 пудов Минской архиерейской церкви, колокол весом 108 пудов Марьино-Горской церкви 11.
У нас нет достоверных данных об изъятии церковных колоколов в России в Первую мировую войну для переплавки. Мы трепетно берегли свои колокола!
Представление об уровне колокололитейного производства в России в конце XIX — начале XX вв. могут дать лишь данные статистики: 2 000 тонн в год — это уровень общего производства колоколов в целом по стране, и велось оно более чем на 20 крупных производствах. В наше время общие объёмы всех производителей колоколов не превышают 700 тонн в год.
С конца XIX в. в Москве активизировалась деятельность основных «флагманов» российского колокололитейного дела — заводов Финляндских и завода Самгиных. Династия Самгиных многократно участвовала в различных промышленных выставках, как в России, так и за рубежом, и побеждала.
Вслед за заводами Финляндского, в 1896 г. завод Самгиных получил право использования герба на своих изделиях.
В период Первой мировой войны заводы Финляндских и Самгиных остановили своё производство, впрочем, как и многие колокольные заводы в России. После революции осиротевшие здания заводов со временем превратились в руины, тонкости и секреты колокольного ремесла, передававшиеся устно от мастера к мастеру, были утрачены. В период 20–30-х годов XX в. было уничтожено почти все, что Россия отливала в течение нескольких столетий. Например, из 39 тяжёлых благовестников весом от 16 тонн и выше, осталось только пять. Уникальный набор колоколов Свято-Даниловского монастыря был продан в Гарвардский университет. А не менее знаменитый подбор колоколов Сретенского монастыря был продан в Англию. Эти колоко- ла до сих пор звонят в Оксфорде, лишь один из них, каким-то чудесным образом, остался в России и находится сейчас на колокольне Троице-Сергиевой Лавры. Колокололитейное производство в России было окончательно уничтожено к январю 1930 г. Именно тогда было остановлено производство на последнем колокололитейном заводе братьев Усачевых на Валдае. После тотального уничтожения в советский период произведений колокололитейного искусства русских мастеров в России литьё колоколов начнёт возрождаться только через шестьдесят лет.
Примечательна в данном аспекте история Царского серебряного колокола. Его рождение неразрывно связано с событием, которое произошло 17 октября 1888 г. В этот злополучный день Император Александр III вместе со своей семьёй и сопровождающими её лицами возвращался из поездки по Кавказу на поезде. Неожиданно недалеко от станции Борки Харьковской губернии поезд, шедший со скоростью более 60 вёрст, неожиданно сошёл с рельсов. Вагон, где находилась Царская Семья, был опрокинут с насыпи, стены его были повреждены и крыша упала на пассажиров.
В результате этой страшной аварии под обломками вагона погибли 23 человека, а 22 тяжело были тяжело ранены. Но произошло чудо — никто из членов императорской семьи серьёзно не пострадал. Императору Александру III удалось удержать крышу вагона на своих плечах, пока все не покинули вагон. Это событие вызвало в России восторг, и по случаю чудесного спасения императорской семьи вскоре был организован специальный комитет для сбора пожертвований для строительства храма Христа Спасителя и часовни Нерукотворного Спаса недалеко от места железнодорожной катастрофы.
И в честь этого события Духовенство Харьковской епархии решило отлить из чистого серебра колокол весом в 10 пудов, о чём было сделано представление обер-прокурору Святейшего Синода архиепископом Харьковским и Ахтырским Амвросием с просьбой, получить разрешение от Александра III для исполнения этого замысла.
По замыслу архитекторов колокол должен был висеть на наружной стене колокольни харьковского кафедрального собора, обращённый к линии Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Ежедневно в 14 часов 14 минут, то есть в самое время свершения чуда спасения императорской семьи, предполагалось звонить в этот колокол в продолжение пяти минут благодарность Богу за свершённое чудо.
На отливку удивительного серебряного колокола денежные средства и лом серебра принимали как при доме архиепископа, так и во всех приходских храмах Харьковской епархии. Народные пожертвования на отливку колокола превзошли все возможные ожидания, и за один месяц собрали серебра на сумму, позволившую объявить, что общий вес колокола будет не 10, как рассчитывали, а 20 пудов.
Серебряный колокол был отлит 5 июня 1890 г. в Харькове на колокололитейном заводе Рыжова, а 14 октября 1890 г. его торжественно подняли на первый этаж соборной колокольни в специально построенную для него часовню. Ежедневно совершали звон в Царский колокол, и он стал достопримечательностью Харькова. Во время революции колокол бесследно исчез. Поиски не прекращались много лет и увенчались успехом. В одном из изданий «Известий Таврического общественного комитета» нашлась статья, опубликованная в номере от 30 мая 1917 г., которая сообщала о съезде иерархов Харьковской епархии. Один из иерархов выступил со следующим заявлением: «Самодержавие пало и вместе с ним должен замолкнуть глас колокола».
При этом Съезд Харьковской епархии единогласно постановил: «Царский колокол снять с колокольни и отправить на Монетный двор для последующей переплавки, а полученные за него деньги пожертвовать для детей-сирот Харьковской губернии, чьи отцы погибли в годы Первой мировой войны». Переплавка Царского колокола стала предвестником массовой гибели колоколов в России в последующие годы 12.
В заключение, следует упомянуть о судьбе колокола «Мария Доленс», который является самым большим колоколом в Италии весом около 23 тонн. Это колокол-памятник погибшим всех национальностей в период Первой мировой войны с 1914 по 1918 гг. Его, пожалуй, можно назвать первым «колоколом мира». Идея создания этого колокола принадлежала священнику Антонио Росаро. В 1924 г. колокол отлили из металла пушек армий стран, участвовавших в Первой мировой войне, и установили недалеко от итальянского города Роверето, где во время Первой мировой войны шли ожесточённые бои. 24 мая 1925 г. колокол был крещён именем «Мария До-ленс». «Мария Доленс» звонит 100 раз каждый вечер в 18.00. Кроме того, у каждой страны есть свой «день поминовения», когда колокол звонит именно по её жертвам. Для России — это 22 марта 13.
Список литературы Утраченные колокола Первой мировой войны
- Колокол - звучащий металл. [Электронный ресурс] // Latmet. URL: http://www.latmet.lv/articles.pl?id=14&lang=rus (дата обращения 28.07.2014).
- Нарожная С. Колокола и колокольчики: сорок веков истории. Опыт сравнительной хронологии. [Электронный ресурс] // Колокольчики и колокола: коллекция и история URL: http://www.decorbells.ru/history_40centures.htm (дата обращения 28.07.2014).
- Колокола и карильон в базилике свв. Петра и Павла на Вышеграде [Электронный ресурс] // Прага. Тени минувшего. URL: http://prahafx.ru/religion/zvon_vys.htm (дата обращения 28.07.2014).
- Стариков Н. В. 1917. Разгадка «русской» революции. СПб., 2013.
- Нарожная С. Колокола и колокольчики: сорок веков истории..
- Звонят колокола.. [Электронный ресурс] // URL: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/zvonyat_kolokola.html (дата обращения 28.07.2014).
- ЦГАМО. Ф. 66. On. 18. Д. 223. Д.314. Л. 23-23 об.
- Там же. Л. 27: 259. 142. 149. 143. 144. 230. 190.
- Вечерний Харьков. 10 октября 2006. № 111 (9057).
- Колокол - звучащий металл. [Электронный ресурс].