Уволенные в запас кадровые военнослужащие как ресурс государственного развития
Автор: Макаев Станислав Анатольевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политические процессы и практики
Статья в выпуске: 9, 2009 года.
Бесплатный доступ
В статье поставлены сложные вопросы, связанные с проблемой переподготовки увольняемых из армии кадровых военнослужащих, которые рассматриваются как ресурс государственного развития.
Переобучение, переподготовка, трудоустройство, образовательные технологии, военнослужащие, гражданская специальность
Короткий адрес: https://sciup.org/170165030
IDR: 170165030
Текст научной статьи Уволенные в запас кадровые военнослужащие как ресурс государственного развития
ля военного предельный возраст службы, как правило, ограничивается 45–50 годами, и увольняемые со службы кадровые военнослужащие стремятся продолжить трудовую деятельность по гражданским специальностям. Работа с этой социальной группой является реализацией активной политики государства в сфере занятости населения.
Активная политика обозначает приоритетные направления – обучение, переподготовку и повышение квалификации людей, нуждающихся в трудоустройстве. К сожалению, в настоящее время отсутствуют независимые оценки реализации указанных задач и необходимости переподготовки специалистов. Не идёт речь о задействовании кадрового потенциала увольняемых военных в продвижении инновационных технологий.
В ряде научных публикаций рассматриваемый нами трудовой потенциал оценивается как имеющиеся и не реализованные возможности, своего рода скрытый резерв1. В самих же ВС проблема кадров стала проявляться с 2000–2002 гг., когда утратили ведущие позиции поколения советского периода и окончательно проявилась необходимость их модернизации, так как обозначились тенденции превращения России в страну в недостаточным оборонным потенциалом и неэффективными Вооружёнными силами. Достаточно показательно, что именно в те годы на службу в российскую армию стали принимать иностранных граждан.
В истории постсоветской России предпринимались относительно успешные попытки переподготовки увольняемых со службы кадровых военных. В результате в стране параллельно сложились три конкурирующие системы адаптации и переподготовки военнослужащих: бюджетная, внебюджетная, инвестиционная.
Основу первой – бюджетной – системы составляли ведомственные образовательные учреждения Государственного комитета РФ по высшему образованию, Министерства образования РФ и Министерства обороны РФ, осуществлявшие подготовку и переподготовку лиц, в том числе увольняемых с военной службы, на гражданские специальности, а также учебно-образовательные структуры переподготовки и повышения квалификации специалистов Министерства труда РФ, Государственного комитета РФ по оборонной промышленности, Федеральной службы занятости населения РФ и др.
Данная система переподготовки военнослужащих, лиц, уволен- ных в запас, и членов их семей не была ориентирована на решение проблем трудоустройства. В результате её эффективность была сравнительно низкой в силу специфики формирования нового рынка труда.
Недостатки бюджетной системы переподготовки военнослужащих объективно привели к формированию принципиально иной системы – внебюджетной, которая строилась и развивалась за счёт привлечения средств предпринимательской деятельности различных структур (прежде всего, тех предприятий, которые создавались бывшими офицерами); спонсорских взносов ряда предприятий и фирм; целевого финансирования подготовки и переподготовки кадров из числа бывших военнослужащих частными отечественными и иностранными фирмами; индивидуальной оплаты переподготовки военнослужащими, уволенными в запас, и членами их семей и др. В ряде случаев данная система использовала средства Федеральной службы занятости населения РФ.
Параллельно с бюджетной и внебюджетной системами переподготовки и трудоустройства военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей формировалась третья система – инвестиционная. Её особенности заключались в следующем: средства выделялись различными зарубежными организациями и фондами; финансирование переподготовки и трудоустройства военнослужащих было программно-целевым; приоритет отдавался экономическим, рыночным профессиям; сроки переподготовки были ограничены 2–4 месяцами; к реализации целей и задач этой системы привлекались западные специалисты различного профиля; ориентация на взаимодействие с бюджетной и внебюджетной системами внутри страны носила избирательный характер (решение принимал западный инвестор).
Такое развитие параллельных систем переподготовки становилось нерациональным. Росло понимание необходимости объединения усилий и выработки общей стратегии и тактики в решении проблем переподготовки бывших военнослужащих, придания этому процессу управляемого, планового и стабильного характера.
В современных условиях необходим новый подход к переподготовке бывших военнослужащих, в частности необходимо учитывать гендерные изменения состава
Вооружённых сил, а также привлечение на службу в армию граждан других государств.
У государства пока нет понимания, каким образом необходимо реформировать в целом рынок труда в условиях всемирного финансового кризиса, не говоря уже об увольняемых из армии военнослужащих и членах их семей. На взгляд автора настоящей статьи, наиболее оптимальной представляется такая модель переподготовки, которая основана на процессном подходе и реализуется по схеме: «планирование возможного трудоустройства – осуществление переподготовки с учётом имеющихся в регионе рабочих мест – оценка эффективности социализации – анализ возможных дисфункций с принятием мер по уменьшению социальной напряжённости».
Офицер запаса всегда формировался как «государственный человек», он привносит специфические трудовые качества в гражданские трудовые коллективы. Офицеры запаса, уходя из армии в активном трудоспособном возрасте, обладая высоким управленческим потенциалом, испытывают значительные трудности в его реализации. Исследования, проведённые Институтом проблем занятости РАН при поддержке Министерства труда РФ (1998), Комитета труда и занятости Правительства Москвы (2002), Института «Открытое общество», фонда «Евразия» и Министерства обороны РФ (2003), показывают наличие значительных проблем в реализации офицерами запаса своих возможностей. Лишь 25–30% бывших офицеров с высшим образованием и опытом управления принимаются на работу в качестве руководителей и специалистов. Более 40% уволенных офицеров выполняют работу ниже своей квалификации (рабочие, охранники), что порождает социально-психологические и бытовые проблемы.
По сути дела, в настоящее время люди, приобретя огромный жизненный, в первую очередь управленческий, опыт, практически отстранены от управленческой деятельности, в то время как страна остро нуждается в грамотных управленцах, испытывая тяжелейший кадровый голод и в органах государственного управления, и в частных структурах1. Ни Минздравсоц- развития, ни Минпромторг России, ни Роструд не представили обществу реальную программу переквалификации приходящих из армии в гражданские сферы труда десятков тысяч людей, значительная часть которых имеет специализированное военно-техническое и командное образование.
Президент РФ Д.А. Медведев дал указания правительству оперативно принять меры по подготовке и развёртыванию учебных центров для обучения мирным профессиям молодых офицеров запаса. Речь идёт о подготовке по специальностям управленцев, экономистов, юристов, предпринимателей, фермеров и т.д. На законодательном уровне путём внесения поправок в закон «О статусе военнослужащего» будут определены дополнительные льготы для этой части отставников. Однако реальность создания в предусмотренные сроки инфраструктуры упомянутых центров переподготовки вызывает сомнения.
Хотя такой опыт есть. В начале 90-х гг. в Западной группе войск в соответствии с решением правительства ФРГ немецкие преподаватели организовали учёбу российских офицеров на курсах менеджеров. В итоге несколько тысяч военнослужащих ещё до возвращения на Родину получили дипломы международного образца. Пару лет назад нечто похожее пытались организовать в России. Для увольняемых в запас хотели ввести специальные сертификаты, дающие право бесплатно обучаться в любых вузах страны. Планировалось, что документ откроет им двери на платные факультеты и отделения университетов и институтов, а деньги за обучение целевым назначением переведут в вуз из бюджета. Однако хорошая идея так и осталась на бумаге1.
Внесённые в 2008 г. поправки в закон «О статусе военнослужащих» предусматривают, что всех желающих офицеров и прапорщиков перед увольнением в запас четыре месяца будут обучать гражданским специальностям. Переподготовка рассчитана на 500 часов теоретических и практических занятий под руководством опытных преподавателей.
Насколько реально столь масштабное переобучение 160 тыс. офицеров и 140 тыс. прапорщиков, показывает уже накопленный опыт. Так, в рамках национального проекта «Образование» за два года в Вооружённых силах было организовано обучение всего нескольких тысяч военных мирным специальностям. Другой пример. За 15 лет с 1992 по 2007 г. в Северо-Кавказской академии государственной службы было подготовлено 25 тыс. специалистов.
Для переобучения увольняемых со службы в ходе реализации военной реформы кадровых военнослужащих отсутствует не только инфраструктура, но и кадры высококвалифицированных преподавателей по востребованным рынком специальностям.
Бывшим военным необходимо не только найти рабочее место, но и адаптироваться к новой социальной среде, что далеко не всегда происходит безболезненно, особенно для лиц, проходивших службу в отдалённых гарнизонах. Только опережающее обучение и создание новых рабочих мест позволит избежать социальной нестабильности, чреватой политическими кризисами.
Необходимо в кратчайшие сроки осуществить разработку и принятие государственной целевой программы обучения увольняемых из армии офицеров гражданским специальностям. Проблема переквалификации и трудоустройства увольняемых военнослужащих и членов их семей остро стоит практически во всех регионах страны. Многое здесь зависит от региональных властей. В качестве примеров положительного опыта можно привести работу администраций Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Самарской, Тюменской, Саратовской, Нижегородской, Тверской и ряда других областей, в которых вопросы переподготовки и трудоустройства уволенных военнослужащих решаются на основе социальных программ, согласующихся с планами регионального экономического развития.
Рынок труда объективно берёт на себя функции основного регулятора движения рабочей силы в основном на стадии обращения. Получают развитие различные типы рынка труда, видоизменяется структура его взаимосвязей с экономической активностью и занятостью населения. Это находит отражение в сосуществовании и противоречивом развитии открытого и регулируемого, саморегулируемого и «теневого» рынков труда, в повышении степени свободы труда, с одной стороны, и монополизации условий занятости – с другой.
Сегодня необходимо вести речь о переориентации государственной социальной политики в вопросах социального обустройства увольняемых со службы военнослужащих с тактики локального реагирования на разработку и финансирование стратегических проектов, которые могут быть неприбыльными в среднесрочной перспективе, зато выгодными социально, а значит, долгосрочно целесообразными. Одно из таких направлений состоит в привлечении уволенных из армии военнослужащих к реализации проводимой в стране административной реформы, в том числе и на уровне местного самоуправления.
Необходимо пересматривать систему переобучения увольняемых с военной службы кадровых военнослужащих, а так- же объём выделяемых для решения жилищной проблемы средств. Должен быть увеличен срок обучения и переподготовки бывших военнослужащих, существенно повышены качество переподготовки и сумма, затраченная на каждого увольняемого из армии кадрового военнослужащего.
Необходимо в кратчайшие сроки разработать федеральную целевую программу по переподготовке и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы в связи с сокращением Вооружённых сил и других войск. В процессе переподготовки на одно из первых мест должно быть поставлено внедрение новых современных образовательных технологий для военнослужащих, позволяющих получать гражданскую специальность во время прохождения срочной службы.